MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C9F596.F97D5590" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01C9F596.F97D5590 Content-Location: file:///C:/A651669E/file2542.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" ВРЕМЯ БУСИДО

       ВРЕМЯ БУСИДО

Дмит= 088;ий В. Гарбузов

Ка&#= 1092;едра философии Волгоградсl= 2;ого государствk= 7;нного университеm= 0;а, buendia@bk.ru

Изk= 4;естен интерес позднего Хайдеггера = 82; японской культуре, а также и обратный интерес японских мыслителей = 82; философии Хайдеггера. = 053;асколько это не случайно наиболее ярко видно н= 072; примере бусидо. Приблизитеl= 3;ьный перевод этого слова означает «п = 91;ть буси», т.е. воина, или иначе, самурая. Бусидо, таки= 084; образом, это кодекс пове = 76;ения воина-самур = 72;я, или в более широком смысле – мировоззреl= 5;ие, самосознанl= 0;е и способ жизни самурая. В наиболее полной мере кодекс бусидо изло = 78;ен в трактате Ямамото Цунэтомо «Х = 72;гакурэ» (1716), который обычно переводят как «Сокрытое в = 083;истве»[1]. =

Выl= 8;ажая мировоззреl= 5;ие профессионk= 2;льных воинов, бусидо основан на ясном осознании того, что ключом к жизни является смерть. Жизн= 100; человека – это фундаментаl= 3;ьно бытие к смерти. Это может быть неочевидно для обычных людей, но отчетливо ясно именно для воина, регулярно находящегоl= 9;я в ситуациях, пограничныm= 3; между жизнь = 02; и смертью. Че&#= 1083;овек, желающий быть воином, не должен за= 073;луждаться на этот счет – у него на самом деле н= 077; будет выбор = 72;. Цунэтомо пишет об это= 084; следующим образом: «Путь самур = 72;я обретается = 74; смерти. Когд= 072; для выбора имеются два пути, существует лишь быстры = 81; и единственнm= 9;й выход – смерть. Это не особенно трудно. Будь тверд в свое= 081; решимости и иди вперед. Рассуждениn= 3; о том, что  умере= ть, не достигну = 74; своей цели, значит умереть собачьей смертью, – это досужая болтовня се = 73;ялюбивых людей. Когда ты стоишь перед необх = 86;димостью выбрать жизнь или смерть, то до&#= 1089;тигнешь ты своей цел= 080; или нет, уже не важно. Каждый из на= 089; хочет жить. И по большей части мы строим свои рассуждениn= 3; в соответст = 74;ии с нашими предпочтенl= 0;ями. Но не добить= 089;я своей цели и продолжать жить – это трусость. Здесь нельз = 03; ошибиться. Умереть, не д&#= 1086;стигнув цели, – это дейст= 074;ительно собачья смерть и фанатизм. Но в этом нет бе&#= 1089;честия. В этом суть Пути самура = 03;. Если, укрепляя свое сердце решимостью каждое утро = 080; каждый вече = 88;, человек сможет жить так, словно тело его уже умерло, путь будет для него свободен. Вс= 103; его жизнь будет безуп = 88;ечна, и он добьетс= 103; успеха на своем попри = 97;е»[2].<= o:p>

Таl= 2;им образом, выражаясь словами Хайдеггера, Путь самура = 03; – это l= 5;абросок к смерти. Сме&#= 1088;ть завершает, исполняет жизнь, прида= 077;т ей окончательl= 5;ую целостностn= 0;. Смерть вырывает судьбу из-по= 076; власти необходимоl= 9;ти и отдает жизнь челов = 77;ка в его собственныk= 7; руки. Поэтом= 091; воин – это тот человек, который способен пр = 86;явить «заступающm= 1;ю решимость» = 80; в нужный момент воспользовk= 2;ться смертью, чтобы исполнить свою судьбу = 080; взять жизнь = 074; свои руки. Од&#= 1085;ако, «когда наступает момент, нет времени для раздумий»[3], и поэтому самурай не д= 086;лжен ждать наступлениn= 3; рокового мгновения, н= 086; должен заранее подготовитn= 0;ся к нему. Люди склонны жит = 00; так, как будто они точно знают, что у них еще есть время, но воин, част&#= 1086; находящийсn= 3; в ситуации смертельноl= 1; опасности, н= 077; может себе этого позволить: «Прежде всего Путь самурая заключаетсn= 3; в сознании того, что ты не знаешь, что случитс = 03; в следующее мгновение…&raqu= o;[4] Поэтому беспечный воин находится в страшной опасности «недостойнl= 6;й смерти», которая не позволит ем = 91; исполнить свою судьбу = 080; отдаст его жизнь во вла= 089;ть внешней необходимоl= 9;ти[5]. = Из этого также следует, что масштаб человека невозможно точно опред = 77;лить при жизни, поскольку своей вершины люд = 80; достигают только в момент смерти: «Люд= 080;, которые достойно встретили свою смерть, были людьми истинно храбрыми. Существует много таких примеров. Но люди, которы= 077; постоянно ведут себя так, словно достигли вершин совершенстk= 4;а, в час смерти испытывают смятение и н= 077; обладают истинной храбростью&raqu= o;[6].<= o:p>

Всk= 7; это объясняет, почему для воина принципиалn= 0;но важно жить исходя из будущего, вечно возвращатьl= 9;я в настоящее из заступаю = 97;его наброска на собственнуn= 2; смерть. Тако= 077; самосознанl= 0;е придает ценность ка = 78;дому мгновению жизни. Нет никакой разницы, что занимает тебя в кажды= 081; конкретный момент времени, все он важны, потому что именно в это &#= 1084;гновение возможна встреча со смертью. Име= 090;ь амбиции и строить планы на будущее – эт= 086; не дело воина, который живет конкретным мгновением, стараясь прожить его максимальнl= 6; полно и сосредоточk= 7;нно, поскольку именно оно может стать последним: «Поистине, нет ничего, кроме задач = 80; текущего момента. Вся жизнь человека – это последоватk= 7;льность отдельных моментов, перетекающl= 0;х друг в друга. Если челове = 82; полностью осознает те = 82;ущий момент, больше ему ничего делать не нужно и не к чему больше стремиться. Живи, сохран= 103;я верность единственнl= 6;й цели момент = 72;»[7].<= o:p>

Воl= 0;н, сосредоточk= 7;нный на каждом конкретном мгновении времени подобен охотнику, который поставил ловушку и терпеливо ждет, когда в нее попадется добыча. Сама по себе актуальная задача каждого отдельного момента вре = 84;ени не имеет ценности, но в ней может на одно мгновение, внезапно раскрыться метафизичеl= 9;кий Путь человека и поэтому нужно сохранять сосредоточk= 7;нность, чтобы успет = 00; сделать шаг = 087;о этому пути: «Господин Санэмори сказал: «В пр&#= 1077;делах одного вздоха, где нет места ошибке, проходит Путь». Если это так, тогда Путь о= 076;ин. Но никто не может ясно осознать эт = 86; сразу»[8]. =

Одl= 5;ако само осозна = 85;ие того, что метафизичеl= 9;кий Путь не имее= 090; длительносm= 0;и и «обретаетсn= 3; в пределах одного вздоха» требует времени. Большинствl= 6; людей обреч = 77;ны на прохождениk= 7; длительногl= 6; жизненного пути для тог= 086; чтобы получить ничего не гарантируюm= 7;ую возможностn= 0; понять это. Ц&#= 1091;нэтомо пишет об это= 084; очень образно: «Ну= 078;но постоянно двигаться вперед, постоянно п = 86;лзти вперед, словно маленький червячок. Бо= 078;ества и Будды такж= 077; начинали с обетов»[9]. = Именно наличие метафизичеl= 9;кого Пути и судьб= 099; оправдываеm= 0; и придает ценность времени и истории. Есл= 080; существует Путь, то не бы&= #1074;ает плохих времен: «Человек, у которого не = 76;остает мудрости, ругает свое время»[10].= Следовател = 00;но, никакое время не может быть оправданиеl= 4; ложного, неискреннеk= 5;о, неподлинноk= 5;о существоваl= 5;ия.

Теl= 4; не менее, постоянно поддерживаm= 0;ь полноценноk= 7;, подлинное существоваl= 5;ие – это очень сложная задача для любого человека, и в &= #1073;усидо главным способом ее достижения является отчетливое осознание смерти: «Говорят, чт= 086; для того, чтобы следовать путем искре = 85;ности, нужно жить так, словно ты уже умер»[11]. Таким образом, для того, чтобы сохранять и = 89;кренность и подлинностn= 0; жизни, самурай дол = 78;ен медитироваm= 0;ь над своей смертью. Цунэтомо пишет об это= 084; так: «…Путь самурая лежит через каждодневнl= 6;е переживаниk= 7; смерти. Он должен размышлять = 86; том, в каком м&= #1077;сте может подстерегаm= 0;ь его смерть, представляm= 0;ь, какая смерт = 00; наиболее достойна, ук= 088;еплять в себе мысль о неизбежносm= 0;и смерти. <…> Следует ежедневно погружатьсn= 3; в медитацию, готовя себя = 082; неизбежносm= 0;и смерти. Кажд= 099;й день, успокоив тело и разум, следует мед = 80;тировать, представляn= 3;, что твое тел= 086; разрывают н = 72; части стрел = 99;, ружейные пули, копья и мечи и т.д. <…> h= 8; каждый день независимо от обстоятельl= 9;тв, следует считать себ = 03; мертвым»[12].=

Таl= 2;им образом, традиция японского бусидо пред = 89;тавляет собой яркий пример мировосприn= 3;тия, самосознанl= 0;я и жизненной практики, выражающих = 01;кстатическ&#= 1086;е, в хайдеггероk= 4;ском смысле, пони= 084;ание времени, в котором все три модуса временения экстатично слиты в единое цело = 77;, а динамика жизни осуществляk= 7;тся как возвращениk= 7; назад, в настоящее и = 79; заступающеk= 5;о наброска к своему окон = 95;ательному пределу.

 



<= ![if !supportFootnotes]>[1] См.: Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. М.: Экс= мо, 2007. – 432с.

[2] Там же. С. 20.

[3] Там же. С. 42.

[4] Там же. С. 42.

[5] «Человек, который не укрепился в решимости неизбежно умереть, обрекает себя на недо= 089;тойную смерть». – Там же. С. 48. Бусидо признает кармическуn= 2; традицию и поэтому возможностn= 0; «потерять себя» в недостойноl= 1; смерти – это для самурая ни в коем случае не просто метафора ре = 95;и.

[6] Там же. С. 250.

[7] Там же. С. 101.

[8] Там же. С. 33.

[9] Там же. С. 262. Давая обеты = 080; безусловно следуя им, человек дисциплиниl= 8;ует себя, поскольку в = 99;нужден жертвовать = 73;лижайшие жизненные блага в пользу невидимых, метафизичеl= 9;ких ценностей.

[10] Там же. С. 73.

[11] Там же. С. 217.

[12] Там же. С. 110, 253.

------=_NextPart_01C9F596.F97D5590 Content-Location: file:///C:/A651669E/file2542.files/header.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"





PAGE=  

 

PAGE=   2

 

------=_NextPart_01C9F596.F97D5590 Content-Location: file:///C:/A651669E/file2542.files/filelist.xml Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/xml; charset="utf-8" ------=_NextPart_01C9F596.F97D5590--