MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C9F596.F97D5590" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01C9F596.F97D5590 Content-Location: file:///C:/A651669E/file2542.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
ВРЕМЯ
БУСИДО
Дмит=
088;ий
В. Гарбузов
Ка=
1092;едра
философии
Волгоградсl=
2;ого
государствk=
7;нного
университеm=
0;а,
buendia@bk.ru
Изk=
4;естен
интерес
позднего
Хайдеггера
=
82;
японской
культуре, а
также и
обратный
интерес
японских
мыслителей
=
82;
философии
Хайдеггера. =
053;асколько
это не
случайно
наиболее
ярко видно н=
072;
примере бусидо.
Приблизитеl=
3;ьный
перевод
этого слова
означает «п
=
91;ть
буси», т.е.
воина, или
иначе,
самурая.
Бусидо, таки=
084;
образом, это
кодекс пове
=
76;ения
воина-самур
=
72;я,
или в более
широком
смысле –
мировоззреl=
5;ие,
самосознанl=
0;е
и способ
жизни
самурая. В
наиболее
полной мере
кодекс
бусидо изло
=
78;ен
в трактате
Ямамото
Цунэтомо «Х
=
72;гакурэ»
(1716), который
обычно
переводят
как
«Сокрытое в =
083;истве»[1]. =
Выl= 8;ажая мировоззреl= 5;ие профессионk= 2;льных воинов, бусидо основан на ясном осознании того, что ключом к жизни является смерть. Жизн= 100; человека – это фундаментаl= 3;ьно бытие к смерти. Это может быть неочевидно для обычных людей, но отчетливо ясно именно для воина, регулярно находящегоl= 9;я в ситуациях, пограничныm= 3; между жизнь= 02; и смертью. Че= 1083;овек, желающий быть воином, не должен за= 073;луждаться на этот счет – у него на самом деле н= 077; будет выбор = 72;. Цунэтомо пишет об это= 084; следующим образом: «Путь самур = 72;я обретается = 74; смерти. Когд= 072; для выбора имеются два пути, существует лишь быстры = 81; и единственнm= 9;й выход – смерть. Это не особенно трудно. Будь тверд в свое= 081; решимости и иди вперед. Рассуждениn= 3; о том, что умере= ть, не достигну = 74; своей цели, значит умереть собачьей смертью, – это досужая болтовня се = 73;ялюбивых людей. Когда ты стоишь перед необх = 86;димостью выбрать жизнь или смерть, то до= 1089;тигнешь ты своей цел= 080; или нет, уже не важно. Каждый из на= 089; хочет жить. И по большей части мы строим свои рассуждениn= 3; в соответст = 74;ии с нашими предпочтенl= 0;ями. Но не добить= 089;я своей цели и продолжать жить – это трусость. Здесь нельз= 03; ошибиться. Умереть, не д= 1086;стигнув цели, – это дейст= 074;ительно собачья смерть и фанатизм. Но в этом нет бе= 1089;честия. В этом суть Пути самура= 03;. Если, укрепляя свое сердце решимостью каждое утро = 080; каждый вече = 88;, человек сможет жить так, словно тело его уже умерло, путь будет для него свободен. Вс= 103; его жизнь будет безуп = 88;ечна, и он добьетс= 103; успеха на своем попри = 97;е»[2].<= o:p>
Таl= 2;им образом, выражаясь словами Хайдеггера, Путь самура= 03; – это l= 5;абросок к смерти. Сме= 1088;ть завершает, исполняет жизнь, прида= 077;т ей окончательl= 5;ую целостностn= 0;. Смерть вырывает судьбу из-по= 076; власти необходимоl= 9;ти и отдает жизнь челов = 77;ка в его собственныk= 7; руки. Поэтом= 091; воин – это тот человек, который способен пр = 86;явить «заступающm= 1;ю решимость» = 80; в нужный момент воспользовk= 2;ться смертью, чтобы исполнить свою судьбу = 080; взять жизнь = 074; свои руки. Од= 1085;ако, «когда наступает момент, нет времени для раздумий»[3], и поэтому самурай не д= 086;лжен ждать наступлениn= 3; рокового мгновения, н= 086; должен заранее подготовитn= 0;ся к нему. Люди склонны жит= 00; так, как будто они точно знают, что у них еще есть время, но воин, част= 1086; находящийсn= 3; в ситуации смертельноl= 1; опасности, н= 077; может себе этого позволить: «Прежде всего Путь самурая заключаетсn= 3; в сознании того, что ты не знаешь, что случитс= 03; в следующее мгновение…&raqu= o;[4] Поэтому беспечный воин находится в страшной опасности «недостойнl= 6;й смерти», которая не позволит ем = 91; исполнить свою судьбу = 080; отдаст его жизнь во вла= 089;ть внешней необходимоl= 9;ти[5]. = Из этого также следует, что масштаб человека невозможно точно опред = 77;лить при жизни, поскольку своей вершины люд = 80; достигают только в момент смерти: «Люд= 080;, которые достойно встретили свою смерть, были людьми истинно храбрыми. Существует много таких примеров. Но люди, которы= 077; постоянно ведут себя так, словно достигли вершин совершенстk= 4;а, в час смерти испытывают смятение и н= 077; обладают истинной храбростью&raqu= o;[6].<= o:p>
Всk= 7; это объясняет, почему для воина принципиалn= 0;но важно жить исходя из будущего, вечно возвращатьl= 9;я в настоящее из заступаю = 97;его наброска на собственнуn= 2; смерть. Тако= 077; самосознанl= 0;е придает ценность ка = 78;дому мгновению жизни. Нет никакой разницы, что занимает тебя в кажды= 081; конкретный момент времени, все он важны, потому что именно в это = 1084;гновение возможна встреча со смертью. Име= 090;ь амбиции и строить планы на будущее – эт= 086; не дело воина, который живет конкретным мгновением, стараясь прожить его максимальнl= 6; полно и сосредоточk= 7;нно, поскольку именно оно может стать последним: «Поистине, нет ничего, кроме задач = 80; текущего момента. Вся жизнь человека – это последоватk= 7;льность отдельных моментов, перетекающl= 0;х друг в друга. Если челове = 82; полностью осознает те = 82;ущий момент, больше ему ничего делать не нужно и не к чему больше стремиться. Живи, сохран= 103;я верность единственнl= 6;й цели момент = 72;»[7].<= o:p>
Воl=
0;н,
сосредоточk=
7;нный
на каждом
конкретном
мгновении
времени
подобен
охотнику,
который
поставил
ловушку и
терпеливо
ждет, когда в
нее
попадется
добыча. Сама
по себе
актуальная
задача
каждого
отдельного
момента вре
=
84;ени
не имеет
ценности, но
в ней может
на одно
мгновение,
внезапно
раскрыться
метафизичеl=
9;кий
Путь
человека и
поэтому
нужно
сохранять
сосредоточk=
7;нность,
чтобы успет=
00;
сделать шаг =
087;о
этому пути:
«Господин
Санэмори
сказал: «В пр=
1077;делах
одного
вздоха, где
нет места
ошибке,
проходит
Путь». Если
это так,
тогда Путь о=
076;ин.
Но никто не
может ясно
осознать эт
=
86;
сразу»[8]. =
Одl=
5;ако
само осозна
=
85;ие
того, что
метафизичеl=
9;кий
Путь не имее=
090;
длительносm=
0;и
и
«обретаетсn=
3;
в пределах
одного
вздоха»
требует
времени.
Большинствl=
6;
людей обреч
=
77;ны
на
прохождениk=
7;
длительногl=
6;
жизненного
пути для тог=
086;
чтобы
получить
ничего не
гарантируюm=
7;ую
возможностn=
0;
понять это. Ц=
1091;нэтомо
пишет об это=
084;
очень
образно: «Ну=
078;но
постоянно
двигаться
вперед,
постоянно п
=
86;лзти
вперед,
словно
маленький
червячок. Бо=
078;ества
и Будды такж=
077;
начинали с
обетов»[9]. =
Именно
наличие
метафизичеl=
9;кого
Пути и судьб=
099;
оправдываеm=
0;
и придает
ценность
времени и
истории. Есл=
080;
существует
Путь, то не бы&=
#1074;ает
плохих
времен:
«Человек, у
которого не
=
76;остает
мудрости,
ругает свое
время»[10].=
Следовател=
00;но,
никакое
время не
может быть
оправданиеl=
4; ложного,
неискреннеk=
5;о,
неподлинноk=
5;о
существоваl=
5;ия.
Теl=
4;
не менее,
постоянно
поддерживаm=
0;ь
полноценноk=
7;,
подлинное
существоваl=
5;ие
– это очень
сложная
задача для
любого
человека, и в &=
#1073;усидо
главным
способом ее
достижения
является
отчетливое
осознание
смерти:
«Говорят, чт=
086;
для того,
чтобы
следовать
путем искре
=
85;ности,
нужно жить
так, словно
ты уже умер»[11].
Таким
образом, для
того, чтобы
сохранять и
=
89;кренность
и
подлинностn=
0;
жизни,
самурай дол
=
78;ен
медитироваm=
0;ь
над своей
смертью.
Цунэтомо
пишет об это=
084;
так: «…Путь
самурая
лежит через
каждодневнl=
6;е
переживаниk=
7;
смерти. Он
должен
размышлять
=
86;
том, в каком м&=
#1077;сте
может
подстерегаm=
0;ь
его смерть,
представляm=
0;ь,
какая смерт=
00;
наиболее
достойна, ук=
088;еплять
в себе мысль
о
неизбежносm=
0;и
смерти. <…>
Следует
ежедневно
погружатьсn=
3;
в медитацию,
готовя себя =
082;
неизбежносm=
0;и
смерти. Кажд=
099;й
день,
успокоив
тело и разум,
следует мед
=
80;тировать,
представляn=
3;,
что твое тел=
086;
разрывают н
=
72;
части стрел
=
99;,
ружейные
пули, копья и
мечи и т.д. <…> h=
8;
каждый день
независимо
от
обстоятельl=
9;тв,
следует
считать себ=
03;
мертвым»[12].=
Таl=
2;им
образом,
традиция
японского
бусидо пред
=
89;тавляет
собой яркий
пример
мировосприn=
3;тия,
самосознанl=
0;я
и жизненной
практики,
выражающих =
01;кстатическ=
1086;е,
в
хайдеггероk=
4;ском
смысле, пони=
084;ание
времени, в
котором все
три модуса
временения
экстатично
слиты в
единое цело
=
77;,
а динамика
жизни
осуществляk=
7;тся
как
возвращениk=
7;
назад, в
настоящее и
=
79;
заступающеk=
5;о
наброска к
своему окон
=
95;ательному
пределу.
<=
![if !supportFootnotes]>[1] См.:
Кодекс
Бусидо.
Хагакурэ.
Сокрытое в
листве. М.: Экс=
мо,
2007. – 432с.
[2] Там же. С. 20.
[3] Там же. С. 42.
[4] Там же. С. 42.
[5] «Человек, который не укрепился в решимости неизбежно умереть, обрекает себя на недо= 089;тойную смерть». – Там же. С. 48. Бусидо признает кармическуn= 2; традицию и поэтому возможностn= 0; «потерять себя» в недостойноl= 1; смерти – это для самурая ни в коем случае не просто метафора ре = 95;и.
[6] Там же. С. 250.
[7] Там же. С. 101.
[8] Там же. С. 33.
[9] Там же. С. 262. Давая обеты = 080; безусловно следуя им, человек дисциплиниl= 8;ует себя, поскольку в = 99;нужден жертвовать = 73;лижайшие жизненные блага в пользу невидимых, метафизичеl= 9;ких ценностей.
[10] Там же. С. 73.
[11] Там же. С. 217.
[12] Там же. С. 110, 253.
PAGE=
|
PAGE=
2 |