© Ю.С.Владимиров

М Е Т А Ф И З И К А

Ю. С. Владимиров

Издательство ``Лаборатория базовых знаний'' 2002

УДК 530.12; 539.12

ББЛ 22.31

Владимиров Ю.С. Метафизика. Изд-во “Лаборатория базовых знаний”, 2002. - 550 с.

Книга посвящена метафизическим основаниям физики ХХ века, среди которых ключевыми категориями были пространство-время, частицы и поля переносчиков взаимодействий. В первой части рассмотривается физическое видение мира, где объединяются категории частиц и полей переносчиков взаимодействий. Во второй части представлено геометрическое видение мира, в котором категории (плоского) пространства-времени и полей переносчиков взаимодействий заменяются обобщенной категорией искривленного пространства-времени (общая теория относительности и многомерные геометрические теории Калуцы-Клейна). В третьей части анализируется реляционное миропонимание, которое включает в себя теории прямого межчастичного взаимодействия и физических структур. Анализ трех видений мира позволяет выявить систему более глубоких представлений, лежащих в фундаменте физического мироздания, на основе которых автором предложен новый подход к физике микромира и теории пространства-времени, составляющий предмет бинарной геометрофизики. В заключительной главе представленная физическая методология использована для анализа философско-религиозной сферы, где также можно выделить три начала: материальное, идеальное и духовное, определяющие соответственно три системы мировоззрения: материалистическое, идеалистическое и религиозное.

Книга адресована студентам, преподавателям, инженерам, физикам и философам, интересующимся физической картиной мира и тенденциями развития теоретической физики.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие редактора

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Метафизика с древнейших времен до XVIII века

1.1. “Книга перемен”

1.2. Школы Пифагора и Платона

1.3. Учения материалистов: от Фалеса до Демокрита

1.4. Метафизика Аристотеля

1.5. Преодоление “здравого смысла” античности

1.6. Природа как протяженная субстанция по Декарту

1.7. Метафизика Г.Лейбница

1.8. Натурфилософия Гюйгенса

1.9. “Математические начала натуральной философии”

1.10. Метафизика XVIII века

1.11. Природа и категории в натурфилософии И.Канта

1.12. Уроки метафизики и натурфилософии прошлого

ЧАСТЬ I. ТРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЯ

Глава 2. Пространство-время

2.1. “Мистика мирового эфира”

2.2. От пространства и времени к пространству-времени

2.3. Пространство-время Минковского

2.4. Системы отсчета (1+3-расщепление)

2.5. Хроногеометрия

2.6. Природа пространства-времени

2.7. Аксиоматика геометрии

2.8. Принцип фрактальности и метафизика категории пространства-времени

2.9. Геометрии с измененной аксиоматикой

Глава 3. Поля переносчиков взаимодействий

3.1. Концепция близкодействия

3.2. Электромагнитное поле

3.3. Гипотеза единой нелинейной бозонной теории поля

3.4. Метафизика категории полей переносчиков взаимодействий

3.5. Гравитационное поле

3.6. Фундаментальные физические взаимодействия

3.7. Симметрии и калибровочный подход к описанию взаимодействий

3.8. Бозонные поля в модели электрослабых взаимодействий

3.9. Глюонные поля в хромодинамике

3.10. Метафизика бозонных полей в физическом миропонимании

Глава 4. Категория частиц

4.1. Концепция атомизма

4.2. Метафизика категории частиц

4.3. Дуалистическая парадигма и полевое описание частиц

4.4. Уравнения Дирака

4.5. Математика двоичности. Спиноры

4.6. Гипотеза единой нелинейной спинорной теории поля

4.7. Гипотеза объединения полей на основе суперсимметрии

4.8. Лептоны

4.9. Электрослабые взаимодействия кварков

4.10. Сильные взаимодействия кварков

Глава 5. Квантовая теория и физическое видение первоосновы мира

5.1. Становление квантовой механики

5.2. Интерпретации квантовой механики

5.3. Метафизика квантовой теории

5.4. Аксиоматика квантовой механики. Гильбертово пространство

5.5. Представления и динамические переменные

5.6. Макроприбор и принцип суперпозиции

5.7. S-матрица и классическое пространство-время

5.8. Вторичное квантование и виды движения у Аристотеля

5.9. Развитие дуалистической парадигмы

5.10. Черты квантовой теории в монистической парадигме

ЧАСТЬ II. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ

Глава 6. От Евклида до Эйнштейна

6.1. Пятый постулат Евклида

6.2. Неевклидова геометрия Лобачевского

6.3. Неевклидова геометрия Римана

6.4. Идея Клиффорда о всеобщей геометризации физики

6.5. Эрнст Мах и геометрия

6.6. Конвенционализм А.Пуанкаре

6.7. Принцип эквивалентности и геометрия

Глава 7. Идеи и выводы общей теории относительности

7.1. Сущность общей теории относительности

7.2. Ключевые понятия общей теории относительности

7.3. Системы отсчета в теории гравитации

7.4. Пространство-время вблизи центрального источника

7.5. Вселенная в целом. Космология

7.6. Гравитационные волны

7.7. Обобщения римановой геометрии

7.8. Выводы из исследований общей теории относительности

Глава 8. Многомерность физического мира

8.1. Становление идеи о многомерности пространства

8.2. Суть 5-мерной теории Калуцы и ее “чудеса”

8.3. Необычность дополнительных координат, или почему классическое

пространство-время четырехмерно?

8.4. Обобщенная “система отсчета” (метод 1+4-расщепления)

8.5. Развитие 5-мерной теории

8.6. Анализ критических замечаний по теории Калуцы

8.7. Возрождение концепции многомерия

8.8. 7-Мерная геометрическая модель грави-электрослабых взаимодействий

8.9. 8-Мерная модель грави-сильных и электрослабых взаимодействий

8.10. Основные выводы из исследований многомерия

Глава 9. Единая геометрия мира: проблемы и гипотезы

9.1. Экстремальная геометрическая парадигма

9.2. Геометродинамика Уилера

9.3. Фридмоны Маркова

9.4. Имитация массивной материи геометрическими факторами

9.5. Теория супергравитации

9.6. Метафизика проблемы квантования гравитации

9.7. Планковская длина

9.8. Частицы в искривленном пространстве-времени

9.9. Гипотеза существования гравитонов

9.10. Идея Сахарова об индуцированной природе гравитации

9.11. Проблема квантования и многомерие

9.12. Выводы и перспективы

ЧАСТЬ III. РЕЛЯЦИОННОЕ И МОНИСТИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЯ

Глава 10. Концепция дальнодействия

10.1. Зарождение и причины угасания концепции дальнодействия

10.2. Альтернатива: близкодействие или дальнодействие?

10.3. Принцип Фоккера в электродинамике

10.4. Фейнмановская теория поглотителя

10.5. Принцип Маха и концепция дальнодействия

10.6. Прямое межчастичное гравитационное взаимодействие

10.7. Фейнмановская формулировка квантовой механики

10.8. Обоснование принципа Гюйгенса в отсутствие полей

10.9. Замечания и выводы по теории прямого взаимодействия

Глава 11. Реляционная концепция пространства-времени и теория физических структур

11.1. Реляционная концепция пространства и времени

11.2. Унарные физические структуры как геометрии

11.3. Системы отсчета и координатные системы в пространстве-времени Минковского

11.4. Второй закон Ньютона

11.5. Бинарные системы отношений

11.6. Программа структуризации физики

11.7. Теория физических структур и метафизика

Глава 12. Бинарная геометрофизика

12.1. Характер бинарной геометрофизики

12.2. Метафизика бинарной геометрофизики

12.3. Исходные понятия математического аппарата бинарной геометрофизики

12.4. Истоки 4-мерности и сигнатуры классического пространства-времени

12.5. Элементарные частицы

12.6. Прообраз уравнений Дирака

12.7. Бинарный объем как прообраз физического действия

12.8. Истоки категории полей промежуточных бозонов

12.9. Некоторые выводы и замечания

Глава 13. От триединства мира к категориям физики

13.1. Макроскопическая природа пространства-времени

13.2. Архитектоника бинарной геометрофизики

13.3. Факторы суммирования: фазы как элементы БСКО ранга (2,2)

13.4. Прообраз метрики пространства-времени

13.5. Макроприбор и происхождение понятия расстояния

13.6. Эволюция и БСКО ранга (2,2)

13.7. Происхождение закона пространства-времени Минковского

13.8. Новая интерпретация квантовой механики

13.9. Выводы

Глава 14. ФИЗИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ

14.1. Философия и фундаментальная теоретическая физика

14.2. Три начала и классификация философско-религиозных учений

14.3. Фрактальность: соответствие физических категорий и философско-религиозных начал

14.4. Религиозное и физическое миропонимания

14.5. Идеалистическое и геометрическое миропонимания

14.6. Материалистическое и реляционное миропонимания

14.7. Фрактальность идеального начала и архитектура математики

14.8. Аристотелево триединство, христианская Троица и бинарная геометрофизика

14.9. Творение мира, филиокве и стрела времени

14.10. Наука и религия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ: Заряды кварков и лептонов в бинарной геометрофизике

П.1. Симметрии зарядов кварков в сильных взаимодействиях

П.2. Симметрии зарядов кварков в электрослабых взаимодействиях

П.3. Алгебраические симметрии зарядов лептонов

П.4. Сравнение лептонных и кварковых зарядов

П.5. Угол Вайнберга и “золотое сечение”

ЛИТЕРАТУРА

Именной указатель

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современному читателю непросто ответить на вопрос, что такое метафизика. Одна эпоха сменяла другую и вносила свои коррективы не только в само понятие, но и в отношение к нему. Мыслители античности и естествоиспытатели средневековья рассматривали метафизику как систему представлений об основах бытия, о первичных понятиях и закономерностях мироздания, которые трактовались в рамках принятых философско-религиозных учений. Последним придавалось первостепенное значение по сравнению с естественнонаучными дисциплинами. Именно в таком ключе была написана “Метафизика” Аристотеля.

До наших дней дошло утверждение И.Ньютона: “Физика, бойся метафизики!” И тем не менее великого ученого считают не только физиком, но и метафизиком. Многие произведения Г.Лейбница, И.Канта и других известных естествоиспытателей и философов называют метафизическими, хотя в этот термин как Ньютон, так и другие мыслители вкладывали разный смысл. Так, Д'Аламбер, критикуя философские системы от Аристотеля до Лейбница, заявлял: ``На место всей туманной метафизики мы должны поставить метафизику, применение которой имеет место в естественных науках, и прежде всего, в геометрии и в различных областях математики. Ибо, строго говоря, нет науки, которая не имела бы своей метафизики, если под этим понимать всеобщие принципы, на которых строится определенное учение и которые являются зародышами всех истин, содержащихся в этом учении и излагаемых в нем'' [30, c. 368].

Известно, что Юм скептически относился к возможностям разума осмыслить понятия силы и действия, а отсюда и ко всей метафизике как “разрушительной философии”. Тем не менее он писал: ``Метафизика и мораль - суть важнейшие отрасли науки; математика и естествоведение не имеют и половины такого значения'' [57, с. 8]. И.Кант называл метафизику “чистым философским познанием” и утверждал, что ``принципы метафизики (куда принадлежат не только ее основные положения, но и основные понятия) никогда не должны браться из опыта, ибо она должна быть познанием не физическим, а метафизическим, т.е. лежащим за пределами опыта. Итак, в ее основание не ляжет ни внешний опыт, служащий источником собственно физике, ни внутренний, на котором основывается эмпирическая психология. Метафизика есть, таким образом, познание a priori, или из чистого рассудка и чистого разума'' [57, с. 18]. Полагая, что настоящей метафизики

еще не создано, он писал: ``Но так как, тем не менее, запрос на нее никогда не может исчезнуть, потому что интерес общего человеческого разума слишком тесно с нею связан, то нужно будет признать, что неизбежно предстоит, как этому ни сопротивляйся, полная реформа или, лучше сказать, новое рождение метафизики по совершенно неизвестному до сих пор плану'' [57, c. 6]. В “Пролегоменах” Кантом была сделана попытка сформулировать общие принципы будущей метафизики.

В ХХ веке один из создателей (копенгагенской) интерпретации квантовой механики Макс Борн в лекции, посвященной юбилею Джоуля (в статье “Физика и метафизика”), сказал: ``Позвольте процитировать вам определения метафизики, взятые у двух современных философов. Согласно Вильяму Джемсу, “метафизика - это необычайно упорное стремление мыслить ясным образом”. Бертран Рассел пишет: “Метафизика, или попытка охватить мир как целое посредством мышления”. Эти формулировки подчеркивают две главные стороны метафизики: одна - метод (обязательная ясность мышления), другая - предмет изучения (мир как целое)... Я предлагаю употребить слово “метафизика” в более скромном значении - как в отношении метода, так и предмета, - а именно как “исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру”'' [11, c. 190].

После обсуждения достижений фундаментальной физики и их влияния на мировоззрение человечества М.Борн закончил лекцию одним замечанием по поводу определения метафизики, данного Расселом: ``Метафизика - попытка постичь мир как целое с помощью мысли. Имеет ли какое-нибудь значение для решения этой проблемы гносеологический урок, преподанный физикой? Я думаю, что да, ибо он показывает, что даже в ограниченных областях описание всей системы в единственной картине невозможно. Существуют дополнительные образы, которые одновременно не могут применяться, но которые тем не менее друг другу не противоречат и которые только совместно исчерпывают целое. Это весьма плодотворное учение, и при правильном применении оно может сделать излишним многие острые споры не только в философии, но и во всех областях жизни'' [11, c. 208].

В данной книге речь идет об основаниях бытия с позиций не философа, а физика и рассматриваются вопросы, которые в прямом смысле лежат “за физикой”, “над физикой” или “после физики”. Находясь на границе собственно теоретической физики, математики и философии (даже религии), данная область знания занимается философским осмыслением физики, достигшим к концу ХХ века высот, вплотную приблизивших ее к тому, что естественно назвать старым термином “метафизика”. ``Некоторые авторы, - как отмечает С.К.Клини в книге “Введение в метаматематику”, - пользуются приставкой “мета” для обозначения языка или теории, в которой другой язык или теория делаются предметом изучения, не ограниченного финитными методами'' [60, c. 62].

Предложенное здесь естественнонаучное осмысление мира является результатом сопоставления нескольких миропониманий, отражающих различные точки зрения, опирающиеся на разные комбинации взаимно дополняющих друг друга категорий.

Современное состояние физической науки можно сравнить с ситуацией, сложившейся в начале ХХ века, когда были созданы теория относительности и квантовая механика. Напомним, эти открытия были основаны на синтезе более простых категорий в новые “обобщенные”: на объединении пространства и времени в 4-мерное пространство-время, на едином описании волны и частицы в рамках волновой механики, на переходе от гравитационного поля в плоском пространстве-времени к искривленному пространству-времени общей теории относительности. Несомненно, эта тенденция будет развиваться вплоть до построения теории единой физической сущности, лежащей в основании мира. В данной книге сделана попытка проанализировать этот процесс и наметить новый подход к решению данной проблемы.

В фундаментальной теоретической физике ХХ века ключевой характер приобрели те же концептуальные вопросы и проблемы, которые на протяжении двух с половиной тысячелетий были в поле зрения философии (и богословия). Исследуя широкую область природы, охватывающую закономерности различных масштабов – от свойств Вселенной в целом до самых элементарных кирпичиков мироздания в микромире, физика вскрыла чрезвычайно важные принципы, некоторые из которых сквозным образом пронизывают все сферы бытия от элементарных частиц до духовной жизни человека.

Физика имеет дело с более простыми системами, которые поддаются строгому математическому описанию, позволяющему отделить менее существенные факторы от ключевых, поэтому в рамках фундаментальной теоретической физики можно разглядеть и сформулировать общие принципы метафизики, имеющие универсальное значение.

В книге подобного рода вряд ли возможно обойтись без формул. В тексте содержится такое минимальное их количество, чтобы достаточно подготовленный читатель имел возможность убедиться в обоснованности сделанных утверждений и выводов. Однако автор

стремился к тому, чтобы книга была доступной и неспециалистам в области теоретической физики. Последние при чтении могут опускать трудные места с формулами без ущерба для понимания основного содержания книги.

Приступая к изложению материала, автору хотелось бы присоединиться к словам Эрнста Маха из предисловия его книги “Познание и заблуждение”: ``Работая в течение более сорока лет в лаборатории и на кафедре как наивный наблюдатель, не увлеченный и не ослепленный никакой определенной философской системой, я имел возможность разглядеть пути, по которым развивается наше познание. Я сделал попытку описать эти пути в различных сочинениях. Но и то, что мне удалось изучить, не есть исключительно мое достояние. Другие внимательные исследователи наблюдали часто то же самое или весьма сходное... Я надеюсь, что мой труд не пропадет даром. Может быть, даже философы усмотрят когда-нибудь в моем предприятии философское очищение естественно-научной методологии и со своей стороны придут мне навстречу. Если же этого не случится, я все же надеюсь, что принесу пользу естествоиспытателям'' [79, c. 4-5].

Автор выражает признательность коллегам, ученикам и участникам семинаров “Геометрия и физика” и “Фундаментальная физика и духовная культура” (физический факультет МГУ), принимавшим участие в обсуждении вопросов, которым посвящена эта книга.

ВВЕДЕНИЕ

В физике принято различать 1) прикладную часть, где во главу угла ставится физический экспериент} (в теоретической физике - это соответствие теоретических построений опыту), 2) маtематический аппарат (логическую, рациональную составляющую теории) и 3) физическую интерпретацию (философское осмысление). Часто ведутся споры о том, какая из этих трех сторон физики важнее.

На протяжении большей части ХХ века полагалось, что безусловным приоритетом в науке пользуется практика, эксперимент, и назначение науки виделось в решении, главным образом, прикладных задач. Поэтому подавляющая часть ассигнований на физику, выделялась в связи с потребностями военно-промышленного комплекса. Многие и сегодня продолжают утверждать, что физика - наука, прежде всего, экспериментальная.

Со времен античности бытует мнение, что научность той или иной области знания определяется степенью использованной в ней математики. Современная физика без математики немыслима, причем к концу ХХ века в теоретической физике использовались буквально все разделы современной математики. Иногда бывает трудно различить, где кончается математика и начинается физика. Порой увлечение физиков-теоретиков чистой математикой принимало крайние формы. Так, в 60-70-х годах ХХ века чрезвычайно популярными были исследования по аксиоматике квантовой теории. Полагалось, что все беды с расходимостями (с появлением бесконечно больших величин в физике) кроются в недопонимании свойств сингулярных функций, в нерешенности некоторых математических проблем аналитических функций и т.д. В итоге значительная часть видных физиков-теоретиков навсегда ушла из физики в математику.

Другой пример: исследования конца ХХ века в области классической общей теории относительности в значительной степени превратились в работы по математической физике, направленные на поиск новых решений системы из нелинейных дифференциальных уравнений второго порядка, каковыми являются уравнения Эйнштейна. За почти 90 лет существования общей теории относительности заложенные в ее основу физические принципы оказались практически выработанными.

Согласно третьей точке зрения, движущей стороной теории являются физические идеи и адекватная физическая и философская интерпретация. В этой связи часто называются работы М.Фарадея, Э.Маха, Г.А.Гамова и других, в которых акцент делался на физическую суть проблемы. Как правило, названные физики обходились довольно простыми математическими средствами, но тем не менее достигали первоклассных результатов.

В центре внимания предлагаемой книги находится третья составляющая физики - физическая интерпретация и философское осмысление достигнутых результатов, - которая принадлежит сфере фундаментальной теоретической физики, изучающей ключевые понятия, принципы, концепции и законы, лежащие в основании физической картины мира. При этом к концу ХХ века ряд ее понятий, принципов и концепций приобрел ярко выраженный метафизический характер.

В фундаментальной теоретической физике ХХ века центральное место занимало рассмотрение природы и свойств трех физических (метафизических) категорий, лежащих в основании всех развивавшихся теорий и программ: (П-В) пространства-времени, (Ч) частиц (на квантовом уровне - фермионов) и ) полей переносчиков взаимодействий (бозонов: фотонов, Z-бозонов, глюонов и т.д.).

Можно сказать, что в общепринятой физике изучаются тела (частицы), которые находятся не иначе, как в пространстве-времени и взаимодействуют друг с другом через поля: гравитационное, электромагнитное и иные. В учебниках и большинстве книг по физике эти категории в значительной степени имеют самостоятельный характер. Допускается изучение свойств пространства-времени без материи, можно также рассматривать свободные электромагнитное и другие поля (без частиц-источников). Отнесем все теории с таким пониманием категорий к триалистической физической (метафизической) парадигме. Под парадигмой будем понимать систему понятий, категорий и принципов, определяющих основания и характер теории. (Согласно принятому определению, ``ПАРАДИГМА (гр. paradeigma -- пример, образец) (филос., социол.) 1) Строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности. 2) Исходная концептуальная схема, модель постановки проблемы и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе'' [152].)

В ХХ веке развивалось несколько принципиально различных физических теорий и программ, тесно связанных с пониманием природы трех названных физических категорий. Теорию относительности (специальную и общую) и квантовую теорию часто называют двумя столпами теоретической физики ХХ века. Они построены на существенно различных основаниях.

В квантовой теории нет частиц в классическом их понимании, нет также полей переносчиков взаимодействий как непрерывно распределенной в пространстве-времени субстанции. Вместо них используется новая обобщенная категория поля амплитуды вероятности, определяющая возможность обнаружения квантов поля в соответствующих местах пространства-времени. Последнее же сохраняет статус независимой физической категории, как в триалистической парадигме.

В общей теории относительности отсутствует отдельная категория плоского пространства-времени и нет отдельного гравитационного поля, - вместо них вводится новая обобщенная категория искривленного (риманова) пространства-времени. Гравитационное взаимодействие описывается геометрическими характеристиками искривленного пространства (метрикой, кривизной). Прочая материя, в частности частицы, вносится в пространство-время извне и учитывается в виде правой части уравнений Эйнштейна. В многомерных геометрических моделях типа теории Калуцы-Клейна наряду с гравитационным полем геометризуются поля переносчиков других взаимодействий: электромагнитного, электрослабого, сильного.

В течение ХХ века были затрачены огромные усилия на попытки объединения закономерностей общей теории относительности и квантовой теории, но они оказались тщетными из-за того, что физики-теоретики здесь имели дело с теориями, построенными в рамках принципиально различных метафизических парадигм, а найти более общую парадигму, позволяющую взглянуть на их основания с единых позиций, так и не удалось.

В литературе представлены исследования в рамках и других парадигм, в частности, можно назвать теорию прямого межчастичного взаимодействия Фоккера-Фейнмана, опирающуюся на концепцию дальнодействия, альтернативную доминирующей в ХХ веке концепции близкодействия (теории поля). В ней среди первичных понятий (категорий) вообще нет полей переносчиков взаимодействий. Их роль берут на себя категории частиц и пространства-времени в специальном обобщенном их понимании.

Таким образом, в физике ХХ века оказались представленными теории (программы) из разных физических (а точнее, метафизических) парадигм, опирающихся на разные категории и принципы. Можно утверждать, что названные и некоторые другие исследования фактически представляли собой попытки опереться не на три, а на меньшее число из названных или обобщенных метафизических категорий. Естественно, что главным образом изучались возможности построения физической картины мира на основе двух метафизических категорий: обобщенной, объединяющей в себе две категории, и оставшейся. Такие теории будем называть дуалистическими. Имея три варианта объединения двух категорий из трех, получаем три типа физических теорий (дуалистических парадигм) или три миропонимания одной и той же физической реальности под разными углами зрения.

Вопросы об основаниях (физической) картины мира, о числе ключевых физических категорий, о виде возможных парадигм и их числе следует отнести к сфере метафизики. Таким образом, фундаментальная теоретическая физика ХХ века оказалась неразрывно связанной с метафизикой.

В метафизике всегда присутствовали два подхода к реальности: холизм и редукционизм. Холизм основан на таком понимании мира, когда целое доминирует, предшествует своим частям. Холизму противостоит редукционизм, в котором единое расщепляется на части, понимаемые более первичными, предшествующими целому. Оба эти подхода имели важное значение и дополняли друг друга в процессе познания мироздания.

Редукционизм доминировал (и продолжает доминировать) в развитии представлений о структуре материи. Достаточно назвать учение об атомно-молекулярной структуре вещества, понимание атомов в виде ядер, окруженных электронными оболочками, протонно-нейтронную модель ядер, кварковую структуру нуклонов, гипотезы о прекварках и т.п. Редукционизм проявился и в выделении названных выше категорий: пространства-времени, частиц, полей переносчиков взаимодействий, которые в триалистической парадигме имеют статус самостоятельных сущностей. Этой стороне редукционизма в книге уделено особое внимание.

Холизм можно усмотреть в трудах античных мыслителей, в стремлениях Р.Декарта, Р.И.Бошковича и других естествоиспытателей и философов нового времени построить монистическую картину мира. Особо важное значение идеи холизма имели в ХХ веке, что проявилось в попытках теоретиков объединить известные виды физических взаимодействий, построить единую теорию поля и геометризовать всю физику.

Названные выше главные физические теории, определявшие лицо физики ХХ века, свидетельствуют о том, что доминирующей была тенденция перехода от триалистической парадигмы, сформулированной еще Ньютоном, через дуалистические к монистической парадигме, опирающейся на единую обобщенную категорию, т.е. наблюдалось стремление от категорийного редукционизма к холизму. Именно эти вопросы, а также попытки найти и описать единую обобщенную категорию (первооснову мира) находятся в центре внимания данного исследования.

Чрезвычайно важным фактором метафизического характера является выделенность, как в редукционистском, так и в холистском подходах, двоичности и троичности (Идея о триединстве мира является одной из наиболее устойчивых и распространенных в мифологии и религии практически всех народов мира. В даосизме она проявляется в виде триграмм, в индуизме это единство Брахмы, Шивы и Вишну, имеется ряд примеров троичности в античной культуре. Троичность ярко выражена в христианском догмате о Троице.)

В настоящей книге анализируется и развивается тенденция к категорийному холизму (к монистической парадигме), т.е. названные категории предлагается считать лишь временными, вспомогательными понятиями, удобными для восприятия мироздания. Основное внимание будет сосредоточено на выявлении в теориях различных парадигм свойств более глубокой сущности (единой обобщенной категории), лежащей за ними.

На рисунке 1 единое физическое мироздание представлено в виде куба, построенного на трех осях, соответствующих названным метафизическим категориям триалистической парадигмы. Одна из вершин куба выбрана в качестве начала координатных осей, олицетворяющих три категории: по вертикали – категория пространства-времени, по горизонтали вправо – категория полей-переносчиков взаимодействий и вперед направлена ось, соответствующая категории частиц. Физические теории триалистической парадигмы, можно сказать, описывают мироздание через проекции на оси-ребра куба.

Назовем физическим миропониманием вариант теорий (метафизических парадигм), основанный на объединении категорий частиц и полей. На рисунке физическое миропонимание соответствует взгляду на куб физической реальности снизу. Этот подход определял главное, можно сказать, магистральное направление развития физики в ХХ веке. К теориям этой парадигмы относится квантовая механика и квантовая теория поля, в которых симметричным образом рассматриваются (бозонные) поля переносчиков взаимодействий и (фермионные) поля частиц. Апогей этого подхода проявился в открытых во второй половине ХХ века суперсимметричных преобразованиях между фермионными и бозонными волновыми функциями. Эта же линия продолжается в столь модных в самом конце ХХ века исследованиях суперструн и супермембран. Физическое миропонимание рассмотрено в первой части книги.

Назовем геометрическим миропониманием взгляд на куб физической реальности со стороны его задней грани, характеризуемой ортами категорий пространства-времени и полей переносчиков взаимодействий. Центральное место здесь занимает эйнштейновская общая теория относительности. К этому же классу теорий относятся многомерные геометрические модели физических взаимодействий, называемые ныне теориями Калуцы-Клейна, где, кроме гравитации, геометризуются и другие виды физических взаимодействий, в первую очередь, - электромагнитные. Геометрическое миропонимание является предметом рассмотрения во второй части книги.

Взгляд на физическую реальность с позиций категорий пространства-времени и частиц назовем реляционным миропониманием. К нему, прежде всего, относится теория прямого межчастичного взаимодействия Фоккера-Фейнмана, основанная на концепции дальнодействия, альтернативной общепринятой концепции близкодействия, воплощенной в теории поля.

Дальнейшее развитие этого направления просматривается в так называемой теории (унарных) физических структур Ю.И.Кулакова (Следует отметить, что Ю.И.Кулаков не связывает свою теорию с концепцией дальнодействия.), где вместо отдельных категорий пространства-времени и частиц вводится новая (метафизическая) категория физической структуры. Реляционному миропониманию посвящена третья часть книги.

Главной целью физиков-теоретиков является построение физической картины мира на основе единой обобщенной категории, которое по-разному “видится” с каждой из трех сторон куба: единый вакуум в физическом подходе, единая геометрия в геометрическом миропонимании или физические структуры (системы отношений) в реляционном миропонимании. На наш взгляд, это разные названия одного и того же физического (метафизического) первоначала - того, что лежит “за”, “над” или “под” физикой и составляет ядро (холон) монистической парадигмы, причем различие обусловлено предварительным, пока еще неполным его знанием в отдельных миропониманиях.

Одна из главных задач книги состоит в описании новой физической программы (парадигмы) - бинарной геометрофизики, - основанной на одной обобщенной метафизической категории. Выход на эту монистическую парадигму оказался возможным в результате анализа всех других физических (метафизических) парадигм, опирающихся на комбинации двух и трех начал (категорий). Бинарная геометрофизика впитала в себя ряд черт теорий других парадигм, в частности, идеи многомерных геометрических теорий Калуцы-Клейна, теории прямого межчастичного взаимодействия Фоккера-Фейнмана, и использует математический аппарат теории бинарных физических структур Кулакова. В главах 12 и 13 обсуждены ее возможности в описании физики микромира, в частности, в решении проблемы объединения физических взаимодействий.

Для осмысления и получения наблюдаемых следствий из теоретических построений, содержащих обобщенные категории, необходимы методы обратного возвращения к привычным понятиям (категориям) триалистической парадигмы, что осуществляется посредством своеобразных методов проецирования новых теорий на классические понятия. В общей теории относительности это делается с помощью методов систем отсчета. В теориях Калуцы-Клейна используются аналогичные методы 1+4- или 1+...+4-расщепления, которые можно понимать как обобщенные системы отсчета, характеризующие физическую ситуацию. В квантовой механике это реализуется с помощью эрмитовых операторов, обладающих вещественными собственными значениями, которые соответствуют показаниям макроприборов. Известно, что В.А.Фок в России и В.Паули на Западе обращали внимание на эквивалентность ролей макроприбора в квантовой механике и системы отсчета в теории относительности.

Общие принципы метафизики проявляются и в других областях знания, в частности, в сфере философских (философско-религиозных) учений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В физике ХХ века, как и в естествознании (натурфилософии) прошлых веков, важное значение имели идеи и принципы метафизики, истоки которой лежат в философско-религиозных учениях Востока и Запада.

В рамках фундаментальной теоретической физики, имеющей дело с системами, которые поддаются строгому математическому описанию, позволяя отделить существенное от второстепенного, и достигшей высокой степени абстрагирования, удается выделить основные принципы метафизики: 1) принципы двоичности и троичности, 2) принцип фрактальности, 3) принцип предельного монизма, 4) принцип триединства первоначала, 5) принцип проецирования.

I. Принципы двоичности и троичности. Метафизику предлагается понимать как иерархию парадигм, основанную на двоичности и троичности в фундаменте мироздания, т.е. следует говорить не о множестве различных метафизик, как ранее полагали, а о единой системе парадигм.

Двоичность проявляется, прежде всего, в холистском и редукционистском подходах к мирозданию. При холистском взгляде (в монистической парадигме) онтологична единая, нераздельная первооснова мира, тогда как при редукционистском подходе онтологичны его составные части - категории (начала).

Троичность проявляется в редукционистском подходе в выделении именно трех основополагающих начал (категорий) мироздания. В метафизике философско-религиозных учений таковыми являются материальное, идеальное и духовное начала, в метафизике материального начала (в естествознании) ими являются три физические категории: пространство-время, поля переносчиков взаимодействий и частицы.

В систему метафизических категорий входит класс из шести дуалистических парадигм, имеющих промежуточный характер между монистической и триалистической парадигмами. Их число - шесть - определяется количеством возможных способов объединения пар категорий в некие обобщенные. Самостоятельность категории или вхождение ее в состав более общей соответствует двоичности ее понимания.

Шесть смешанных дуалистических парадигм естественно разбить на три пары родственных парадигм - миропониманий, в которых так или иначе оказывается выделенной одна из категорий. Эти три класса парадигм можно наглядно представить в виде трех взаимно перпендикулярных проекций куба.

Разделим шесть дуалистических парадигм на две тройки - одногранные и двугранные - по характеру образования обобщенных категорий.

Собирая вместе монистическую, триалистическую и шесть дуалистических парадигм, приходим к иерархии метафизических парадигм, в которых усматривается аналогия с китайской даосистской системой из восьми триграмм. Изложенные в книге физическое, геометрическое и реляционное миропонимания можно представить как восхождение по системе китайских триграмм снизу вверх от триалистической к монистической парадигме. На рисунке 15.1 тройственность категорий соответствует тройкам отрезков. Двоичность восприятия сути категорий на рисунке выражена двумя видами отрезков: сплошных и прерывистых.

Пусть сплошные отрезки изображают категории, рассматриваемые в качестве первичных, самостоятельных, а прерывистые отрезки соответствуют категориям, включенным в некие обобщенные, тогда одногранные парадигмы можно связать с тремя триграммами с одним сплошным и двумя прерывистыми отрезками. Три триграммы с парой сплошных отрезков и одним прерывистым можно интерпретировать через двугранные парадигмы. Примером может служить теория прямого межчастичного взаимодействия в реляционном видении мира. Таким образом интерпретируется шесть триграмм.

Триграмме (нижней) из трех сплошных отрезков соответствует триалистическая парадигма, опирающаяся на три самостоятельные физические категории. Оставшуюся, восьмую триграмму можно понимать как мечту физиков-теоретиков ХХ века, стремившихся найти единую физическую сущность, из которой следовали бы все названные физические категории.

Аналогичным образом можно классифицировать философско-религиозные учения, заменив три физические категории на соответствующие им три начала. Имеется существенное различие в эволюции физических теорий и философско-религиозных учений: если эволюция в физике происходила снизу вверх (от триалистической к монистической парадигме), то в развитии философско-религиозных систем можно усмотреть обратную тенденцию сверху вниз (от монотеизма к самостоятельности отдельных начал).

II. Принцип фрактальности: каждая из выделенных частей (категорий, начал) подобна целому, т.е. в каждой из категорий проявляются черты всех других категорий.

Наличие аналогий в философско-религиозных учениях и в физических теориях является отражением метафизического принципа фрактальности. В физике, как системе знаний о материальном начале, отражается единое целое, являющееся предметом рассмотрения философско-религиозных учений. В метафизике физики материальному началу соответствует категория частиц, идеальному (рациональному) началу - категория пространства-времени, а духовному началу - категория полей переносчиков взаимодействий.

В совмещении философско-религиозных и естественнонаучных парадигм можно усмотреть аналогию с частью гексаграмм древнего китайского учения, где две системы триграмм объединяются в систему гексаграмм. Напомним, что на ряде древних рисунков типа 1.1. внутри круга изображалась система из восьми триграмм, соответствующих земному миру, а снаружи рисовалась аналогичная система из восьми триграмм, относящихся к миру небесному. Все возможные комбинации двух восьмерок триграмм составляют систему из 64 гексаграмм. В нашем подходе имеется существенное различие: на рисунке 14.3 фактически выделена специальная восьмерка гексаграмм, определенная указанным выше соответствием.

Система знаний об идеальном (рациональном) начале соответствует современной математике. Отмечалось, что в ее основаниях также проявляются три начала в виде выделенных Бурбаки трех математических структур, из которых формируются все разделы математики.

Рассмотрение системы представлений о духовном начале, составляющих предмет богословия, выходит за пределы данного исследования.

Принцип фрактальности проявляется и при анализе каждой из отдельных физических категорий: пространства-времени, полей переносчиков взаимодействий, частиц.

III. Согласно принципу предельного монизма, монистическая парадигма возникает на пределе делимости одной из категорий. В физике таковой была категория частиц. Таким образом, для холизма и редукционизма имеет место своеобразная дополнительность.

В холистском подходе принцип фрактальности превращается в принцип тождества монистических парадигм.

IV. Принцип триединства первоначала монистической парадигмы. В основе монистической парадигмы (холистского подхода) лежат представления о едином нераздельном первоначале, которое в древних учениях было воплощено в идее о едином Творце всего сущего: в даосизме это Дао, в христианстве - Бог. В диалектическом материализме в качестве такового была провозглашена материя. В программах теоретической физики ХХ века первооснова физического мироздания виделась как единый вакуум или как единая геометрия мира (прагеометрия), или как физическая структура - в зависимости от пути, по которому шли исследователи.

Первоначало монистической парадигмы проявляется в виде комбинации двуединства и триединства. Широко известна метафизическая идея двуединства - о двух взаимодополняющих сторонах первоосновы (в отличие от двоичности или дуализма в редукционистском подходе). В античности двуединство отражалось в диалектическом характере философии Пифагора, Платона и их школ. В даосизме эта идея выражалась в виде двух противоположностей: инь и ян. В философии нового времени двуединство нашло свое воплощение в диалектике, а в квантовой физике ХХ века эта идея отразилась в виде боровского принципа дополнительности.

Триединство первоначала как необходимость трех сторон (в отличие от троичности или триалистичности), включающих в себя и двуединство, сформулированное еще Аристотелем, проявилось в христианстве в виде догмата Святой Троицы. Как заметил В.Гейзенберг, аристотелево триединство отразилось и в квантовой механике. В бинарной геометрофизике триединство реализуется в виде двух множеств элементов (двуединство) и комплексных отношений между ними как третьей стороны первоначала.

Комбинация двуединства и триединства отражается в ранге (6,6) бинарной системы комплексных отношений, ключевой для физики, причем как в виде мультипликативной композиции - в факте 6=2х3, так и в аддитивной композиции - в расщеплении на две подструктуры, когда 5=2+3 параметров, характеризующих любой элемент, распадаются на два внешних параметра, ответственных за компоненты импульсов частиц, и на три внутренних параметра, описывающих заряды элементарных частиц.

Комбинация двуединства и триединства в ранге (6,6) проявляется в виде трех элементов, описывающих элементарные частицы (лептоны и кварки), в существовании трех цветовых зарядов хромодинамики, в наличии именно трех поколений элементарных частиц (в электрослабых взаимодействиях), в двух видах ароматов частиц (верхних и нижних), в виде трех классических пространственных измерений, в двух знаках сигнатуры (плюс и минус) пространства-времени и т.д.

V. Принципы проецирования. Для перевода обобщенных понятий дуалистических и монистической парадигм на представления триалистической парадигмы, т.е. на язык, привычный человеку (экспериментатору), используется методика проецирования, которая дает возможность понять и проверить содержание теорий, построенных на основе меньшего числа категорий. При этом ключевую роль играет выделение тел или систем частиц, составляющих тело отсчета или макроприбор. Методы проецирования также широко используются в философии и в социальной сфере.

Задача физики состоит не только в построении теории в рамках (холистской) монистической парадигмы, но и в исследовании процесса обратного перехода от нее к категориям и понятиям (редукционистской) триалистической парадигмы. Именно на этом пути открываются возможности для обоснования известных свойств категорий классической физики и решения ряда концептуальных проблем теоретической физики. В книге охарактеризован путь решения этих проблем. Несомненно, эти исследования будут иметь большое прикладное значение.

Возвращаясь к крылатой фразе, приписываемой Ньютону: “Физика, бойся метафизики!”, заметим, что опасность представляют лишь противостояния взглядов, соответствующих отдельным парадигмам. Понимание же общей системы метафизических парадигм позволяет упорядочить и согласовать друг с другом физические программы различных научных школ.

Естествоиспытатели всегда опирались на ту или иную метафизическую парадигму, однако при исследовании конкретных закономерностей руководствовались методами и принципами существующей теории. Лишь на достаточно высоком уровне развития науки, когда фундаментальная теоретическая физика вплотную приблизилась к принципам метафизики, их принципы оказались на одном уровне, взаимно дополняя друг друга.

Представляется, что изложенное в книге позволяет понять истоки ряда важных физических проблем и открывает тем самым новые направления исследований. Хочется надеяться, что эта работа окажется полезной и для философов, способствуя более тесному сотрудничеству представителей различных сфер науки и культуры.