Закон  философская категория, отображающая существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся (регулярную) связь (вообще говоря, - отношение) между объектами, строением объектов, между явлениями разного рода, их формами, свойствами, процессами, состояниями и функциями. В З. выражена инвариантность (постоянство) их существенных характеристик, а также их определенный изоморфизм во времени и пространстве. З. выражает только что обрисованные связи (отношения) как между целостностями (объектами) разного рода, так и между их внутренними уровнями строения, элементами, свойствами, между действительным, возможным и невозможным, необходимым и случайным и др. З. важнейшее понятие философии и методологии науки.

 

Выполнение (абсолютное и относительное) любого З. как процесса  и как инварианта всегда ограничено природой объектов отношений, причинами и условиями (средой), в которых находятся объекты, о которых идет речь, свойствами и состоянием описываемых объектов, а также условиями существования / несуществования их свойств, уровней строения, состояний и отношений. В З. включаются характер взаимодействий и скорость их протекания. В природе безпричинных З. не бывает; бывают З, связанные с многопараметричностью и многочисленностью элементов целого, стохастичностью динамики и отношений, случайными событиями, пересечением рядов событий и др. Все это в теории описывается вероятностными закономерностями и З. Непризнание этого всего тождественно индетерминизму. Подчеркнем, что З. общества более кратковременны, они гораздо сложнее природных и, скорее, действуют как законы-тенденции (как «закономерности») и вероятностно-статистические З. Укажем сразу же, что широко известный термин «закономерность» означает «соответствие закону», как нечто «законное», основанное на законе. В теории научного знания имеется и первый из упомянутых смыслов, но о нем мы будем говорить и ниже.

 

На языке обыденного сознания З. – это постоянный, правильный, упорядоченный, неизменный, нерушимый, безусловный и регулярный, может быть, даже и всеобщий, а не частный ход вещей, событий, некое правило и т.п. Это также и высказывание, предписание, которое признается непреложным, обязательным, которому надо строго следовать, исполнять без ослушания, безусловно. В религиях разного рода З. – это обязательные предписания данного религиозного направления как вести себя верующему, освященные традицией и авторитетом Бога (как «Закон Божий» и т.п.).

 

З. науки – одна из форм организации наличного фактуального знания об объектах разного рода, указанных выше. Существуют и другие формы, включая аксиомы, принципы, гипотезы, научные теории. Отметим, что З. науки как бы вмонтированы в структуру теорий, как, например, теоремы в математике. При этом, большинство З. науки фиксируют некую положительную возможность построения объектов разного рода и протекания соответствующих процессов, возникновения неких состояний и свойств. Наряду с этим существуют и З., в которых указывается отрицательный итог, запрет, как это имеет место в тепловых процессах (направление теплопередачи от менее нагретого тела к более нагретому и др.), в законах сохранения (например, невозможности создать вечный двигатель и др.), в З. строения и взаимодействий атомов (как в принципе Паули) и др. В свое время А.Эддингтон и К.Форд показали, что вообще любой З., «разрешая» определенные процессы и состояния, одновременно «запрещает» все те, которые ему не соответствуют. Поэтому, например, закон сохранения энергии можно истолковать как  закон, не разрешающий в определенных условиях никаких процессов, нарушающих З. сохранения и физических симметрий.

 

В методологии и в науке вообще различают:  З. природы (сущности) объектов, а также их элементов, отношений тех и других, их взаимодействия, З. их форм и строения (как в геометрии, теории систем и др.), функционирования (например, З. всемирного тяготения), законы их изменения, движения, следования, расположения и размещения (структуры, организации организмов и сообщества разного рода, популяций) и др. При этом, перечисленные виды З., отображая сущность объектов в своей формулировке суть идеализации. На основе идеализаций появляются абстрактные объекты теории вроде точек, тел, сил, температуры тела, идеального газа, абсолютно черного тела, времени, эволюции и др. В них отброшены все несущественные свойства и отношения.

 

В связи со всем сказанным находится также различение отдельно З. природы, неживой и живой, человеческого общества, его истории, производства и экономики, прогресса. В ментальности общества и его общего знания о мире находится различение З. мышления, человеческой морали (включая право), красоты (в эстетике), религии, логики, философии, диалектики как метода, науки как знания и познания, техникознания, технологий и др. В науке и в ее методологии различают З. общие и частные, фундаментальные и прикладные, описательные и объясняющие, эмпирические и теоретические, феноменологические и абстрактные, и т.д.

 

Совокупность основных, непроизводных и частных З. определенной области действительности или знаний, обозначают термином «номология» (от греч. nomos – закон). Номология – это знание о З. При этом можно поставить вопрос о развитии специальной области теоретических и методологических исследования закономерного и З. – общей номологии. Речь идет и об объективных законах, касающихся материальных  объектов, общества, самого человека, и об их ментальном и теоретическом отображении в науке.

 

К понятийному гнезду знания о З. (номологии), а также их познания относятся понятия закономерности, принципа, гипотезы, аксиомы, теоремы, теории и др. Все эти последние определяются и ограничиваются предметной областью данного знания, которая фиксируется в науке как «объект» теории, научной дисциплины и т.п. В целом, З. – это как бы ставшее знание, полученное за счет обобщения фактов, индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогий, моделирования, подтверждения гипотез номологического уровня насчет состояний и поведения объектов  данной области.

 

 Физическому З. в математике соответствует теорема, но любая теорема математики вытекает из принятых за основу исходных принципов (аксиом) и определений объектов теории. В физике теоретической такое соответствие налицо. Вместе с этим, в физике существуют и эмпирические законы, опирающиеся на более слабую теоретическую базу, а, именно, на большое число гипотез разного уровня. Но почти любой З. не лежит на поверхности, его еще надо найти, определить его смысл и характер, границы действия и сферу приложения, наконец, сформулировать, выразить их всех концептуально на определенном языке той или иной науки и теории, какой-то их ветви и направления.  Одни и те же факты в свете этого, описываемые на разных научных языках, могут быть и не поняты учеными другого направления. Классический пример – описание З. теплоты на языке теории  теплорода и атомно-молекулярной теории в физике.

 

В жизни людей, в обществе, З. – это некие правила и нормы насчет того, как должен вести себя отдельный человек, человеческие группы, сообщества людей по отношению друг  к другу и к внешнему миру, включая природу (как это известно в обычаях и традициях,  а описывается, например, в религии, праве, в экологии и т.п.). Это и З., помогающие понять и построить объект по принципам, канонам красоты и гармонии. Их обозначают как нравственные и эстетические З. В их числе правила и нормы поведения (мораль), правила и каноны красоты и гармонии. Именно из этих правил и норм исторически возникают зафиксированные правовые З. и кодексы (примеры – различные правовые законы и кодексы государств, международные правила и нормы поведения государств, зафиксированные, например, в уставе ООН, в «Декларации прав человека», принятой ООН, и др.). Правовые З. уже у древнегреческих философов послужили прообразом представлений о З. бытия и мира, о причинности и З. природы (см. об этом: Асмус В.Ф.).

 

Исторически первой философской системой, в которой понятие З. является центральным, был сформулированный китайским философом Лао-Цзы (род. в 604 г. до н.э.) даосизм, составителем сочинения «Дао дэ дзинь». Здесь Дао – это З., путь, дорога возникновения, развития и исчезновения всех вещей и, одновременно, материальная праоснова их существования. Дао невидим, безымянен, пуст и неисчерпаем, он вечен, это вездесущий закон природы, общества, поведения и мышления индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им. Дао порождает тьму вещей, делает всё. Несоблюдение Дао ведет к гибели. В философских системах Древней Греции с Дао сопоставим Логос Гераклита (4 в. до н.э.), который понимается как естественный путь развития всех вещей и объективный порядок, внутренне присущий миру. О происхождении этих представлений у греков уже сказано выше.

 

Из средневековых мыслителей первым обращается к понятию «З. природы» Фома Аквинский. Понятие З. в его учении тождественно понятию диктата, предписания, веления Божественного разума. Религиозная трактовка З. в учении Фомы Аквинского долгое время служила препятствием для использования в рамках естествознания самого термина З. Леонардо да Винчи, Г.Галилей, И.Кеплер и др. ученые предпочитали ему такие понятия как «начало», «принцип», «аксиома», «правило», «разумное основание» и т.д. Однако уже в эпоху Возрождения Дж.Бруно использует понятие «З. природы» для пантеистического выражения идеи всеобщей естественной необходимости.

 

В науке и философии Нового времени понятие «З. природы» подвергается коренному переосмыслению. Под З. природы начинают понимать именно общие, устойчивые и повторяющиеся, а также внутренне необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы. Начало широкому употреблению понятия «З. природы»  в этом смысле в философской науке Нового времени было положено Р.Декартом. Согласно ему, важными атрибутами З. являются неизменность и вечность. Английский философ  Т.Гоббс делает понятие З. важнейшим элементом своей социологической концепции. Согласно Гоббсу, человек, как часть природы, подчинен всеобщему З. природы – стремлению к самосохранению. На путях осуществления данного З. встречаются различные препятствия, которые преодолеваются только благодаря разуму человека, открывающему определенные правила общежития. Их-то Гоббс и называет естественными З. Пантеист по убеждениям Б.Спиноза полагал, что Бог и природа едины, это одна субстанция, что З. природы – это такие  «решения» и «постановления» Бога, в соответствии с которыми определено прежде всего его (а, значит, и природы) собственное существование, что в них выражена абсолютная необходимость. Случайное, по Спинозе, - субъективная категория.

Мир – это функционирующая по З. математики система, где необходимое тождественно З. причинности.

 

В учениях французских просветителей и философов-материалистов XVII-XVIII вв. утверждается, что «законы … есть результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей» (см., например, у Т.Гольбаха).

 

Понятие  З. у И.Канта является средством выражения отношения субординации между общим и единичным, между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формулировании знания. По Канту, З. науки являются высшей формой рассудочного знания. Г.Гегель увязывает З. с устойчивыми, необходимыми существенными особенностями развития абсолютной идеи, формулируя  свои основные З. диалектики.

 

С появлением субъективного идеализма (Дж.Беркли и др.) в XVIII в., а затем в 40-х гг. XIX в. позитивизма появляется представление о З., фиксируемое в так называемых «фактуальных» науках, как о субъективных и условных правилах, связывающих понятия в номологические по типу высказывания о данных опыта. Вопрос об объективности З. тогда вообще не ставится. Этот подход в ХХ в. получил развитие в прагматизме, неопозитивизме, включая логический позитивизм, в аналитической философии, объявляющей себя постпозитивистской.

 

 В самой науке, а также в философии и методологии науки ХХ века представления о З., видах З, анализ их сущности, развития и назначения – предмет небывало большого внимания. Все это вызвано большим взрывом в области научного знания: накоплением научных знаний, новых открытий, революционными скачками в виде смены научных парадигм, концепций, появлением целого веера новых наук и дисциплин, новой техники и технологий, небывалым прорывом в постижении З. микромира и космоса.  

 

Из сказаного  выше понятно, что по своей логической форме все З. науки суть суждения о чем-то. По их форме объективные З. разделяют на три типа: 1) З.-тенденции (их-то часто и обозначают как «закономерности»), 2) З. однозначной детерминации, имеющие место главным образом в механических процессах, в технике, и, 3) статистические (вероятностные) З., как, например, З. больших чисел, З. микромира и др. Их можно различать по принципу отношения и противопоставленности друг к другу, например, как З. формальные и содержательные; З. внутренние и внешние; З. всеобщего, особенного и частного (специфического);  З. возможного и действительного; З. необходимого и случайного; З. атемпоральные и темпоральные, другие З. По различию субстрата, основы различают З. бытия и  духа, сознания, мышления; З. природы и  мышления; З. неживой и живой природы; З. природы и общества. По различию организации объектов выделяют З. структур и З. хаоса, сетей и З. системности. По различию состояний движения / покоя можно выделить З. статики, и динамические З. (изменений, движения, развития, эволюции, прогресса). Выделяются также З. функционирования, включая З. причинения, порождения одного другим, генезиса, а также наследования сущностных свойств объектов, как это прослеживается в эволюционных процессах в природе  и обществе. В пространственном смысле выделяют З. мегамира, макромира, микромира. У последних из этих З., как уже сказано, выделяется их вероятностный характер, а также возможности в теории отображать посредством специального аппарата математики (например, квантовомеханических операторов, волновой функции как в уравнении Шредингера, и др.) свойства дискретности (квантованности) частиц и полей, З. взаимопревращаемости этих последних друг в друга, дуализма волн и частиц как объектов микромира и др. Они влекут за собой такие особенности З. и аппарата уравнений движения и взаимопревращений,  как неоднозначность и неопределенность утверждений об их положении (в принципе неопределенностей Гейзенберга), о величине параметров, взаимодействиях, о причинности и состояниях и др.

 

Что касается темпорологии, то прежде всего, согласно науке, З. сам есть нечто становящееся, возникающее на базе напряжения и появлений тенденций связи между сторонами, элементами целого или внутри целого, а также между целым и его элементами при наличии ограничений на скорости взаимодействия. В отличие от теологии и идей Гегеля, который гипостазировал как никто темпоральное существование З., предшествование З. самой природе, материи в форме вечной и неизменной абсолютной идеи в духе Гегеля  наука не признает. Иначе говоря, она не признает З., существующих до мира и прежде мира (проблема предшествования З. телесному миру). Законы природы возникают и оформляются вместе со становлением природного мира, нашей Вселенной, его частей, областей и регионов, как, например, самих элементарных частиц и полей, их скоплений, атомов, молекул, скоплений и суперпозиции вещества, полей, звезд, галактик и т.д.. Пока и поскольку  в ней не возникли еще никакие атомы и молекулы, то никаких атомно-молекулярных З. и т.д. там нет и быть не может. Наиболее выпукло становление, утверждение и обратный процесс деградации З. можно увидеть, исследуя жизнедеятельность бихевиоральных систем и сетей разного рода (то есть объектов живой природы, общества и смешанных систем, вроде человекомашинных, агросистем, экосистем и др. См. об этом: О.С.Разумовский). Проще говоря, перед нами следующая  формула: 1) должен быть сначала, исторически возникший, носитель (субстрат) будущего,  еще не возникшего З.(пакета З.), продукт действия З., другого «пакета» З.; 2) затем появляются свойства, характеристики, например, напряжения и тенденции к связыванию между, во-первых, целым и частями, во-вторых, между частями; 3) потом (позднее) появляются отношения (связи); 4) на основе возникшего отношения (связи) развивается закономерность в форме еще не проявленного целиком З.; 5) наконец появляется во всей силе З. (пакет З.). Но действие З., его эффективность может и деградировать при разложении, распаде субстрата и ослаблений связей в обратном порядке – от пункта 5 в нашей цепочке к ее началу.

 

Заметим также, что согласно ноумено-феноменологической концепции времени в самой действительности могут происходить самые различные процессы, которые могут быть измерены с помощью других каких-то процессов, естественных или искусственных, в т.ч. технических устройств (часов). Говорить о параметре времени и темпоральности концептуально образованный наблюдатель вправе лишь после того, как он как-то зафиксировал такие изменения. Это может произойти в т. ч. на основе личного прямого восприятия изменения или на основе показаний приборов (т.е. он совершил измерение времени по какой-то методе, используя выбранные шкалы). Тогда исследованное и измеренное изменение, процесс отображается в его ментальности в виде понятий и представлений, суждений и концеций, почерпнутых из науки. Если это все наблюдавшееся (лучше и измеренное) имеет признаки, упомянутые нами выше в атрибутивных признаках З., то тогда он (наблюдатель) вправе обозначить данный закон как темпоральный, а не статический, атемпоральный. Общая логическая схема процесса, отбражаемого как З., будет неизбежно представлять собой известные хорошо и, в общем, тривиальные последовательности:

 

прошлое → настоящее → будущее.

 

Они необратимы в силу действия принципов логического отбражения, а содержательно – в силу действия З. возрастания энтропии, самой схемы линейной причинности и З. генетического порождения одного другим - в виде стрелы времени. Наше мышление, все равно, на уровне логического отображения ничего другого, видимо, не найдет, хотя задача науки найти наиболее адекватное описание и объяснение темпоральных форм З. Типичными в этом плане будут З. связи пути и времени, зафиксированные в хорошо известных формулах скорости и ускорения, в уравнениях движения разного рода, включая дифференциальные уравнения движения и др.

 

Однако фиксирование темпорологического аспекта явлений не всегда удобно в науке для решения каких-то конкретных задач. Очень ярким примером такого подхода, малоизвестным даже методологам, были те преобразования, которые проделали ученые в XIX в. с такими З., как интегральные формулировками знаменитых принципов наименьшего действия в формах Лагранжа и Гамильтона. У этих последних пределы интегрирования функционалов действия, взятых в обобщенных конфигурационном или фазовом пространствах, есть параметры времени, т.е. интервалы траектории от t1 до t2. Вместо этого, немецкий теоретик К.Якоби предложил формулировку принципа Гамильтона на интервале траектории с пространственными параметрами А и В (принцип наименьшего действия Гамильтона-Якоби). Это сразу же повысило эффективность расчетов в тех случаях, когда параметр времени их затрудняет проделать. Фактически, темпоральность здесь, в математическом аппарате, заменена на геометризацию представления механического действия (его размерность энергияхвремя).

 

В теоретическом мышлении, как уже сказано, имеются свои специальные термины для обозначения закономерного, номологического, такие как начало, аксиома, принцип, теорема, теория и др. Уже было сказано, что все они суть формы организации фактуального знания в данной предметной области. Остановимся коротко на этих понятиях. Начнем с аксиом (от греч.άξίωμα – удостоверение, принятое положение). В науке, прежде всего именно в математике, аксиома – исходное положение, принимаемое в качестве истинного без специального логического доказательства, часто заимствованное из другой теории и лежащее в основе доказательства других положений этой теории. Это понятие можно найти у Аристотеля. Совокупность всех аксиом теории образует ее ядро или аксиоматику, позволяющую за счет также определений объектов теории и операций над объектами, на основе дедукции, выстроить дополнительные утверждения номологического типа в виде теорем и следствий из теорем. Теорема (от греч. theōrema - рассматриваю) – это некоторое утверждение, заключение, которое в данной теории устанавливается формально (в противоположность аксиомам) с помощью доказательства за счет вывода из оснований теории и аксиоматики. Истинность её определяется истинностью аксиом и указываемых при выводе условий. В методологии науки тогда говорят, что теория, где аксиомы и теоремы имеют указанные чуть выше свойства и находятся в указанных отношениях, выстроена аксиоматически.

 

В эмпирических по происхождении науках, таких как физика, роль аксиом, если возможно количественно выразить и формализовать главные и все основные З. теории, а также их отношения, выполняют ранее эмпирически установленные утверждения, т.е. фундаментальные З., которые отнюдь не принимаются как не доказываемые, а как удостоверенные опытом «начала» или, иначе, «принципы». Роль таких принципов в теоретической механике играют, например, законы сохранения и законы Ньютона, в аналитической механике – различные принципы наименьшего действия. При этом нельзя забывать о роли определений основных объектов данной теории. Вообще, в роли принципов могут выступать и факты фундаментального значения, как, например, в специальной теории относительности то, что скорость света  суть константа ( с =  3∙1010 см/сек) и т.п. Тогда З. теории – это следствия из создаваемой аксиоматики, подобные по своему месту в теории теоремам, о чем говорилось выше. Исторически, в науке такой способ организации знания стал образцом для всех индуктивных, эмпирических наук, прежде всего для физики. В ХХ в. известный физик М.Борн говорил, что все наше познание природы начинается с накопления фактов, многочисленные факты обобщаются в простые З., а последние в свою очередь обобщаются в более общие З. Принципы и есть такие З.

 

Гипотезы – это тоже номологические высказывания, имеющие в своем содержании момент возможного, вероятного. Причем, научная гипотеза не любое предположение, а, именно, строго опирающееся на все данные науки, ее З., концепции и парадигмы. Правда, гипотезы имеют очень разный уровень, ранги общности: от гипотетических фактов до фундаментальных принципов. В эмпирических в своей основе науках гипотезы – это локомотивы науки. Вместе с тем, в истории науки количество гипотез, отправленных на кладбище науки не поддается никакому учету. Но в истории науки гипотеза как форма организации научного знания и как некое утверждение о возможной сущности и регулярности каких то свойств и состояний объектов ведет на основе накапливаемых фактов через формулирование подтверждаемых опытом З. к появлению не только новых законов и принципов, но и научной теории. В истории науки имело место и преувеличение роли гипотезы. Сторонником этой идеи был, например, известный французский математик и физик-теоретик А.Пуанкаре. З., между тем, это часто именно бывшая гипотеза, подтвержденная опытом. Яркий пример, - информация о природе и климате Марса сегодня по сравнению с гипотезами о жизни на Марсе в еще недавнем прошлом. Подчеркнем, что принципы и гипотезы в науке, ее логике и З. – явления однопорядковые, одноуровневые.

 

Обратимся к теории. Вообще говоря, теория – это, в основном, в главном, скопление номологических высказываний, утверждений, где важнейшее место принадлежит З. и (в эмпирических науках) З.-гипотезам. Вряд ли кто-нибудь решиться назвать некоторое развернутое изложение знаний о какой-то предметной области теорией, если в ней не сформулировано ни одного З.

 

Заметим, что сам смысл научной, познавательной деятельности, исследования и развития науки в наше время можно определить как поиск и формулирование З. При этом известно, что расцвет науки в ХХ веке обеспечил человечеству 90% всего знания, накопленного людьми за всю его историю. Знание З., во-первых, освобождает человека от многократного повторения действий и операций по обнаружению каких-то постоянных, повторяющихся моментов в действительности и в мышлении, Это знание высвобождало в истории человечества невообразимо огромное количество свободного времени, которое реально использовалось для других каких-то занятий. Во-вторых, их знание делает человека более свободным при выборе правильных, адекватных сути тех или иных ситуаций, решений и действий при создании, например, различных вещей, технологий, последовательных операций - в обществе и в мышлении - сейчас, в данный момент, и в дальнейшем. В-третьих, знание З. взамен беспочвенных фантазий позволяет человеку увидеть и осознать возможные результаты его деятельности на перспективу, раскрывает простор для более точного предвидения и планирования будущего. В-четвертых, знание З. позволяет человеку успешно управлять ходом событий, процессов. В-пятых, это знание дает человеку возможность практически реализовать свои имеющиеся уже прежние планы и наметки, творческие замыслы и проекты, воплотить их в вещах, процессах, их свойствах, отношениях, в реальных событиях жизни и т.п. (эффективность практической деятельности). В-шестых, незнание З. ведет к неуспеху, к заблуждениям и ошибкам, провалам и, даже, катастрофам. Наконец, в-седьмых, знание З. формирует основное концептуальное мировидение человека, оформляет картину мира и его мировоззрение в целом.  Эти преимущества знания З. обеспечиваются обучением и образованием в рамках человеческого общества во все возрастающих масштабах. Без знания аксиом, З., принципов, научных гипотез, теорий фактически не существует настоящей образованности.

Литература

Андреева Г.М. Закон. Закономерность общественная // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – С.188-89; Асмус В.Ф. Античная философия М., 1976; Баженов Л.Б.  Закон. Философская энциклопедия, т.2. М., 1962. – С. 151-53; Гольбах П. Система природы, или о законах мира. – СПб, 1924; Самущик Т.В. Закон // Всемирная энциклопедия: Философия. – М, Минск, 2001. – С.358-59; Карпович В.Н. Проблема, гипотеза, закон. – Новосибирск, 1980; Г.Крёбер. Н.Кузьмин, Закон // Философская энциклопедия, т.2. М., 1962. – С. 149-151; Панибратов В.Н. Категория «закон». Проблемы истории объективно-диалектического содержания. Л., 1980; Пуанкаре А. Наука и гипотеза. СПБ, 1906; Разумовский О.С. Современный детерминизм и экстремальные принципы физики. М., 1975; Он же. Оптимология, ч.1. Общенаучные и философские основы. Новосибирск, 1999. – С. 209-218; Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.

О.С.Разумовский