Уайтхед Альфред Норт

Уайтхед Альфред Норт - математик, философ. Жизнь Уайтхеда и его творчество делятся по месту и по характеру интересов на три периода - кембриджский, лондонский и гарвардский. В Кембриджском университете, куда он поступил в октябре 1880 г., Уайтхед занимался математикой, математической логикой и физикой. Летом 1910 г. после 30-летнего кембриджского периода он переезжает в Лондон и занимается там философией науки и проблемами образования. В 1924 г. в возрасте 63 лет Уайтхед навсегда покидает Британию и становится профессором Гарвардского университета. Здесь он создал свой главный труд "Процесс и реальность" (1929 г.).

Диссертация Уайтхеда в Кембридже посвящена электродинамике, уравнениям Максвелла. В 1884 г. он был избран членом Тринити-колледжа. В 1905 г. Уайтхед представил Королевскому Обществу мемуар "О математических понятиях материального мира". В нем он подвергает критике классическую ньютоновскую концепцию, согласно которой реальность построена из сущностей трех классов: точек пространства, частиц материи, моментов времени, физика и геометрия не связаны между собой, пространство выступает как самодовлеющая сущность, - "вещь чувственно-сверхчувственная". Уайтхед противопоставляет ньютоновской картине мира теорию относительности пространства Лейбница, утверждающую единство пространства и физических явлений. Законы физики не предполагают геометрии, но создают ее. Крайняя сложность этого мемуара не позволяет объективно оценить вклад Уайтхеда в решение пифагорейско-платоновской проблемы соотношения математики и реальности.

К кембриджскому периоду относится трехтомный труд Уайтхеда и его бывшего студента Бертрана Рассела Principia Mathematica. Считают, что основные идеи, такие как теория типов и теория дескрипций, принадлежат Расселу, а Уайтхед взял на себя каторжный труд доказательства многочисленных теорем. Сверхзадачей этой работы было охватить логической схемой все наличное содержание математического знания (позднее похожую задачу решали Бурбаки). К концу этой работы философские взгляды Уайтхеда и Рассела разошлись: первый все глубже уходил в метафизику, а Рассел склонился к последовательному феноменализму. Творчество Уайтхеда гарвардского периода Рассела шокировало, он характеризовал его как метафизику, "более или менее бергсоновского типа".

Философская позиция Уайтхеда отчетливо проявилась в его взглядах на ОТО. В опубликованной в 1922 г. книге "Принципы относительности с физическими приложениями" Уайтхед предложил альтернативу общей теории относительности. Уайтхед разошелся с Эйнштейном по всем пунктам. Он категорически не принял его идею об искривлении пространства материей, отверг принцип эквивалентности массы и энергии и отождествление инертной и гравитационной масс. Основа такого неприятия - невозможность для Уайтхеда согласовать интерпретацию гравитации, предложенную Эйнштейном, "с данными нашего опыта относительно одновременности распределения в пространстве". По мнению Уайтхеда материя как самотождественная субстанция, пространство-время как неподвижный субстрат физических изменений должны быть сведены к взаимоотношениям становящихся событий как единственной реальности. По мнению современного историка науки спасти теорию тяготения Уайтхеда можно ценой признания, что метрика пространства-времени испытывает на себе воздействие материи, однако топология пространства от материи не зависит.

Уайтхед исходит из того, что пространственно-временные отношения не являются внешними. "Концепция внутренних отношений требует идеи субстанции" как синтезирующей деятельности возникающего события <…>. Процесс осуществления представляет собой согласование синтетических активностей, посредством которых различные события становятся осуществленными субъектами. Это согласование есть согласование основных деятельных субстанций, посредством чего эти субстанции проявляют себя как индивидуализации или модусы единой спинозовской субстанции. Это согласование вводит временной процесс." Это цитата из более поздней книги "Наука и современный мир", которая принесла Уайтхеду известность как философу и была его первой книгой в США. Уайтхед свидетельствует, что его учение "следует из концепции событий и природы устойчивых объектов". "Благодаря внутренней устойчивости событие оказывает значительное влияние на изменение окружающей среды. Именно в этой устойчивости структуры время отделяет себя от пространства". Событие в процессе самоосуществления выявляет структуру, внутренне присущую событию, "и эта структура требует определенной длительности, которая определяется некоторым значением одновременности. Каждое такое значение одновременности связывает структуру (в том виде, в каком он выявляет себя), с определенной пространственно-временной системой. Действительность пространственно-временных систем конституируется в ходе реализации структуры". Важно, что у Уайтхеда время в некотором смысле выходит за рамки природного пространственно-временного континуума "благодаря своей способности согласования процесса синтетического осуществления".

Уайтхед главным образом философ пространства. Уайтхед не считал время чем-то изначальным, существующим до и независимо от дискретных вещей. Но сосредоточенность на пространстве и геометрических соотношениях не привела его к попыткам редуцировать темпоральность и опыт течения времени к пространственно-подобным соотношениям, и в этом состоит отличие позиции Уайтхеда от взглядов Эйнштейна и Рейхенбаха.

Первые книги по философии относятся к лондонскому периоду Уайтхеда. В них он не выходит за рамки философии науки, которую понимает как попытку определить наиболее общие черты наблюдаемых вещей. Проблема состоит в том, чтобы занять надлежащую позицию для наблюдения и не смешивать перцептуальный элемент с концептуальным, не принять вымысел за непосредственные чувственные данные, а дать природе самой интепретировать себя через нас. В книге "Понятие природы" Уайтхед вводит существенные для своей философской системы понятие события как становления и понятия объекта. "Я даю имя "событие" пространственно-временному происшествию". "Событие начинается как следствие, обращенное в прошлое, а заканчивается как причина, обращенная в будущее". "Объекты суть те элементы в природе, которые непреходящи. Объекты суть те элементы в природе, которые могут "быть снова"".

Главная книга Уайтхеда "Процесс и реальность" вышла в 1929 г. в Нью-Йорке в издательстве Макмиллан и через 50 лет была переиздана там же в исправленном виде. В ней дано развернутое изложение категориального построения метафизической системы философии Уайтхеда и приложения этой схемы к уяснению фундаментальных характеристик мироздания. Однако многие идеи Уайтхеда легче уяснить из его последней работы "Способы мышления" (1938 г.). Последнюю свою лекцию ("Бессмертие") Уайтхед прочел в 80 лет. Он умер 30 декабря 1947 г.

Уайтхед часто пользуется заимствованным у Локка определением времени как "нескончаемой бренности" (a perpetual perishing). Он полагает, что темпоральность, ход времени и то, что вслед за Артуром Эддингтоном называют "стрелой времени" возникают как следствие более фундаментального природного фактора. Основой является становление и бренность эпизодических событий или дискретных эпизодов опыта, которые Уайтхед, следуя Декарту, называет res verae, или актульными вещами. Каждое событие актуально в прямом смысле как возникающее, оно конституирует себя в качестве субъекта из элементов (или объективных данных), извлеченных из собственного прошлого. Эту первичную активность Уайтхед описывает как сращение, формирование особенного существования. Сращение движется к своей целевой причине, которая есть ее субъективная цель.

Другой вид становления - переход от одного отдельно существующего к другому. Прекращение процесса в случае формирования отдельно существующего конституирует это существующее как изначальный элемент конституирования других отдельно существующих, которые выявляются при повторении процесса. Переход является механизмом действующей причины, которая есть бессмертное прошлое. "Вещи, протекающие во времени, возникают благодаря своей причастности к вещам, которые вечны".

Став однажды вполне конституированным и определенным, событие наполняется "бренностью", теряет активность. Однако вполне сложившееся событие остается актуальным во втором, не менее важном, смысле - как эффективное. Каждая определившая себя вещь в свою очередь служит в качестве данной или элемента для построения последующих активных случаев опыта. Этот процесс становления актуальных вещей и последующего наполнения их бренностью, т.е. переход из состояния активности, субъективной безотлагательности к одному из фиксированных, пассивных, неизменяющихся объектных определенностей задает "поток становления" и дает вклад в копилку опыта хода времени. Этот переход из субъективности настоящего в объективность прошлого определяет, таким образом, "стрелу" или векторную асимметрию хода времени.

Благодаря тому, что объективированные прошлые события являются в буквальном смысле материальной причиной (по Аристотелю) активности в настоящем между "актуальными вещами" можно проследить связь по аналогии с В-рядами Мак-Таггарта (раньше-позже). Эта причинная связь от прошлого к настоящему асимметрична в еще большей мере: связи вещей настоящего (поздних) с их предшественниками ("ранними") всегда внутренние (конститутивные), тогда как вещи прошлого всегда связаны с пребывающими в настоящем внешним образом. Онтология настоящего и будущего событий у Уайтхеда не такова как в А-рядах Мак-Таггарта. Будущее, согласно Уайтхеду, это центр нереализованных возможностей, которые могут стать, а могут и не стать действительностью. Момент настоящего "так далеко впереди во времени" как только можно, поскольку для наличной активности самопостроения или сращения актуальных возможностей "ничего более отдаленного или позднего не имеется". Уайтхед представляет течение времени не в образе прокрутки готовой кинопленки, а как непрерывно действующее производство череды сменяющих друг друга кадров еще незавершенного фильма.

"В настоящем объективно существует лишь необходимость появления будущих реальных событий и необходимость того, что эти будущие события будут соответствовать условиям, заложенным в сущность события настоящего. Будущее принадлежит сущности факта настоящего и не обладает иной реальностью, нежели реальность факта настоящего".

Заметим, что в Кембридже в бытность там Уайтхеда Джон Мак-Таггарт (1866-1925) был философом, интерпретатором Гегеля в английском духе.

Подведем некоторые итоги. Среди категорий Уайтхеда изначальное - это креативность, созидающая сила, принцип новизны. "Благодаря креативности не может быть "многих вещей", не субординированных в конкретное единство. На место субстанции претендует процесс, который и есть субстанция мира: "каждое действительное существование можно описать только как органический процесс". "Природе бытия присуще, что оно содержит в себе потенцию для каждого случая становления".

"Актуальные вещи", действительные существования, атомизируют континуум и то, что до этого было просто потенциальным, делается реальным. Атомизация протяженного континуума есть также его темпорализация. Атомизация - необходимое условие реальности пространства и времени. "Темпорализация есть реализация целостного организма. Темпорализация не есть непрерывный процесс. Она является атомарной последовательностью. Таким образом, время атомарно, хотя то, что темпорализуется, делимо".

Можно сказать, что время - это то, что случается. "Время шло рывками", - как написано у В.Луговского в поэме "Середина века".

Уайтхед определяет математику как науку о порядке. Но природе "одного порядка недостаточно. Нужно нечто более сложное. Необходим порядок, пронизанный новизной". Привычное повторение прошлого - признак регресса: "Сложный организм постепенно деградирует к более простым формам".

Уайтхед, философ становления, используя аристотелевскую триаду "потенция - энергия - энтелехия", сближает свободную энергию стихии с потенцией. "Субъективные формы концептуальных схватываний несут энергию Вселенной, посредством которой каждое событие частично переносит себя в будущее". Учение Уайтхеда, его "органический реализм", заменяет понятие "статического вещества понятием текучей энергии. У этой энергии есть определенная структура действия и протекания. Вне которой ее невозможно понять". Примат свободной энергии сближает время со становлением и сообщает картине мира динамику, допускающую множественность сценариев будущего. "Осуществление является становлением времени в поле протяженности".

Литература

  1. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии: перевод с англ./Сост.И.Е.Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А.Кисселя - М: Прогресс, 1990.
  2. Encyclopedia of Time. Ed. Samuel L. Macey. Garland Publishing, Inc. N.Y.,London, 1994, pp. 670-671.
  3. Explorations in Whitehead's Philosophy. Ed. Lewis S. Ford and George L. Kline. New York: Fordham UP, 1983.

И.Н.Гансвинд