MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01CA6F48.F2472E00" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Microsoft Internet Explorer. ------=_NextPart_01CA6F48.F2472E00 Content-Location: file:///C:/4E7FCC9A/file8298.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii" «Эвристичk= 7;ские возможностl= 0; антропной м = 86;дели времени

&laq= uo;Эвристичес&#= 1082;ие возможностl= 0; антропной м = 86;дели времени

= 74; области естественнm= 9;х наук»

Дмитрий В. Гарбузов<= /b>

Кафед = 88;а психологии = 80; философии Волжского гуманитарнl= 6;го института =

Волго = 75;радского государствk= 7;нного университеm= 0;а

 

h= 0;нтропная модель времени. Рассмотренl= 0;е человека ка = 82; фундаментаl= 3;ьно временно ра = 89;положенное в бытии сущее. Антропологl= 0;ческое определениk= 7; времени и темпорологl= 0;ческое определениk= 7; человека. Концептуалn= 0;ное различение бытия и сущего. Реальность = 82;ак осуществлеl= 5;ное бытие. Сингулярноk= 7; и универсал = 00;ное состояния. Время как терминальнm= 9;й предел, генерирующl= 0;й локализоваl= 5;ную реальность. Экспликациn= 3; антропной модели времени в физическую концептуалl= 0;зацию мира. Место человека в соотношениl= 0; между квант = 86;вым нелокально- = 89;ингулярным единством мира и уровн= 077;м сигналь= ;но-локальны= 093; взаимодейсm= 0;вий ядерного, электромагl= 5;итного и гравитациоl= 5;ного типов. Экспликациn= 3; антропной модели времени в би= 086;логическую концептуалl= 0;зацию мира. Два уро&#= 1074;ня существоваl= 5;ия биологичесl= 2;ой системы: апп= 072;ратный уровень материальнl= 6; локализоваl= 5;ных референтов = 80; уровень идеально-не = 83;окального программирl= 6;вания. Биологичесl= 2;ая эволюция ка = 82; особый способ сохранения времени, представляn= 2;щий собой процесс апп = 72;ратного конструироk= 4;ания  креод= ;ически локализоваl= 5;ных пространстk= 4;енных структур дл = 03; осуществлеl= 5;ия нелокальноl= 1; космологичk= 7;ской программы.=

 

Время – это сущностная проблема, которая по-п= 088;ежнему никак не поддается общепризнаl= 5;ному универсальl= 5;ому объяснению = 80; концептуалl= 0;зации. Что есть время? Каков= 072; структура времени? Где имеет место время? Каков способ существоваl= 5;ия различных модусов времени? Универсальl= 5;о ли время? Эти и другие вопросы по-п= 088;ежнему не имеют однозначноk= 5;о ответа.

Между тем, объяснение времени имеет сущно = 89;тное значение, поскольку без него невозможно понять любо = 81; другой предмет познания. Поэтому люб = 72;я более-менее развитая наука имеет свое специфичесl= 2;ое определениk= 7; времени. Одн= 072;ко множественl= 5;ость частных концептуалl= 0;заций никак не удается суммироватn= 0; и синтезиро = 74;ать в единую универсальl= 5;ую теорию времени. На н&#= 1072;ш взгляд, это связано с недостаточl= 5;ым прояснениеl= 4; антропологl= 0;ческого измерения с = 84;ысла проблемы времени. Знание о бытии челов = 77;ка должно быть когерентно = 80; полноценно соотнесено со знанием о бытии мира. Иными словами, универсальl= 5;ую теорию времени уда = 89;тся создать тогда, когда темпо&#= 1088;ологическа= я проблематиl= 2;а будет интег = 88;ирована в структуру антропологl= 0;и, и, соответствk= 7;нно, когда понимание спосо&#= 1073;а человеческl= 6;го бытия будет интегрировk= 2;но в общую теорию устройства мира. Теория бытия человека и теория быти = 03; мира должны = 074; этом вопрос = 77; двигаться навстречу друг другу.

Исследов&= #1072;теля времени, по нашему мнению, подс= 090;ерегают две главные опасности. Во-первых, это амбициознаn= 3; задача понять врем = 03; как оно есть само по себе. В методологиm= 5;еском и предметно-с = 86;держательн&#= 1086;м плане это в большинствk= 7; случаев означает до человека, без человека, исключая человека. Такой подхо = 76; преимущестk= 4;енно характерен для системы позитивных наук. Однако любой предмет исследованl= 0;я любой науки неизбежно располагаеm= 0;ся в горизонте = 080; контексте человеческl= 6;го бытия, являясь элементом восприятия- = 86;сознания и действия человека. Поэтому  искус= ;ственное исключение человеческl= 6;го бытия из познавателn= 0;ной, исследоватk= 7;льской оптики естественнm= 9;м образом приводит к искаженной, неполноценl= 5;ой картине мир = 72;. Вывод очевиден – н= 091;жно не бояться признать необходимоl= 9;ть человеческl= 6;го бытия в предметах научного по = 79;нания и вернуть человека в оптику иссл = 77;дования.

Однако, ставя задач = 91; таким образом, нужно прояв = 83;ять осторожносm= 0;ь, поскольку вторая опас = 85;ость заключаетсn= 3; в субъективаm= 4;ии времени, в отождествлk= 7;нии темпоральнm= 9;х феноменов с теми или иными характерисm= 0;иками человеческl= 6;го существоваl= 5;ия. Такой подхо = 76; более характерен для философскиm= 3;, метафизичеl= 9;ких концепций времени. Поэтому нуж = 85;о быть очень внимательнm= 9;м, чтобы целенаправl= 3;енно и планомерн = 86; преодолеваm= 0;ь этот спонтанно присущий нашему восприятию- = 86;сознанию антропоценm= 0;ризм и обнаруживаm= 0;ь во времени объек&#= 1090;ивное, неантропноk= 7; содержание, естественнm= 9;м образом проявляющеk= 7;ся в бытии чело= 074;ека.

Таким образом, мы исходим из того, что темпоральнk= 2;я реальность, время как он= 086; есть само по себе – это время человека, с человеком, включ= 072;я человека. Однако это н= 077; значит, что мы должны рассматривk= 2;ть время тольк = 86; как специфи = 95;еское свойство человеческl= 6;й души или как особую характерисm= 0;ику человеческl= 6;го чувственноk= 5;о восприятия. Задача заключаетсn= 3; не в том, чтобы объяснить время без человека ил = 80;, наоборот, понять врем = 03; из человека, но нужно, чтобы сам человек предстал ка = 82; време&#= 1085;но расположенl= 5;ое в бытии суще= 077;. Методологиn= 3;, пытающаяся объяснить время либо извне, либо l= 0;знутри челов= ;ека изначально ошибочна, поскольку это проблем = 72;, в которой неизвестно не только время, но и челов= 077;к. Не только время должн = 86; получить антропологl= 0;ческое определениk= 7;, но и сам человек дол = 78;ен быть определен темпорологl= 0;чески. Обе эти тематическl= 0;е области при решении любой новой аналитичесl= 2;ой задачи должны быть воссоздаваk= 7;мы заново, инач= 077; мы постоянн = 86; будем оставаться = 74; порочном кругу объяснения неизвестноk= 5;о через неизвестноk= 7; же, точнее через ошибо = 95;но признаваемl= 6;е известным.

Исходя из такой устан = 86;вки, мы разработалl= 0; антро&#= 1087;ную, или, говоря иначе, антрополог&#= 1080;ческую модель времени. h= 2;ремя в ней рассматривk= 2;ется как непроиз = 74;ольный и неустранимl= 6; фундаментаl= 3;ьный элемент человеческl= 6;го способа существоваl= 5;ия. Соответствk= 7;нно, согласно этой модели, &#= 1074;не человека времени не существует, = 072; осознанное восприятие открывающеk= 5;о себя сущего = 211; это необход = 80;мый элемент времени. Время, которое про = 03;вляет себя в существоваl= 5;ии человека, – это единственнl= 6; существующk= 7;е время. Важно подчеркнутn= 0;, что это не означает субъективаm= 4;ии времени, поскольку сам человек должен расс = 84;атриваться не как субъективнk= 2;я, искусственl= 5;о созданная реальность, = 072; как бm= 9;тие-в-мире, т.е. полноценноk= 7; и даже преимущестk= 4;енное воплощение осуществлеl= 5;ного бытия мира.

В частности, предложеннk= 2;я нами модель опирается н = 72; учение Мартина Хайдеггера об «онтолог = 80;ческой разнице» бытия и сущего. Коро= 090;ко говоря, его смысл заключаетсn= 3; в следующем. Хайдеггер доказывает, что система рациональнl= 6;го знания – т.е. философия и различные формы ее специализаm= 4;ии – стала возможной благодаря тому, что культурномm= 1; гению грече = 89;кой цивилизациl= 0; удалось открыть особый раку = 88;с понимания мира, которы= 081; был концепт = 91;ализирован в понятии бытия. Соответствk= 7;нно, все фундаментаl= 3;ьные понятия греческой философии – такие как субстанци = 03;-архэ, космо= ;с, логос= ;, идея, = число, энерг&#= 1080;я и пр. – это различные способы определениn= 3; бытия. Однако, согласно Хайдеггеру, ситуация сложилась таким образом, что изначально, = 090;.е. уже у самих греков, понимание бытия было подменено пониманием сущег&#= 1086;. В частности, это означае = 90;, что главным = 80; характерисm= 0;иками бытия стали = 088;ассматрива&= #1090;ься такие свойства ка = 82; структурноl= 9;ть, реальность, определеннl= 6;сть, функционалn= 0;ность и т.п. И это предопредеl= 3;ило геометричеl= 9;кое, пространстk= 4;енное понимание бытия. Между тем, согласн= 086; Хайдеггеру, = 073;ытие – это никоим образом не сущее, или как он много раз повторя = 83;, бытие – это ничто сущее. По его мнени= 102;, именно это, в первую очередь, должны осознать современнаn= 3; философия и наука, чтобы выйти из мировоззреl= 5;ческого тупика, в который они зашли. Бытие должно пониматься не структурно, = 072; динамическl= 0; – как = 89;обытие. А это выводи= 090; на передний план не геометричеl= 9;кое, а темпоральнl= 6;е понимание бытия, поско= 083;ьку о сущk= 7;м можно и нужн= 086; говорить, чт= 086; оно еl= 9;ть, т.е. обладает бытием, но о самом бытии так сказать нельзя – это будет тавтологиеl= 1;. Бытие не есть, а сбывается, т.е. вр= 077;менит. Соответствk= 7;нно, именно врем = 03;, а не сущее яв&#= 1083;яется наиболее прямым путе = 84; к пониманию сущности бытия. Однак= 086; и сущность самого врем = 77;ни не может быт= 100; раскрыта через свойс = 90;ва сущего, поскольку оно само явл= 103;ется продуктом времени, и поэтому дол = 78;на раскрыватьl= 9;я непосредстk= 4;енно из бытия. И согласно Хайдеггеру, произвести такую мысли = 90;ельную процедуру можно тольк = 86; на основани = 80; и на материале человеческl= 6;го существоваl= 5;ия, экзис= ;тирования, поскольку только в нем время предстает как автономная реальность, не подмененнаn= 3; пространстk= 4;енным способом реализации сущего.

 Разви= вая эту концепцию Хайдеггера, мы разработалl= 0; антропологl= 0;ческую модель времени, которая призвана соотносить = 76;руг с другом бытие мира и бытие человека, таким образом, чтобы преодолеть фрагментирl= 6;ванность времени на субъективнm= 1;ю и объективн = 91;ю части, создать возможностn= 0; единого, универсальl= 5;ого понимания времени. Сог= 083;асно этой модели, вре= 084;я само по себе есть событи = 77; осуществлеl= 5;ия бытия. Это выявляет терминаль = 85;ую природу времени, выступающеk= 5;о в качестве преде&#= 1083;а,  который ограничиваk= 7;т бесконечнуn= 2; полноту и неопределеl= 5;ность бытия и тем с&#= 1072;мым актуализирm= 1;ет его в конкретное, конечное, временное сущее. Иными словами, для того, чтобы бытие осуще = 89;твилось, т.е. вышло в начало существоваl= 5;ия, в качестве имеющего место сущег = 86;, оно должно пройти чере = 79; разрыв, предел, пред= 089;тавляющий собой отсутствие бытия, ничто бытия и являющийся сущностью времени. i= 8;аким образом, причиной фундаментаl= 3;ьной одномерносm= 0;и времени является ег = 86; терминальнk= 2;я природа. Име= 103; место в каче= 089;тве предела бытия,  собственнm= 9;м размером времени является одно мгновение, а характерисm= 0;ики длительносm= 0;и, направленнl= 6;сти, необратимоl= 9;ти, последоватk= 7;льности, ритма и изменчивосm= 0;и и пр. – это суть свойства не времени сам = 86;го по себе, а определеннl= 6;го временем су = 97;его. Следователn= 0;но, природа времени так = 86;ва, что оно ускользает от возможностl= 0; фиксированl= 0;я его собственноk= 5;о бытия, ведь его сущностью является фактически неуловимое мгновение осуществлеl= 5;ия бытия сущег = 86;.

Поэт= 086;му время в собственноl= 4; смысле може = 90; быть обнару = 78;ено только там, где пl= 8;оисходит самораскрыm= 0;ие бытия сущем = 91;. А это происходит = 74; существоваl= 5;ии человека, поскольку в человеческl= 6;м способе существоваl= 5;ия в наивысшей степени реализованk= 2; способностn= 0; бытия к терминальнl= 6;му самоопредеl= 3;ению, т.е. к существоваl= 5;ию во времени. Время – это зазор между пределом бытия и нача= 083;ом существоваl= 5;ия и именно в этом темпоральнl= 6;м зазоре расп = 86;лагается присутствиk= 7; человека. Можно сказа = 90;ь, что космологичk= 7;ским основанием процесса антропогенk= 7;за является событие поставлениn= 3; предела быт = 80;ю, осуществляn= 2;щее его переход из неопреде = 83;енного в определеннl= 6;е состояние. Поэтому темпорологl= 0;ческим определениk= 7;м человека является понятие су= 097;ества-преде= ла, существа определяющk= 7;го, существа-на = 73;людателя. Человек – эт= 086; на фундаментаl= 3;ьном уровне существо-на = 73;людатель, которое выходит из предела быт = 80;я в начало существоваl= 5;ия для определениn= 3; подлежащегl= 6; и измерения предстоящеk= 5;о. И это не является выбором или индивидуалn= 0;ным достижениеl= 4; человека, но есть устрой = 89;тво самого быти = 03;. Человек – эт= 086; существо, ставящее пр = 77;делы миру, точнее говоря, само по себе, в исх&= #1086;дной простоте своего существоваl= 5;ия являющееся пределом, границей сущего. Занимая некоторое место, человек одновременl= 5;о вносит в нег= 086; предел, дискретносm= 0;ь, вещность, по= 089;кольку все безличное, предметное сущее закан = 95;ивается, определяетl= 9;я на нем. Впрочем, не стоит преувеличиk= 4;ать значение человека – будучи границей вещей, он не творит их, а лишь фиксирует и = 93; способностn= 0; быть предметом наблюдения, т.е. определяет, исполняет, п= 088;оизводит их собственнуn= 2; целостностn= 0;. В процессе этого события  получает м = 77;сто, осуществляk= 7;тся мир человек = 72;, а он сам полу&#= 1095;ает время, историю, длительносm= 0;ь.

Гово= 088;я в общем, бытие проявляет следующую д = 80;намику: сущее= ; есть, мир за= ;канчиваетс = 03;, человек начинаетс = 03;, проис= ходит. Иными словами, бытие означает такое событ = 80;е, при котором на фундаментаl= 3;ьном уровне прис = 91;тствует возможностn= 0; осуществлеl= 5;ия мира &#= 1080; челов= 077;ка. Бытийная возможнос = 90;ь начин= аться полагается = 74; личностном существоваl= 5;ии челов= ;ека, а бытийная возмо= 078;ность закан= чиваться, опред= еляться реализуетсn= 3; в пред= ;метной наличности = мира. Смысл этого утверждениn= 3; следующий. То, что есть, – это, по определениn= 2;, сущее. Но сущее само п= 086; себе не тождественl= 5;о миру. Разниц= 072; между ними заключаетсn= 3; в том, что сущее – это то, что само существует, т.е. обладает бытием, а мир – это то, что существует, потому что есть сущее. И&#= 1085;ыми словами, есл= 080; сущее имеет место в отношении себя, то мир, это, наоборот, нечто такое, что те= ;ряет себя в отношении друго= 075;о, себя &#= 1087;редоставля= ет другому. Сущ= 077;е – это бытие, вышедшее в начало существоваl= 5;ия, мир – это уместност = 00; бытия, вышедшего в начало существоваl= 5;ия; это место, в котором возможен корректный выход бытия = 074; начало существоваl= 5;ия. Иными слова = 84;и, мир, в котором мы существуем = 80; который наб = 83;юдаем, не универсалеl= 5;. Это именно мир человека, т.k= 7;. это сущее, вмещающее человека, сущее, встречное человеку, законченноk= 7; на человеке как особом сущес= 090;ве, чье бытие способно к деятельносm= 0;и определениn= 3; и наблюдени = 03;.

Таки= 084; образом, время бытия сущег = 86; (это онтология времени) можно определять двояким образом: либ= 086; через темпоральн = 86;сть мира как бытия предметно наличного сущего (это физика времени), либо через темпо= 088;альность человека как бытия присутств = 91;ющего существоваl= 5;ия (это антропологl= 0;я времени). В первом случае, это ретроспектl= 0;вное существоваl= 5;ие мира, переме= 097;ающегося во времени впере&#= 1076;, т.е. из начала существоваl= 5;ия к пределу бы= 090;ия. Во втором случае, это проективноk= 7; существоваl= 5;ие человека, возвращающk= 7;еся во времени назад, т.е. из предела бытия к началу существоваl= 5;ия. Однако с учетом онтологич = 77;ской разницы (бытия и сущего), концептуалn= 0;ным приоритетоl= 4; обладает не динамика сущего самого по се= 073;е, а собы= ;тие осуществлеl= 5;ия бытия в качестве удержания темпоральнl= 6;го зазора межд = 91; преде= 083;ом бытия и началом сущего. И в этом случае = 087;онятие напра= ;вления, т.е. движения времени вперед или= ; назад теряет решающий смысл, и сущее предстает к = 72;к проекция неопределеl= 5;ного и многомерн = 86;го событ= ия бытия в темпоральнl= 6; одномерный мир человек = 72;, в котором уж= 077; эксплицитнm= 9;м, образом актуальносm= 0;ь сущего разв = 86;рачивается в одномерну = 02; линию направленнl= 6;го времени, привязаннуn= 2; к комплексу = 083;окализован&= #1085;ых систем отсчета. h= 8;сходя из такого подхода, изменяется также понимание проблемы срока или века времени. Она оказываетсn= 3; связана, в первую очередь, не с длительносm= 0;ью, а с интенсивноl= 9;тью и масштабом существоваl= 5;ия сущего. Вечность времени сущего равн = 72; сроку исполнения, определениn= 3; его бытия, т.е. сама по себе равна мгновению. Следователn= 0;но, принципиалn= 0;но значимым фактором яв = 83;яется не длительносm= 0;ь, а только интенсивноl= 9;ть существоваl= 5;ия, достаточнаn= 3; для исполне = 85;ия определеннl= 6;го масштаба бытия сущег = 86;. Если сущее исполняет свой системный масштаб существоваl= 5;ия, в нем актуально реализуетсn= 3; вечность бытия.

Тако= 074;ы основные положения антропологl= 0;ческой модели времени. Повторю кор = 86;тко ее внутреннюю логику. Сущностью времени является способностn= 0; бытия к самоопредеl= 3;ению, но обнаружить эту "предельную= ;" (или, иначе говоря, терминаль = 85;ую) сущность времени можно тольк = 86; в человечес = 82;ом существоваl= 5;ии, в способе, каким челов = 77;к есть он сам. Если же пытаться понять врем = 03; не через человека, то оно неизбежно смешиваетсn= 3;, отождествлn= 3;ется с пространстk= 4;ом и движением, т.е. его собственнаn= 3; сущность становится невидна. Например, когда физик = 72; говорит о времени, то видит в нем особую координату, = 089; помощью которой можно описывать пространстk= 4;о и движение, когда биология говорит о времени, то имеет ввиду особый параметр эволюции, ро= 089;та, биохимичесl= 2;их процессов и т.д. Время сам&= #1086; по себе, как самостоятеl= 3;ьная сущность пр = 80; таком подходе отсутствуеm= 0;. Естественнl= 6;, это вопрос открытый – может быть времени как самостоятеl= 3;ьной сущности и н= 072; самом деле н= 077; существует. Но если  это нk= 7; так, то попытаться объяснить это можно только антр = 86;пологическ&#= 1080;, поскольку только в чел= 086;веческой реальности время проявляет с = 77;бя как самосто = 03;тельная сущность. Однако чтоб = 99; время не пре= 076;ставало, как некий субъективнm= 9;й феномен нужно дать онтологичеl= 9;кое обоснованиk= 7; и самому человеку, рассмотретn= 0; его таким об= 088;азом, чтобы и он представал как феномен = 080; проект быти = 03;, а не нечто субъективнl= 6;е и искусстве = 85;ное.

На на&#= 1096; взгляд, проецироваl= 5;ие этой модели = 074; сферу естествознk= 2;ния может привести к п= 086;лучению весьма интересных результатоk= 4;. Предваритеl= 3;ьно скажу, что проблема человеческl= 6;го бытия сама п= 086; себе является маргинальнl= 6;й для физическогl= 6; естествознk= 2;ния. Причины этого вполн = 77; объяснимы и понятны, но в&#= 1089;е-таки, по крайней мере, для современноl= 1; науки это вряд ли  оправданнl= 6;. Действителn= 0;но, мы знаем, что существуют теологичесl= 2;ое, философскоk= 7; (т.е. метафизичеl= 9;кое), биологичесl= 2;ое, социологичk= 7;ское и пр. объясне&#= 1085;ия человека, но отсутствуеm= 0; сколько-ниб = 91;дь подробное концептуалl= 0;зирование физич= ;еского смысл= ;а человеческl= 6;го бытия. Впрочем, совсем без э= 090;ого обойтись, конечно, невозможно = 80; поэтому человек в физике концептуалl= 0;зирован как нk= 2;блюдатель, связанный с определеннm= 9;ми начальными условиями некоторой системы отс = 95;ета, исходя из которых должны производитn= 0;ся измерения и расчеты. Причем, тако= 081; статус человека рассматривk= 2;ется, скорее, как н&#= 1077;гативное качество, вносящее искажения в получаемую картину мир = 72;, подобно том = 91;, как правила проекции требуют внесения искажений в = 088;еальные пропорции и размеры объекта для = 090;ого, чтобы изобразить его на двухмерной плоскости. Получается, что собственноk= 7; бытие человека – это внешний для реального физическогl= 6; мира фактор, мешающий получению а = 76;екватного знания. Это очень сомнительнk= 2;я точка зрени = 03;, поскольку она неявно навязывает человеку некий сверхъ- или не-естестве = 85;ный, контр= ;системный статус быти = 03;. Поэтому, по нашему мнению, антропный принцип, признающий неслучайноl= 9;ть и системную естественнl= 6;сть человека, является более когерентныl= 4;.

В частности, проецироваl= 5;ие антропологl= 0;ческой модели в сферу физическогl= 6; объяснения времени может быть осуществлеl= 5;о следующим образом. Исходным, фундаментаl= 3;ьным физическим состоянием бытия является нелокальн = 86;-мгновенное единство, т.k= 7;. это особое (сингулярно = 77;) состояние максимальнl= 6;й «квантовой неопределеl= 5;ности», существующk= 7;е до появлени = 03; сигнальных типов физическогl= 6; взаимодейсm= 0;вия. Сингулярноk= 7; состояние материи – эт= 086; неосуществl= 3;енное бытие, универсальl= 5;ое состояние – это осущест = 74;ившееся бытие. Возникновеl= 5;ие видимой Вселенной – это переход из сингулярноk= 5;о в универсальl= 5;ое состояние. В частности, р= 086;ждение космоса связано с разрывом изначальн = 86;й сингулярноl= 9;ти, а существоваl= 5;ие космоса – с постоянным схлопываниk= 7;м этого разрыва. Космологичk= 7;ским смыслом первичного разрыва и сх= 083;опывания изнач= альной сингулярноl= 9;ти является квантовая вспышка света-мате= 088;ии-простран= ства-поля. Хронологичk= 7;ски первым событием осуществлеl= 5;ия бытия является, таким образом, разрыв и схлоп= 099;вание мгнов= енно-нелока = 83;ьного взаимодейсm= 0;вия изнач= альной сингулярноl= 9;ти, физически представляn= 2;щее собой вспышку излучения, кванты-част = 80;цы которого вступают в изучаемые  физическиl= 4; естествознk= 2;нием сигна= льно-локаль = 85;ые взаимодейсm= 0;вия ядерного, электромагl= 5;итного и, возможно, гравитациоl= 5;ного типов.

Мгно= 074;енно взаимодейсm= 0;вующая изнач= альная сингулярноl= 9;ть бытия сама п= 086; себе н= ;елокальна, т.е. будучи максимальнl= 6; неопределеl= 5;ной, она не имеет места, но, наоборот, предшествуk= 7;т и обосновываk= 7;т само п= ;ространств = 86;. Соответствk= 7;нно, это означае = 90;, что следы ее присутствиn= 3; бессмысленl= 5;о искать в физ= 080;ческих характерисm= 0;иках пространстk= 4;енного мира: их там нет, и не может быть. Единственнm= 9;м место= м, где проявляетсn= 3; целостностn= 0; мгновенно в = 79;аимодейств&#= 1091;ющей сингу= лярности, оказываетсn= 3; челов= 077;к. Конечно, дел= 086; обстоит не т= 072;ким образом, что в бытии отдельных людей кажды = 81; раз заново происходит рождение це = 83;ого мира; суть дела заключаетсn= 3; в том, что сущ&= #1077;ствование челов= ека само по себе, возможно только потому, что в бытии имеется космологичk= 7;ский процесс раз = 88;ушения, расщеплениn= 3;, разрыва мгновенно-н = 77;локального взаимодейсm= 0;вия.

В общем смысл = 77; это означае = 90;, что бытие наблюдате = 83;я включено в системный процесс самоорганиk= 9;ации сущего. И в частности, главным вектором этого процесса является нарастание структурноl= 1; опред&#= 1077;ленности, исходя из некоторого начального неопределеl= 5;ного состояния. Система движется от начального состояния максимальнl= 6;й неопределеl= 5;ности к максимальнl= 6; возможному при данных н= 072;чальных условиях состоянию структурноl= 1; определеннl= 6;сти. Используя известный ф = 80;зический термин, можн= 086; сказать, что это система = 089; аттрактороl= 4;, которым выступает терминальнl= 6;сть, т.е. определе&#= 1085;ность структурноl= 1; организациl= 0;. Соответствk= 7;нно, реали= ;зация максимальнl= 6;й структурноl= 1; определеннl= 6;сти системы и означает актуальное осуществлеl= 5;ие феном= ;ена наблюдателn= 3;, т.е. че= 083;овека. Квантовая неопределеl= 5;ность микромира, м= 077;ханическая определеннl= 6;сть макромира, м= 086;лекулярная организациn= 3; химических процессов, аутопойэтиm= 5;ность биохимичесl= 2;их организмов, рациональнl= 6;-концептуал&#= 1100;ное переживаниk= 7; и восприятие- = 86;сознание мира челове = 82;ом – это различные этапы терминальнl= 6;го структурирl= 6;вания сущего и различные поколения терминальнm= 9;х структур организациl= 0; мира. Следователn= 0;но, бытие наблюдател= 103; не является спонтанным = 80; случайным, оно необход = 80;мо для полной реализации того сегмен = 90;а космологичk= 7;ской структуры, в котором происходит процесс синергетичk= 7;ской самоорганиk= 9;ации, и поэтому включение человеческl= 6;го бытия в пред= 084;етную сферу научного познания не означает субъективаm= 4;ии научного метода.

Говоря более конкретно, м= 099; предлагаем рассматривk= 2;ть челов= ;ека как особое системное устро= 081;ство бытия, главной сутью функционирl= 6;вания, существоваl= 5;ия которого является разрушение или разрыв исходного нелок= 072;льно-мгнове= нного единства бытия; т.е. это внесение, утверждениk= 7; в бытии разрыва, результатоl= 4; которого является фо = 88;мирование прост= ранственноl= 1; протяженноl= 9;ти. Смысл этого события заключаетсn= 3; в том, что мгновенномm= 1; взаимодейсm= 0;вию сингу= лярно-нелок = 72;льного бытия ставится предел, фильтр, который задержива = 77;т (это ключевой фактор!) взаимодейсm= 0;вие и в тот момент, когд= 072; это случает = 89;я – происходи = 90; осуществлеl= 5;ие пространстk= 4;енного мира, части которого взаимодейсm= 0;вуют уже си= ;гнально-лок= 072;льным способом, электромагl= 5;итного, ядерного и, в&#= 1086;зможно, гравитациоl= 5;ного типов. Причем, безу= 089;ловно, речь тут не идет о каком-либо противостоn= 3;нии, противоборl= 9;тве челов= ека и быти= ;я. Разрыв нелокальн = 86;-мгновенног&= #1086; единства – это не акт индивидуалn= 0;ной воли, не индивидуалn= 0;ное предприятиk= 7; отдельных людей. Челов= 077;к здесь ничег = 86; не выбирает, но имеет так= 086;е положение дел как всецелое условие сво = 77;го существоваl= 5;ия. Так устроен не человек сам по себе, а целое бытие само по себе. Это антро= 087;ный принцип бытия.

Проблема&= #1090;ичным является следующий вопрос: происходит ли терминализk= 2;ция исходного неопределеl= 5;ного состояния генеральныl= 4;, универсальl= 5;ым образом или партикулярl= 5;ым, сегментироk= 4;анным? Если верен первый вари = 72;нт, то Вселенна = 03; однор&#= 1086;дна, а человек – единс&#= 1090;венный наблюдателn= 0;, если верен второй вариант, то Вселенная неодн&#= 1086;родна и существуе = 90; несколько неэкв&#= 1080;валентных друг другу наблюдателk= 7;й. Например, в «струнных теориях» реал= 100;ность содержит избыточное, по отношени = 02; к человеку как наблюдателn= 2;, количество = 87;ространств&#= 1077;нно-временн= ;ых измерений. Соответствk= 7;нно, восприятие трех пространстk= 4;енных и одного временного измерения также может объяснятьсn= 3; способом существоваl= 5;ия человека, т.е. вполне определеннl= 6;й организациk= 7;й человеческl= 6;й природы, которая расположенk= 2; в конкретны = 93; четырех пространстk= 4;енно-времен&#= 1085;ых измерениях. При этом, ничто не мешает пред = 87;оложить, что возможн = 99; и существа с другой организациk= 7;й их природы, либо частич = 85;о, либо полнос = 90;ью расположенl= 5;ых в других измерениях пространстk= 4;а-времени, которые для нас как бы не существуют, находятся в свернутом состоянии, н= 086; которые могут быть обоснованы математичеl= 9;ки, что и осуществляk= 7;тся в «струнных теориях», хотя их физическая достоверноl= 9;ть и не являетс= 103; бесспорной.

Предложе&= #1085;ная концептуалn= 0;ная модель опре = 76;еляет физический статус человеческl= 6;го бытия и предлагает темпорологl= 0;ческое объяснение ряда конкретных физических феноменов.

– В частности, исходя из этой модели скорость света – это период, который требуется сингу= 083;ярно-нелока= льному бытию, чтобы схлоп= 099;вать образующийl= 9;я разры= в мгновенногl= 6; взаимодейсm= 0;вия. Этим же объя= 089;няется его константноl= 9;ть.

К&#= 1074;антовая природа света  определяеm= 0;ся постоянно схлопывающl= 0;мся разрывом мгновенногl= 6; взаимодейсm= 0;вия сингу= лярно-нелок = 72;льного бытия.

– Время же= ;, наоборот, не имеет мельчайшей единицы исчисления, потому что оно предста = 74;ляет собой не то, что со= ;стоит из множеств = 72; мгновений, а то, что дробит, разделяет единственнl= 6;е мгновенное взаимодейсm= 0;вие. Поэтому у са= 084;ого времени также всегд = 72; остается одинаковая длительносm= 0;ь. Это длительносm= 0;ь осуществлеl= 5;ия бытия, равная мгновению.

– Соответствk= 7;нно, можно сказать, что время само п= 086; себе не имее= 090; никакого направлениn= 3;, поскольку оно вовсе никуда и не движется, но только схлопывае = 90; бытийный разрыв и это приводит к испус= 082;анию квантов излучения. Наблюдаемыk= 7; эмпирическl= 0;, направленнl= 6;сть и необратимоl= 9;ть физических процессов в = 86; времени, задаются не термодинамl= 0;ческой стрелой, а самим переходом и = 79; сингулярноk= 5;о в универсальl= 5;ое состояние, и= 079; неосуществl= 3;енного бытия в осуществлеl= 5;ное.

– Кроме того, данный подход позволяет объяснить, почему физика всегда имел = 72;, имеет, и буде&#= 1090; иметь дело с реаль= 085;ыми характерисm= 0;иками части= ц, т.е. частей, и квази= 088;еальными характерисm= 0;иками целог= о, в котором находятся эти части, т.е. воспринимаm= 0;ь мир как реально-ди= 089;кретную и только квази-конти = 85;уальную действителn= 0;ность. Дело обстои = 90; таким образ = 86;м  именно потому, что при встрече = 089; наблю= ;дателем мгнов= енно-нелока = 83;ьная реальность бытия разрушаетсn= 3;, и раздробле = 85;ное единство сингулярн = 86;-нелокально&= #1075;о мгновенногl= 6; взаимодейсm= 0;вия трансформиl= 8;уется в геом= ;етрически организова&= #1085;ное пространстk= 4;о мира, элемен= 090;ы которого взаимодейсm= 0;вуют сигнальным способом.

Также интересные результаты может дать п= 088;именение «антропногl= 6; принципа» к биологичесl= 2;им теориям времени, по аналогии с его использоваl= 5;ием в физике. В частности, биологичесl= 2;ую концептуалl= 0;зацию проблемы времени мы связываем с понятием мембранно = 81; огран= ;ичивающе-оп= 088;еделяющей топологичеl= 9;кой структуры, составляющk= 7;й основу биологичесl= 2;их форм. Мы исходим из того, что известная н = 72;м биологичесl= 2;ая система, частью которой явл = 03;емся мы сами, генерируетl= 9;я внутри особ = 86;го сегмента общей космологичk= 7;ской структуры. Выражаясь кибернетичk= 7;ским языком, можн= 086; сказать, что существует космологичk= 7;ская программа генерироваl= 5;ия нашей биологичесl= 2;ой системы, автономная по отношени = 02; к своим прод= 091;ктам. Она работае = 90; следующим образом. После обнаружениn= 3; приемлемой материальнl= 6;й среды автоматичеl= 9;ки запускаетсn= 3; механизм ее особой организациl= 0;, имеющий цел = 00;ю создание ав = 90;ономных аутопойэтиm= 5;еских объектов. Достигаетсn= 3; это путем формированl= 0;я в программи = 88;уемой среде особой специализиl= 8;ованной поверхностl= 5;ой мембранной структуры, которая выполняет топологичеl= 9;кую и динамичес = 82;ую функции. Она, с одной стороны, опр= 077;деляет, очерчивает пространстk= 4;енные границы, а с другой – поз= 074;оляет воспринимаm= 0;ь воздействиn= 3; окружающей среды и некоторым образом реагироватn= 0; на них, т.е. выполняет перцептуалn= 0;ную и моторную функции. Образованиk= 7; такой струк = 90;уры приводит к формированl= 0;ю сначала про = 90;обиологиче&#= 1089;ких, а затем собственно биологичесl= 2;их креодическl= 0;х, процессуалn= 0;но необратимыm= 3; систем, способных накапливатn= 0; различия, т.е. обладающих темпо= 088;альной размерностn= 0;ю существоваl= 5;ия. Фиксируя различия посредствоl= 4; репродукциl= 0;, биологичесl= 2;ие системы получают способностn= 0; организовыk= 4;ать и сохранять свое время, свою истори = 02;.

Исходя из вышесказанl= 5;ого, можно сформулироk= 4;ать общий смысл антро= 087;ного принципа в биологии. Он означает, чт= 086; тот сегмент космологичk= 7;ской структуры, в &#= 1082;отором расположенk= 2; наша биологичесl= 2;ая система, является человеческl= 0;м. Иными словами, в данном сегменте осуществляk= 7;тся целен= аправленноk= 7; космологичk= 7;ское программирl= 6;вание биологичесl= 2;ой формы человека. Этот вывод н= 077; будет казаться чрезмерно смелым, если дать просто = 77; и корректно = 77; биологичесl= 2;ое определениk= 7; человека. А именно, человек – эт= 086; биологичесl= 2;ая форма, в которой в максимальнl= 6;й степени реализованk= 2; терминальнk= 2;я огран= ичивающе-оп = 88;еделяющая мембранная = 89;труктура организациl= 0; сущего, отделяющая ее обладате = 83;я от окружающей среды и создающая возможностn= 0; самостоятеl= 3;ьного восприятия = 80; действия. В человеке эт = 72; структура достигает своей целос = 90;ности и полноты. Это означае = 90;, что в бытии ч&#= 1077;ловека данная структура реализованk= 2; как на аппаратном уровне материальнl= 6; локализоваl= 5;ных референтов (клеточная мембрана, кожа и т.д.), таl= 2; и на уровне идеально-не = 83;окальной программы (т.е. это феномен разума). Образно гов = 86;ря, конце= птуальный потенциал мышления человека является естественнm= 9;м эволюционнm= 9;м коррелятом «мембранноk= 5;о потенциала действия» клетки.

Если согласитьсn= 3; с применени = 77;м антропного принципа в биологии, т.е. признать, чт= 086; не только физически, н= 086; и биологиче = 89;ки человек не случаен, то это автоматичеl= 9;ки упрощает многие проблемные вопросы эво = 83;юционной теории.

Во-пе&#= 1088;вых, снимается проблема необъяснимl= 6;й стохастичнl= 6;сти (вероятност = 85;ой случайностl= 0;) и интенционаl= 3;ьности (направленн = 86;сти) биологичесl= 2;ой эволюции. Пр= 080;менение антропного принципа предполагаk= 7;т, что диапазо = 85; выбора факторов случайностl= 0; и направленнl= 6;сти не является бесконечныl= 4;, поскольку о = 85; задан определеннm= 9;ми ограничиваn= 2;щими рамками. А именно, они зависят от конкретных свойств среды, в которой происходит реализация биологичесl= 2;ой программы. В зависимостl= 0; от конкретных условий среды, может &#= 1073;ыть реализован конеч&#= 1085;ый набор моделей формированl= 0;я огран= ;ичивающе-оп= 088;еделяющей топологичеl= 9;кой структуры, составляющk= 7;й основу всех биологичесl= 2;их форм. Соответствk= 7;нно, различные линии эволю = 94;ии нужно рассматривk= 2;ть как формированl= 0;е таких моделей, которые могут быть как рядопол = 86;женными, так и последоватk= 7;льными. Таким образом, трансформаm= 4;ия  биоло= ;гических форм происходит не хаотично, а следует целенаправl= 3;енному ориентиру формированl= 0;я все более сложных, разностороl= 5;них и многоуровнk= 7;вых моделей мембранной топологичеl= 9;кой структуры, все более повышающих уровень их аутопойэтиm= 5;ности. Исходя из этого, лишае= 090;ся смысла, например, вопрос о том, происходит ли человек о= 090; обезьяны ил = 80; представляk= 7;т собой особу = 02; нередуцируk= 7;мую биологичесl= 2;ую форму. Человек – эт= 086; исходная модель биол = 86;гического программирl= 6;вания среды, и в этом программноl= 4; смысле он предшествуk= 7;т аппаратной биологичесl= 2;ой форме приматов. Но в конкретны = 93; условиях эволюции именно аппаратная форма приматов оказалась наиболее пр = 80;годной для реализации биологичесl= 2;ой программы человека. И в этом смысле, человек про = 80;сходит от обезьяны. Важно лишь понимать, чт= 086; в других средовых условиях эволюции, основанием аппаратной формы человека могла оказа = 90;ься и какая-либо другая биологичесl= 2;ая форма.

Во-вт&#= 1086;рых, проясняетсn= 3; проблема соотношениn= 3; биологичесl= 2;ой эволюции с энтропией. Б= 080;ологически&= #1077; формы по самой своей структуре и = 087;редназначе&= #1085;ию представляn= 2;т собой «маши = 85;ы», производящl= 0;е энтропию и существующl= 0;е за счет возникающеl= 1; как ее следствие с = 74;ободной энергии. Это так, поскольку любая биоло = 75;ическая форма, по сути дела, представляk= 7;т собой особы = 81; «фильтр», который внедряется = 74; естественнm= 1;ю среду, частично разрушает е = 77; регулярное единство и производит корректироk= 4;ку вероятностk= 7;й, т.е. создает маловероятl= 5;ые в естественнm= 9;х условиях состояния. П= 086;этому вопрос о том, почему существоваl= 5;ие живых организмов  нарушает второй зако = 85; термодинамl= 0;ки, не является корректным. Дело обстои = 90; как раз наоборот, биологичесl= 2;ие организмы в = 86;зможны только потому, что матер&#= 1080;я имеет свойство универсальl= 5;ой энтропийноl= 9;ти, т.е. способностl= 0; дезинтегриl= 8;оваться и рассеиват = 00; энергию. Именно эта «рассеяннаn= 3;», диссипативl= 5;ая энергия дае = 90; шанс на аутопойэтиm= 5;еское, «живое» существоваl= 5;ие. Соответствk= 7;нно, усложнение биологичесl= 2;их форм коррел = 80;рует и сопровождаk= 7;тся усилением способностl= 0; производитn= 0; энтропию, а это увеличи = 74;ает потенциальl= 5;ую вероятностn= 0; катастрофиm= 5;еского для среды обитания живого существа энтропийноk= 5;о коллапса, чт= 086; и обнаруживаk= 7;тся в существов = 72;нии человека.=

В-тре&#= 1090;ьих, объясняетсn= 3; вопрос об эволюционнl= 6;м значении соотношениn= 3; живого организма с окружающей средой. Речь здесь должн = 72; идти не о пl= 8;испособлен= 080;и, а о сеl= 3;ективном конструироk= 4;ании среды. Иными словами, эволюционнl= 6;е значение среды заключаетсn= 3; не в стимулировk= 2;нии новых, более сложных механизмов приспособлk= 7;ния, поскольку более сложные системы вов = 89;е не обязательнl= 6; должны быть = 080; более эффек = 90;ивными. Эволюционнl= 6;е значение имеет сама сложность и пластичносm= 0;ь среды, поскольку о = 90; этого зависит ее способностn= 0; к биологичесl= 2;ому программирl= 6;ванию. Производящk= 2;я энтропию, жизнедеятеl= 3;ьность биологичесl= 2;их организмов перестраивk= 2;ет среду обитания таким образом, чтобы она становиласn= 0; способной к поддержаниn= 2; существоваl= 5;ия все новых органическl= 0;х форм, вплоть до человека. Следователn= 0;но, первые поколения биологичесl= 2;их форм должны быть целенаправl= 3;енно ориентировk= 2;ны на конструктиk= 4;ное взаимодейсm= 0;вие со средой, а последующиk= 7; – на реализа= 094;ию в сформироваl= 5;ной субстратноl= 1; среде, антропного принципа, т.k= 7;. космологичk= 7;ской программы человека. Со= 086;тветственн&= #1086;, разные эволюционнm= 9;е поколения живых организмов реализованm= 9; в разных, непроницаеl= 4;ых друг для друга средовых нишах, и поэтому существоваl= 5;ие каждой из ни= 093; обеспечено не автономным, = 072; комплиментk= 2;рным образом. Это означает, чт= 086; только все вместе они составляют единую лини = 02; жизни, или, точнее говоря, единую множественl= 5;ость линий одног = 86; живого существа – человека.

В-чет&#= 1074;ертых, объясняетсn= 3; соотношениk= 7; биологичесl= 2;ой эволюции со временем. Эволюционнk= 2;я иерархия поколений биологичесl= 2;их организмов представляk= 7;т собой матер = 80;альный референт единой истории осуществлеl= 5;ия жизни. Отдельные биологичесl= 2;ие формы – это те «знаки», которыми записана «сюжетная» история жиз = 85;и. Разные эволюционнm= 9;е поколения биологичесl= 2;их форм – это метаморфозl= 5;ые эпохи одног = 86; живого существа. Если время – это самосто = 03;тельная реальность, = 072; не только особое параметричk= 7;ское дополнение = 82; пространстk= 4;у, то в такой постановке вопроса нет ничего удив = 80;тельного. Следователn= 0;но, биологичесl= 2;ая эволюция – это не время само по себе, а особый способ сохранения времени, представляn= 2;щий собой процесс аппаратногl= 6; конструироk= 4;ания локализоваl= 5;ных пространстk= 4;енных структур дл = 03; осуществлеl= 5;ия нелокальноl= 1; космологичk= 7;ской программы человека. Для биологичесl= 2;их исследованl= 0;й это означае = 90;, что специфику существоваl= 5;ия различных живых организмов во многих случаях луч = 96;е объяснять н = 77; ретроспектl= 0;вно, а проективн = 86;, т.е. не из прошлого, а из будущего. Иными слова = 84;и, то чем является би = 86;логическая форма сейча = 89;, во многих сл= 091;чаях, можно понят = 00; только из того, чем она станет в будущем, но никак не наоборот, поскольку е = 77; свойства определяютl= 9;я не столько с= 088;едой, которая существует сейчас, сколько априорной программой, которая пок = 72; полностью н = 77; реализованk= 2;.

Пост= 086;янное нахождение = 74; коммуникатl= 0;вной сети отношений с другими живыми организмамl= 0; означает, чт= 086; их существоваl= 5;ие постоянно располагаеm= 0;ся в той области, в которой ожидается ответ на присутствиk= 7; других учас = 90;ников коммуникацl= 0;и и зависит от способностl= 0; совершать в этом направлениl= 0; эффективныk= 7; действия. Программы реакции, обеспечиваn= 2;щие способностn= 0; совершать такие действия, формируют систе= 084;у знания в той или иной мер= 077; присущую всем живым существам. Однако актуально живой организм вс = 77;гда расположен = 74; своем структурноl= 4; настоящем, а прошедшая и наступающаn= 3; перспективm= 9; существоваl= 5;ия скрыты от него в метаиндивиk= 6;уальных механизмах филогенеза. Исходя из эт= 086;го, можно сказать, что биологичесl= 2;ая эволюция и появление человека связаны с процессом специфичесl= 2;ого темпо= ;рального расши= ;рения свойственнl= 6;го жизни процесса познания. Де= 081;ствия живых существ тем более эффективны, чем больше расширение «толщины» и = 93; структурноk= 5;о настоящего, которое при этом станов = 80;тся способным вмещать все больший спе = 82;тр прошедшей перспективm= 9;, утратившей актуальносm= 0;ь, и, еще не сфор&= #1084;ированной и не обретше= 081; актуальносm= 0;ь, наступающеl= 1; перспективm= 9; историческl= 6;го времени жизни. Таким образом, в целом можно сказать, что в процессе эволюции темпоральнl= 6;сть существоваl= 5;ия смещается с филогенетиm= 5;еского на онтогенетиm= 5;еский уровень. Это означает, чт= 086; время, зафиксировk= 2;нное в пространс = 90;венно локализоваl= 5;ной аппаратной форме разны = 93; эволюционнm= 9;х поколений живых орган = 80;змов, транслируеm= 0;ся в нелокально- = 80;деальную программнуn= 2; форму интеллекта = 86;тдельных живых орган = 80;змов.

В заключение еще раз подчеркну, что в данном докладе я попытался наметить пути взаимн = 86;й интеграции, во-первых, темпороло = 75;ической проблематиl= 2;и в структуру антропологl= 0;и и, во-вторых, поним&#= 1072;ния спосо= ;ба человеческl= 6;го бытия в общу= 102; теорию устройства мира, без чего, на мой взгляд, невозможно создание универсальl= 5;ой теории времени. Только взаи = 84;оинтегриро&#= 1074;ав темпорологl= 0;ю и антрополо = 75;ию, можно получить единую синтетичесl= 2;ую теорию времени.

=  

 

------=_NextPart_01CA6F48.F2472E00 Content-Location: file:///C:/4E7FCC9A/file8298.files/header.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"





PAGE=  

 

2

 

------=_NextPart_01CA6F48.F2472E00 Content-Location: file:///C:/4E7FCC9A/file8298.files/filelist.xml Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/xml; charset="utf-8" ------=_NextPart_01CA6F48.F2472E00--