ВРЕМЯ-ТЕРМИНАЛ

Дмитрий В.Гарбузов

Факультет философии и социальных технологий Волгоградского государственного университета, buendia@bk.ru

Каждый исследователь времени хорошо знает один из его парадоксов – о нем легче говорить сложными высказываниями, чем простыми. Это связано, в основном с тем, что сводя сложные мыслительные конструкции к базовым понятиям, которые, собственно, и обеспечивают герменевтичность знания, легко на выходе этой процедуры получить весьма тривиальные выводы, которые будучи «отшелушенными» от специальных терминов и формул, оказываются весьма малоинформативными и тавтологичными по отношению к существующим концепциям. Очевидно, что в любом случае, подобная дополнительная верификация является положительным результатом, хотя каждому исследователю, конечно, хотелось бы претендовать на большее. Отчасти поэтому, наверное, существует такое большое количество сложных теорий времени. Как бы то ни было, но хорошее темпорологическое исследование, по моим наблюдениям, начинается с построения сложной теоретической модели, чтобы затем постепенно двигаться к ее максимально простой и экономной формулировке. Подобную эволюцию претерпели и мои исследования времени, занимаясь которыми я вполне осознанно не позволял себе формулировать простые ответы, поскольку был уверен, что не готов к этому и не имею на это право. Однако «всему свое время», и я попробую максимально просто и коротко зафиксировать свое понимание и объяснение искомого предмета.

Время-терминал – вот самое короткое концептуальное определение моего ответа на вопрос, что есть время. Оно содержит три аспекта: 1) время как ограничивающий предел; 2) время как трансляция информационного сигнала из неопределенного в терминальное состояние; 3) время как бессодержательный разрыв непрерывности, который составляет природу ограничивающего предела и через который осуществляется трансляция информационного сигнала. Первый аспект отвечает за структурные характеристики (настоящее, прошлое, будущее и их сочетания), второй – за динамические (ритм, темп, последовательность и т.д.), и третий – за формальные (секунда, минута, час и т.д.) характеристики темпоральной реальности.

Таким образом, базовыми для терминальной модели времени являются понятия предела и неопределенности. Их смысл здесь следующий. Начальное состояние бытия является сингулярным. Его особость заключается в максимальной, абсолютной неопределенности, что фактически означает нереализованность, т.е. непроявленность в определенных физических структурах. Только пройдя через процесс терминализации, сингулярное неопределенное бытие становится реальным, что означает появление в нем элементов структурной регулярности, т.е. качественно и количественно определенных параметров размерности[1]. Для темпорологии принципиально важным является тот факт, что в реализованном бытии неопределенность и терминальность необходимым образом сосуществуют и композитно взаимодополняют друг друга. Это создает особый «внутренний» вектор «обратной связи» между уровнями, на которых организованы терминальные структуры реальности и уровнем квантовой неопределенности. Данный вектор символически представляет реальный канал или, говоря иначе, терминал, через который, во-первых, осуществляется трансляция неопределенности на терминальные уровни универсума, а во-вторых, происходит обратное коллапсирование терминальных структур в состояние начальной базовой неопределенности.

Таким образом, описание структуры реализованного бытия может быть символизировано двумя векторами. Первый из них направлен «вовне», он фиксирует соотнесенность, рядоположенность терминальных структур, позволяющую им взаимодействовать друг с другом, соприкасаться, отталкиваться, образовывать композитные образования. Этот вектор – пространственный. Второй из них направлен «внутрь», он фиксирует соотнесенность и обратную взаимосвязь между неопределенным и терминальным уровнями реализованного сущего, позволяющую ему как сохранять, так и утрачивать свою структурную определенность. Этот вектор – временной. Чтобы пояснить специфичность такого подхода можно вспомнить темпоральное описание классического физического макрообъекта и квантового объекта. В частности, для описания физического макрообъекта – его движения или неподвижности – используется временной параметр t, количественная множественность которого (t1, t2, t3tn) фиксирует разные состояния движения или неподвижности объекта. Что касается квантового объекта, то считается, что он сам по себе не имеет временного параметра, т.е. для него t = 0, но приобретает определенные временные характеристики только в момент наблюдения, когда обнаруживается его взаимодействие с макрообъектами, каковыми по необходимости являются приборы наблюдения. Предложенный нами терминальный подход переворачивает данные способы описания. Выявление в движении, либо в неподвижности макрообъекта темпоральных состояний t1, t2, t3tn  является фактором и результатом наблюдения, смысл которого заключается в том, что наблюдатель переносит свою собственную временность на описываемый объект, между тем как в реальности имеет место чисто пространственное динамическое изменение. И наоборот, когда наблюдатель фиксирует переход из состояния квантовой неопределенности в состояние терминальной макрообъектности, то он описывает именно темпоральное событие.

«Внутренний», темпоральный канал взаимодействия между неопределенным и терминальным уровнями реальности, очевидно, может быть описан как обмен периодическим информационным сигналом. А именно, терминальные объекты всех уровней (от элементарных частиц до универсума в целом) с непрерывной периодической частотой подтверждают стабильность своей структурной определенности. Такое объяснение хорошо коррелирует с пониманием информации как снятой неопределенности. Само существование терминального объекта предполагает произошедшее событие снятия неопределенности, т.е. представляет собой информационный факт. Однако терминальное существование не является бесконечным. В некоторый момент реальность возвращается (коллапсирует) в неопределенное состояние. Это означает, что время существования данного элемента реальности завершено, и периодический обмен информационным сигналом, связывающим неопределенный и терминальный уровни, прекращается. Образно говоря, сканирующий реальность сигнал больше не обнаруживает наличие данного терминального объекта.

Размер интервала темпоральной периодической частоты, на мой взгляд, может быть определен следующим образом. Терминализация представляет собой «задержку» мгновенного взаимодействия. Если бы взаимодействия были мгновенными, то выход бытия из сингулярного состояния был бы невозможен, и оно стабильно сохраняло свою абсолютную неопределенность. Реальная физическая Вселенная возникает тогда, когда внутри мгновенного взаимодействия возникает «препятствие», осуществляющее его задержку и происходит формирование сигнальных типов взаимодействия. Соответственно, размер периодического интервала связан со скоростью, с которой сингулярное бытие преодолевает задержку мгновенного взаимодействия. Я подозреваю, что она тождественна скорости света. Таким способом определяется минимальный интервал темпоральной периодической частоты, который может быть назван мгновением времени.

Терминальные структуры реальности, реагирующие на темпоральный информационный сигнал, бывают двух видов. Первые – сохраняют симметричность и эквивалентность своих состояний до и после получения информационного темпорального сигнала, т.е. в каждое последующее мгновение они тождественны самим себе в предыдущие мгновения. Вторые – обнаруживают асимметричность и неэквивалентность своих состояний до и после получения информационного темпорального сигнала, т.е. в каждое последующее мгновение они отличны от самих себя в предыдущие мгновения. Первые поддерживают стабильность реализованного бытия, а также служат «строительным материалом» для вторых, которые накапливают различия и тем самым обеспечивают изменчивость реализованного бытия. Способность накапливать различия составляет основание исторической, т.е. собственно временной, темпоральной размерности существования реальности.

В заключение, необходимо отметить, что реализованное бытие представляет собой «систему с аттрактором». Это означает, что реальность целенаправленно движется от состояния максимальной неопределенности к состоянию максимальной терминальности, осуществлением которого является феномен человека, или, говоря иначе, наблюдателя. В этом состоит антропный принцип бытия[2]. Таким образом, в существовании человека в максимальной степени реализовано то, упоминаемое ранее «препятствие», которое задерживает мгновенное взаимодействие. В этом, при желании, можно увидеть основание альтернативности человека универсуму Вселенной. То есть, если Вселенная является результатом трансформации  сингулярной неопределенности бытия, то феномен человека непосредственно связан с самим онтологическим терминалом, который осуществляет разрыв мгновенного взаимодействия и переводит бытие из сингулярного в универсальное состояние. Это ставит человека в «метапозицию» по отношению к миру, позволяющую быть наблюдателем, концептором, которому доступен переход сингулярного бытия в терминальное состояние, т.е., говоря иначе, переживать, воспринимать и осознавать мир как временную, темпоральную реальность[3].

 



[1] Ответить на вопрос, насколько необходим процесс терминализации исходной сингулярной неопределенности бытия, достаточно сложно. Что касается меня, то я вполне готов допустить возможность нереализованного бытия, т.е. такого состояния, когда сингулярная неопределенность сохраняется и формирования видимой, физической Вселенной не происходит.

[2] Вопрос о том, всякая ли физическая Вселенная предполагает реализацию феномена наблюдателя, т.е. человека, является метафизическим. Ответить на него однозначно, судя по всему, невозможно.

[3] Такой подход переоценивает т.н. «проблему наблюдения», считающуюся критичной для квантовой физики. А именно, здесь предполагается, что никакого «насилия» над реальностью в процессе инструментального наблюдения квантовых объектов не происходит. Наоборот, в экспериментах по наблюдению и описанию квантовых объектов, человек впервые в лабораторно чистой форме приблизился к глубочайшей тайне реальности – к спонтанно происходящему переходу и взаимообмену между неопределенным и терминальным уровнями бытия. Человек не «заставляет» переходить неопределенные квантовые объекты в терминальную форму, но обнаруживает и фиксирует естественно и спонтанно происходящий процесс, без которого существование физической Вселенной было бы невозможно.