Метафизическое время – Альфа и Омега процессуальности, онтологической и гносеологической
Палеонтологический ин-т им. А.А. Борисяка РАН; marianna@paleo.ru
1. Метафизика (термин Аристотеля) – то, что сверх физики, или сверх природы. Современная метафизика стала философией процессуальности. где понятие «время» – ключевое. Метафизика, в отличие от науки, занимается не феноменальностью многообразия материального мира, а той уникальной и чисто идеальной априорностью, которая исследует условия, смыслы и цели процессуальности.
2. По Канту, есть два источника (априорные условия) познания: 1 – чувственность, 2 – самые общие рассудочные понятия, которые он называет категориями. Первый источник основан на двух формах чистого созерцания: «Пространство» вообще и «Время» вообще – понятия метафизические. Второй – «чистые рассудочные понятия, a priori относящиеся к предметам созерцания вообще» – категории как основа аналитики. На языке В.В. Налимова это выражается так: существует пространственно-временной континуум смыслов, который мы можем дискретно (аналитически и выборочно) распаковывать (понимать). Первая категория у Канта – количество («Число» в широком смысле). Соответственно исходно идеальная система, запустившая процессуальность в момент Большого взрыва, есть первотриада Канта «Число – Пространство – Время», где исходно заложена антиномичность постоянства и непостоянства.
3. Аналогичные представления о двойственности в основе познания имеются в метатеории современных логиков. Их рациональный идеал (математичекая теория доказательства) применительно к эмпирическим наукам приобретает два контекста (Э. Эзер): 1 – контекст открытия, основа которого психологическая (я бы сказал – иррациональная); и 2 – контекст обоснования как абстрагирование от всех временно-процессуальных аспектов. По Г. Фреге, «в истории мы имеем дело с развитием, в системе – с неподвижностью». Рациональнсть есть квинтэссенция научности, и в этом смысле К. Поппер прав, говоря о «нищете историцизма», а подразумевая иррациональный компонент в историзме.
4. Общая история процессуальности (физико-химическая --> геолого-биологическая --> рефлективная) показывает, что рационально выразимая неподвижность преобладала в ее физических истоках. Процессуальность – всегда эписистемный баланс между прошлым и будущим (после разрушения «до основанья» не бывает «затем»), а ее начало – чистая ноуменальность в физике – это метафизическое наследие чистой идеальнсти, основанное на диаде «Число – Пространство» с еще «дремлющим, непроснувшимся» компонентом «Время» как активной основы качественно выражаемой феноменальности.
5. Вся эпифизическая история процессуальности есть история нарастания сложности и уход от единой количественной ноуменальности (рациональности) в сторону иррационального нарастания качественно выраженной феноменальности: рост многообразия, локальности, уникальности и непредсказуемости исторических времен-процессов. В этом смысле иррациональность я бы связал с вероятностью как предрасположенностью (по Попперу). Исходно трансцендентная предрасположенность процессуальности заложена в физических константах, предопределивших сектор и магистраль процессуальности.
6. История европейской мысли демонстрирует фрактальность (параллельность) в последовательности акме гносеологической процессуальности и ее онтологических аналогов: от математики (арифметики и геометрии) и философии числа (пифагореизм) в Античности, от физики в начале Нового времени до психологии саморефлексии и философии экзистенциализма в современности. Соответственно нарастала роль иррационального компонента в процессуальности как реализации потенции метафизического Времени.
7. Это характеризует общемагистральный онтолого-гносеологический вектор направленности при развертывании (реализации) потенции процессуальности, заложенной в метафизическое Время, и позволяет сформулировать принцип онтолого-гносеологического соответствия как общего тренда от максимума рациональности в точке Альфа (исток процессуальности) до максимума иррациональности в точке Омега (ее итог).
8. Соответственно причинность логическая, инерционная («снизу вверх») как рациональная основа стабильности и структуры в процессах постепенно замещалась причинностью временн?й, телеологической, конечной («сверху вниз») – причинностью трансцендентной и иррациональной.
9. Осознание фрактального параллелизма в онтологии и гносеологии процессуальности как принципа онтолого-гносеологического соответствия позволило бы не попадать в ловушки «черных дыр» – общеметодологических ошибок в разных науках.
10. Такова, например, хроностратиграфическая парадигма в геологии как редукция геоисторического времени до времени физического. Или же редукция эволюционной, стратегической причинности – причинности временн?й в биологии – до причинности тактической, функциональной («сиюминутной»), т.е. логической (вневременн?й) в дарвинизме как чисто рационального объяснения эволюции.