Время-бытие и время-часы

С.С. Лазарев

доктор биологических наук Палеонтологический институт РАН

Сама вещь есть кокон пути, кокон истории.

Вот то, что я называю теперь историческим объемом.

М. Мамардашвили

Что такое время, интуитивно понимает (чувствует) каждый, но выразить это понятие в четкой словесной формулировке не может никто. Бесчисленное множество работ написано на тему “время”, но до сих пор сохраняется ситуация, хорошо отраженная в известной фразе Блаженного Августина (354-430): “Что же такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю нисколько не затрудняясь; но коль скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь в тупик”.

Субъективно время воспринимается разными людьми по-разному, что зависит от условий жизни и окружения каждого субъекта, его местожительства, рода занятий, образования, интересов, воспитания и т.д. Кроме того, восприятие времени зависит от важнейшего и общего для всех фактора - физического возраста организма. Эта особенность восприятия хорошо выражена С. Довлатовым (из письма к А. Арьеву): “… когда я был дитя, чтобы перейти из третьего класса в четвертый - целую жизнь нужно было прожить, а сейчас рожаешь ребенка, и минут через сорок ему уже исполняется семь лет, и он внятным голосом просит у тебя денег”.

Ниже, однако, речь пойдет о том, как наука пыталась и пытается придти к наиболее объективному и общезначимому пониманию феномена время. Будем помнить, что полностью избавиться от субъективизма при обсуждении любого понятия невозможно: любые представления об окружающем нас мире проходят через субъективный “фильтр” - наше сознание.

Физика в широком смысле и этимологически - наука о природе. Однако в науке Нового времени (начиная с XVII в.) она стала лишь одним из разделов науки о природе, возможно даже, не самым существенным. Тем не менее, ее успехи грандиозны и обеспечили основу процветания западной цивилизации. Благодаря современной физике мы узнали, что галактика, в которой мы живем, имеет диаметр около 100 000 световых лет (световой год - расстояние, проходимое светом за один астрономический год), а современные телескопы позволяют обнаружить несколько сот миллиардов подобных галактик. Приведенные цифры подчеркивают связь времени и пространства, что стало научным фактом после создания А. Эйнштейном теории относительности. Но любые пространственно-временные эффекты основаны на межматериальных взаимодействиях, т.е. предполагают наличие материи. Поэтому пространство и время - категории лишь условно самостоятельные, а по существу они - всего лишь две из трех ипостасей триединства “материя - пространство - время”. Эта триединая система - наиболее общая из систем окружающего нас материального мира, а поэтому ее свойства трансцендентны, т.е. являются своего рода надсвойствами всех других систем более низких уровней - предметов изучения различных наук. Триединство “материя - пространство - время”, как полагают физики, возникло около 10-15 млрд. лет назад из ничтожно малого объема (точки) в результате Большого Взрыва. А что же было до “того”? Этого никто не знает, но можно предположить, что основой возникновения материального, конечного и временнόго была (и есть) некоторая противоположность - идеальное, бесконечное и вечное, т.е. некий Абсолют, который уже - не предмет науки, а предмет разнообразных верований.

Эволюция понятия “время” в западноевропейской науке

Время для человека, быть может, наиболее загадочная философская категория в системе понятий “материя - пространство - время”. Осознанию этого триединства, очевидно, предшествовало осознание человеком более очевидного триединства: “прошлое - настоящее - будущее”. Весьма вероятно, что с осознанием времени неразрывно связано возникновение рефлексии, т.е. появление человека.

Однозначно и четко сформулировать сущность общего понятия как некую целостность невозможно, а потому западноевропейская наука пошла по пути анализа и все внимание сосредоточила не на единствах и сущностях, а на строгих соотношениях между сущностями. Появление и повсеместное использование часов в науке Нового времени (с XVII в.), а также развитие классической физики, в которой время есть некоторая величина -t, привели к господству одностороннего и сугубо прагматического взгляда на феномен времени, а именно - сведение проблемы времени к проблеме его все более точного измерения. По существу, в классической физике линейка (часы) и предмет измерения (время) оказались синонимами. На заключительном этапе развития классической физики время отражено в простой (доступной пониманию каждого), но великой формуле А. Эйнштейна E=mc2, в которой по-новому выражен закон сохранения: взаимозаменяемость массы и энергии. Физическое время (время-часы) “затаилось” здесь в одной из мировых констант - скорости света в вакууме (с = 300000 км/сек). Эта константа выражает тот недостижимый предел скорости, при котором масса, а соответственно и энергия стали бы бесконечно большими1.

Формула Эйнштейна, как и любая другая формула в физике, выражает не сущности окружающего нас мира (здесь - масса и энергия), но только строгие количественные отношения между ними. “Вне каких-либо отношений охарактеризовать предмет, частицу, элемент вообще невозможно”2. Это очень важно для осознания двух принципиально разных подходов к пониманию времени. Заметим также, что время само по себе не есть предмет или частица, но нечто неразрывно связанное с любым материальным понятием, ибо все в нашем мире изменчиво.

Формула Эйнштейна интересна также тем, что она отразила примечательную для развития физики тенденцию сдвига наиболее фундаментального понятия науки. В центре внимания науки Нового времени (особенно в XVII-XVIII вв.) было понятие “материя”. Позже, в XIX-XX вв. более фундаментальным становится понятие “энергия”, т.е. “текучая” форма материи. Теперь центр внимания физиков начинает, пожалуй, перемещаться на еще более тонкую субстанцию - своего рода “среду”, в которую погружены материя и энергия. Разные физики сейчас по-разному трактуют эту “среду”: 1 - она есть физический вакуум (не пустота); 2 - она есть то, что в XIX в. при возникновении волновой теории света было названо эфиром. По существу, речь идет о том, в какой степени можно считать эту тонкую субстанцию материей. Есть мнение, что она ответственна за информационные, а не за силовые взаимодействия3. Сущность этой субстанции остается до сих пор не понятой. Если вдруг окажется, что она обладает свойством информационного дальнодействия (неограниченной скоростью распространения сигнала), то ее дальнейшее изучение и использование может открыть фантастические перспективы путешествий во времени (путешествий не физических, а информационных!). Не исключено, что эта субстанция является предельной (а может быть, запредельной) между миром материальным и идеальным, и что она каким-то образом связана с активными свойствами времени, которые изучал астрофизик Н.А. Козырев.

Создается впечатление, что современная физика при погружении в фундамент материи дематериализуется. Фантастическими кажутся, например, квантовые представления о самопроизвольном рождении частиц4 или о рождении геометрически замкнутой Вселенной из “ничего”5. Столь же фантастичной выглядит на уровне микромира гипотеза нарушения свойства линейной упорядоченности времени, что Р. Фейнманом связывалось с интерпретацией позитрона как электрона, движущегося назад во времени.

Подобные парадоксы в физике привлекают внимание прежде всего к содержательным (качественным) сторонам физических феноменов. Кроме того, если до недавнего времени (примерно до середины XX в.) в центре внимания физиков находились устойчивые, монотонные “процессы”, в которых ничего не случалось, то теперь все большее внимание обращается на процессы неустойчивые, хаотические, с которыми связано появление нового. По выражению нобелевского лауреата И. Пригожина, в точных науках произошло “переоткрытие времени”. Физики совсем недавно открыли для себя время как неравномерный процесс, время-бытие, т.е. время, давно известное представителям “неточных”, исторических наук. Например, в геологии (в стратиграфии) задолго до появления изотопных методов определения возраста пород в годах, создавались геохронологические шкалы, единицы которых - стратоны (например, палеозой, кембрий, силур, девон и т.п.) выражали не качественные характеристики, а последовательную смену пространственно-временных интервалов, которые иерархически группировались и различались исключительно на качественной основе (по избранным стратиграфическим признакам). Это значит, что любой стратон суть интервал истории, запечатленный в породе, а не единица измерения. Соответственно граница между стратонами не может быть ни изохронной, ни диахронной (в смысле физического времени); это есть всегда граница классификационная, которая распознается стратиграфами на основе выбранных ими стратиграфических признаков.

“Переоткрытие времени” явилось важным методологическим событием в развитии точных наук: философию стабильности сменила философия нестабильности. Мир как часовой механизм в науке Нового времени был заменен миром “организма” как единой, иерархически упорядоченной и целостной системы. В таком мире проблемы становления и эволюции стали главными. Соответственно на первый план вышло время историческое, время-процесс, время-бытие.

Два источника - две составные части понятия “время”

В работе А.П. Левича - руководителя междисциплинарного семинара “Феномен времени” - говорится о “двух ликах времени”: “Первый - каково происхождение динамической изменчивости мира? … Второй смысл термина “ “время” - количественная мера изменчивости объектов”6. Эти два источника восприятия времени - качественный и количественный - явились основой той дихотомии понятия, которая возникла еще при зарождении западноевропейской цивилизации. Два мыслителя Древней Греции - Платон и Аристотель - наиболее отчетливо выразили эту изначальную дихотомию в подходе к понятию “время”.

Платон видел исключительно количественный аспект понятия “время”. Это не удивительно, если вспомнить, что изменчивые материальные сущности для него были всего лишь иллюзорным отражением постоянных (вечных) и неизменных идей. Время у Платона есть “некое движущееся подобие вечности… образ, движущийся от числа к числу…”7. безусловно, именно этот образ времени разрабатывался в классической физике, начиная от Галилея и кончая Эйнштейном. Вспомним, что Ньютон связывал время с божественной равномерностью движения в природе; божественной потому, что в реальном мире равномерного движения нигде не наблюдалось. Итак, образ механического перемещения, причем перемещения равномерного, стал четвертой координатой видения Мира (пространства-времени) в классической физике.

Аристотель тоже признавал этот образ времени. Но вместе с тем, он не отрицал реальности материального мира, а потому обращал внимание также и на качественные изменения материальных сущностей (усий) того, что движется: “видов движения и изменения столько же, сколько и сущего”8; “в движении по качеству может быть само по себе неделимое”9. Таким образом, если платоновский образ времени ассоциируется исключительно с числовой осью, то у Аристотеля, кроме того, образ времени был последовательностью разнокачественных (не делимых произвольно) интервалов. Первый из них - воплощение количественных, метрических свойств; второй - воплощение качественных, топологических свойств времени.

Здесь необходимы терминологические разъяснения. Слово “топология” в контексте времени имеет несколько иной смысл по сравнению с тем, какой ему придается в математике (теория множеств). Я считаю оправданным использование здесь термина “топология” двумя обстоятельствами. Первое из них - неизбежная, а потому оправданная многозначность слов любого языка, кроме кодового языка математики10. Строгое следование принципу “одно понятие - всегда и везде одно слово” привело бы к невозможности использования даже слова “время” в его двух ипостасях.

Не только слова “время” и “топология” были “приватизированы” точными науками; та же судьба постигла, например, термин “информация”, который в кибернетике тоже получил исключительно количественный смысл. Между тем, очевидно, что за пределами кибернетики этот термин имеет прежде всего качественный (ценностный) смысл (например, выражение “средства массовой информации”). Второе обстоятельство: слово “топология” уже давно используется в контексте качественных свойств времени. В частности, слова эпиграфа взяты из книги М. Мамардашвили “Топология пути”. В физике использование слова “топология довольно обычно по отношению к таким общим свойствам времени (пространства-времени) как прерывность-непрерывность, четырехмерность, направленность. Все они, особенно - направленность, являются производными от той качественной анизотропности интервалов, которая заключена в процитированных словах Аристотеля.

Таким образом, время в классической физике сначала рассматривалось как нечто вполне самостоятельное, причем имеющее исключительно качественный (метрический) аспект (Галилей, Ньютон). Позже Эйнштейн обосновал сначала связь времени с пространством (СТО), а затем и с материей (ОТО). Но это была, прибегая к метафорам, очень несерьезная связь-интрижка с довольно-таки поверхностной “девицей” - гравитационной массой. И только совсем недавно физики сумели укрепить этот союз, превратив пустую “девицу” в прекрасную, качественно развивающуюся “Галатею”, т.е. открыли для себя время как процесс, сотворивший весь окружающий нас Мир. Этому сложному образу времени посвящен следующий раздел.

Структура пространства-времени -череда смены относительного веса количественных и качественных аспектов времени

Все в материальном мире изменчиво; это ясно выразили еще Гераклит (544-474 до н. э.) и Платон (428-348 до н. э.). Поэтому любые слова, относящиеся к материальным сущностям (например, объект, галактика, Земля, человек и т.д.) имеют отношение и к соответствующим процессам. В контексте времени нас интересует общая инвариантность любого процесса, его структура.

Объекты неточных наук, более сложные и синтетические по своей природе, с большей очевидностью, достоверностью и наглядностью демонстрируют феномены необратимых изменений. Именно в этом - суть неточных (исторических) наук и причина их “неточности”. Потому-то в их рамках раньше появились идеи необратимых изменений - эволюционные идеи. Первые исторические сценарии в геологии возникли еще в XVII в. в связи с деятельностью Р. Декарта (1596-1650) и особенно Н. Стено (1638-1686), который считается основателем стратиграфии - науки о геологическом времени. Первые ясные теории эволюции органического мира появились в XIX в.: деятельность Ж. Ламарка (1744-1829) и Ч. Дарвина (1809-1822). Между тем, в точной науке - физике - первые исторические (космологические) сценарии стали появляться только в XX в.

Не случайно, наверное, что первым, кто попытался дать целостную модель наиболее общих (инвариантных) особенностей процесса развития, был представитель неточных наук, биолог А.С. Раутиан11. В геометрическом виде модель отдельно взятого времени-процесса представлена здесь на рисунке, а ее суть сводится к следующему. Любой процесс развития состоит из чередования стадий стабильности с относительно кратковременными стадиями дестабилизации. Стадия стабильности - интервал, в котором ничего не происходит, а потому она аналогична монотонному физическому времени, времени-часам. Некоторая условность такой аналогии состоит в том, что понятие стабильности относится к определенному уровню рассмотрения; например, принимается, что в интервале существования какого-либо семейства организмов ничего не происходит именно на уровне семейства, но в этом же интервале происходят процессы на родовом и более низких уровнях. Это значит, что увеличение масштаба рассмотрения процесса обнаруживает фрактальность строения его условно стабильной стадии.

Зато стадия дестабилизации не имеет аналогии с физическим временем; именно к ней приурочена сущность любого процесса развития, изменения. В свою очередь стадия дестабилизации состоит из трех фаз: частичное забывание старого; появление новшества, которое в свою очередь приводит либо к гибели системы-процесса, либо к встраиванию в нее новшества. С такого рода поступательной пульсацией связано необратимое появление разномасштабных новшеств в истории любой материальной системы, и в этом - ее принципиальное отличие от однородных колебательных “процессов”, используемых для привычных нам часов. Чем более монотонен “процесс”, положенный в основу измерения физического времени, тем лучше (точнее) соответствующие часы. Последние очень полезны для сравнения длительностей стабильных стадий любых исторических процессов, и в этом состоит их универсальность. Оборотная сторона такой универсальности - бессодержательность; ведь смыслы исторических процессов приурочены к кратким интервалам дестабилизации, интервалам созидающего хаоса. Именно в состоянии хаоса возникает очередной импульс творческого времени, времени-процесса. Наоборот, с состоянием стабильности связана инерция уже сформировавшихся форм материальной системы - время-длительность, имеющее большее отношение к пространству, чем ко времени. И действительно, такое “пробуксовывающее” время, в котором ничего не происходит, есть не что иное как период трансформации времени соответствующего процесса в его пространственные формы. Время здесь “замирает”, и на первый план выступает пространство. Тем самым материальный процесс есть всегда череда свойственных ему “всплесков” пространства (горизонталь) и времени (вертикаль). Все, что относится к материальному миру, есть всегда неразрывная связь горизонтали и вертикали. Поэтому крест можно рассматривать как символ диалектического развития триединства “материя - пространство - время”: творческое начало (время, вертикаль) формирует инертную материю (пространство, горизонталь). В контексте основного тезиса П. Тейяра де Шардена - “Эволюция … это восхождение к сознанию”12 - вертикаль имеет отношение к целеполаганию, т.е. ближе к идеальному, а горизонталь - к темному, инертному, материальному.

Время как процесс измерения присущ любому организму в широком смысле, т.е. любой системе. Не составляют исключения и физические тела-системы, например, галактики, звезды, планеты, элементарные частицы. Однако стадии стабилизации этих систем слишком продолжительны и не заметны в масштабах существования человечества. Вот почему монотонное время, время-часы (горизонталь) долго находилось в центре внимания физиков. К тому же, устойчивые “процессы” - основа строгих, красивых законов и формул, в которых знак t всегда означает монотонное время.

Наоборот, в исторических процессах на первый план выступают процессы дестабилизации. Но даже здесь проявляются “отголоски” стабильных стадий, выражающиеся в многочисленных закономерностях (не строгих законов) - повторах. Общеизвестна, например, перенасыщенность эволюции организмов параллелизмами, т.е. многократными и независимыми появлениями одних и тех же морфологических особенностей в разных эволюционных ветвях. Чем ниже таксономический уровень параллелизмов, тем они чаще и полнее. Немало биологов и палеонтологов, в том числе очень известных, например, Л.С. Берг, А.А. Любищев, С.В. Мейен стремились найти строгие морфологические законы, “правила без исключения”, подобные физическим законам. Однако обилие (разнообразие) биологических процессов, их взаимосвязанность и интенсивность (частая смена стадий стабильности и дестабилизации) не позволяет биологам представить морфологические, физиологические или экологические процессы в виде “конвейера”, производящего пусть и неоднородную, но строго упорядоченную по форме “продукцию”. Лишь иногда этот “конвейер” выдает нечто стандартное, но в целом его продукция разнородная и систематизированная. Поэтому больше оснований сравнивать биологические процессы не с конвейером, дающим иногда сбои, а с экспериментальным цехом и конструкторским отделом.

Заключение

Обсуждать проблемы феномена “время”, не касаясь других общих понятий и не задевая серьезных философских проблем, невозможно. В очень кратком изложении это удобно сделать, обратив внимание на основные антиномии, имеющие отношение к двум ликам времени, имея в виду при этом не только противоречия внутри каждой антиномии, но также их единство и дополнительность. Такого рода “игра” с антиномиями, перетекающими друг в друга, нацелена на их лучшее понимание, а не на решение, которое в окончательном виде вообще невозможно.

Само время, как и другие общие понятия, воспринимается нами скорее интуитивно, размыто, но именно такая форма восприятия и выражения отличает философию от другой формы высшей абстракции - математики. В математике время - t - вполне конкретная, измеримая идеализация (время-часы); математики и физики, как правило, не задумываются о сути понятия “время”. В философии время есть нечто загадочное, таинственное, но, безусловно, связанное с материей и с ее изменениями (время-бытие).

Итак, мы имеем две полярно противоположные формы высших абстракций - философию и математику, между которыми сосредоточены менее высокие абстракции различных наук, т.е. абстракции, имеющие более близкую связь с предметом изучения. Западноевропейская наука начиналась преимущественно с математики и геометрии (Древняя Греция), а затем погрузилась преимущественно в примыкающую к ней сферу точных наук (наука Нового времени); теперь она делает следующий решительный шаг в сторону методологии так называемых неточных (исторических) наук. Имеется в виду появление философии нестабильности у представителей точных наук: “переоткрытие времени”, переключение внимания на проблемы целостности, системности, становления, изменения.

К антиномии “философия - математика” очень близка антиномия “синтез - анализ”: философия имеет большее отношение к синтезу, математика - к анализу. Но не все так просто. Ведь и математика оперирует общностями, которые могут иметь отношение к сущностям, пусть и косвенное. Наиболее очевидный пример - общая теория относительности Эйнштейна как отождествление тяготения с геометрией пространства. Это очень похоже не пифагорейство (числа, геометрия - суть вещей), а потому в свое время такая идея очень не понравилась Уайтхеду (1861-1947), который был не только крупным физиком, но и выдающимся философом, т.е. образно говоря, владел в совершенстве двумя наиболее абстрактными языками. Он не принял теорию относительности, которая позже была подтверждена экспериментально. Но ведь слова о “геометризации пространства” не столько объясняют суть дела, сколько заменяют ее геометрической моделью. В переводе на другой, но тоже в высшей степени абстрактный язык - язык философии - эффект “геометризации пространства” можно объяснить, например, проявлением высшей формы консерватизма (инертности) материи - ее памятью о сингулярном (свернутом) состоянии. Впрочем, топологические объяснения всегда субъективны и неокончательны, что отличает их от математических истин - точных, вневременных (окончательных). Поэтому возможны и другие, более удачные интерпретации связи тяготения и геометрии пространства.

С исходной антиномией “философия - математика” можно соотнести две близкородственные антиномии, не нуждающиеся в разъяснениях: “качество - количество” и “топология - метрика”. Следующая антиномия “время - пространство” на первый взгляд не имеет отношения к исходной антиномии, но это только следствие двуликости понятия “время”, которое анализировалось выше. Однако, если эту же антиномию конкретизировать, т.е. рассмотреть ее в контексте любого материального процесса, то она трансформируется в антиномию “время-бытие - время-часы”, родство которой с антиномией “философия - математика” очевидно. Очевидно также их родство с еще одной парой антиномий: “спонтанность - детерминизм”, “неточность - точность”.

Анализ двух антиномий - “время - пространство” и “время-бытие - время-часы” - приводит к пониманию топологического аспекта специальной теории относительности: пространство-время любого процесса непостоянно, относительно и зависит от выбора системы координат- сиюминутных представлений индивидуума, или группы индивидуумов, или же - от господствующей на данном этапе развития науки парадигмы. Имеется в виду, что топология любого процесса слишком многоаспектна, изменчива и сложна, чтобы ее можно было бы раз и навсегда “схватить” и “законсервировать” в человеческом сознании. Соответствующие представления общеизвестны и в явной форме были выражены С.В. Мейеном13 применительно к стратиграфии - принцип “презумпции одновременности”. Позже принцип презумпции независимо был выдвинут А.П. Расницыным14 применительно к филогенетике. Необходимость презумпций обусловлена не только изменчивостью и сложностью изучаемых процессов, но и не менее сложной изменчивостью сознания изучающих субъектов. То и другое есть выражение активных (временных) свойств времени. Инертные формы процесса познания, вероятно, представлены коллективным бессознательным, которое можно было бы сопоставить с инерцией пространства в общей теории относительности.

Остается сказать, что погружение в философские абстракции не только чрезвычайно интересно как приятное “копание” в рефлексии, но и как полезный инструмент в топологической по характеру научной работе. Например, более глубокое осознание проблемы времени позволило мне понять правоту Б.С. Кузина в его эпистолярной дискуссии с А.А. Любищевым15 о значении математики в биологии (до этого я мог лишь получить эстетическое удовольствие от интеллектуальной “дуэли” этих двух гигантов). Осознание “двуликости” времени привело к пониманию того, что время в исторических науках, в частности, в биологии, есть всегда процесс неравномерный и разномасштабный (иерархический). Отсюда следует, что наиболее естественная форма классификации в биологии - классификация иерархическая, а не параметрическая и что пора оставить надежду на создание классификаций живых организмов по образцу периодической системы Менделеева. Более ясной для меня стала “игра со временем” в кладистике, в методологии которой время морфологических процессов сильно разбавлено и искажено временем придуманным, логическим. И уж совершенно нереальными в контексте времени представляются мне надежды молодого коллеги-идеолога количественных методов в биологи А.В. Маркова16 - таким образом смоделировать гармоническое развитие антропосферы, что она сможет заменить биосферу и сделает вымирание человечества невероятным. Подобные проекты осчастливливания человечества очень опасны и основаны на непонимании самых основных свойств времени-процесса: невозможность его постоянства и спонтанность (невозможность точного прогноза).

О стратиграфии уже упоминалось. Непонимание того, что эта наука есть наука о топологическом, а не о метрическом аспекте времени и стремление сделать ее объективной, по образцу точных наук, породило во второй половине XX в. так называемую хроностратиграфию. Стратиграфия всегда была наукой исторической, наукой о геологическом времени; приставка “хроно” подчеркивает ее переход на рельсы физического времени17. Была разработана методика получения стратонов-стандартов, ограниченных точками-моментами физического времени. Новая идеология привела недавно к внедрению в международном масштабе мучительного, дорогостоящего и политизированного процесса “распятия” живой стратиграфической классификации (геохронологической шкалы) “золотыми гвоздями” - моментами физического времени. Делается это изощренно: “гвозди” (эта метафора придумана самими истязателями) забиваются не в жизненно важные “органы”, а так. чтобы “тело” подольше оставалось живым.

Таким образом, тернистый путь науки требует внимательного отношения не только к неровностям самой дороги, но также и к ее общему направлению. А это значит, что полезно хотя бы иногда заглядывать в методологическую “карту” абстракций, в том числе и наиболее обзорную из них, имя которой - философия.


Хокинг С. Краткая история времени. С.-Пб., 2000.

2 Бердников Л.Н. Многообразие единого // Реальность и субъект. 2002. Т.5. № 1. С. 6.

3 Невесский Н.Е. Информационная динамика. М., 20001.

4 Чернин А.Д. Физическая концепция времени от Ньютона до наших дней // Природа. 1987. № 8.

5 Зельдович Я.Б. Возможно ли образование Вселенной из “ничего”? // Природа. 1988. № 4.

6 Левич А.П. Мотивы и задачи изучения времени// Конструкция времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. М. 1996. С. 9.

7 Платон. Тимей. М., 1994. 37Д.

8 Аристотель. Сочинения. М., 1981. Т.3. 201а.

9 Там же. 236в.

10 Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979. Интересно, что в стратиграфии до сих пор происходит смещение двух понятий - “терминология” и “номенклатура”. Формальное название таксона (в стратиграфии - стратона) уникально, кодово и неизменно, что регулируется номенклатурными кодексами. Но содержательность самого таксона, которая “прячется” за неизменным названием, не может не меняться. Точно так же со временем не может не меняться смысл научного термина, который, в отличие от номенклатурного названия, свободен, т.е. не подлежит строгой фиксации и юрисдикции. Подробнее - см. Лазарев С.С. Стратиграфический кодекс или кодекс стратиграфической номенклатуры? // Стратиграфия. Геологическая корреляция. 1999. Т.7. № 2.

11 Раутиан А.С. Палеонтология как источник сведений о закономерностях и факторах эволюции // Современная палеонтология. Т.2. М., 1988.

12 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 205.

13 Мейен С.С. Понятие “естественность” и “одновременность” в стратиграфии // Изв. АН СССР. Сер. геол. 1974. № 6.

14 Расницын А.П. Филогенетика // Современная палеонтология. Т.1. М., 1988.

15 Из переписки Б.С. Кузина и А.А. Любищева (1943-1950) // Природа. 1983. № 6.

16 Марков А.В. Количественные закономерности макроэволюционного процесса. Автореф. дисс. докт. биол. наук. М., 1997.

17 Подробнее об этом - см. Лазарев С.С. Геохронология, геохронометрия и хроностратиграфия: время геологическое, физическое и химерическое // Бюлл. МОИП. Отд. геол. 2002 (в печати).