Вестник Владикавказского центра, №2, 2001.
© Т.П.Лолаев

ПОЧЕМУ ВРЕМЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕОБРАТИМО

Т. П. Лолаев

Проблема необратимости времени, как известно, занимает важное место в современной науке и философии, поскольку она имеет серьезное естественнонаучное и мировоззренческое значение. Не случайно на Международном совещании по фундаментальным проблемам физики высоких энергий и теории поля, состоявшемся летом 2001 г. в Протвино подчеркивалось, что указанная проблема является одной из сложнейших задач современной науки, требующая не только философского, но и полного физического понимания1.

В данной статье излагаются философские и естественнонаучные основания принципиальной необратимости времени. Однако, прежде чем вести речь о необратимости времени, следует четко определить – необратимость какого времени имеется в виду. Дело в том, во-первых, что сущность времени интерпретируется по-разному не только различными философскими школами (и отдельными философами), но и разными физическими теориями (и физиками). Во-вторых, все концептуальные времена, за исключением функционального времени2, являются постулированными, придуманными человеком и неадекватно отражают объективно-реальное, по моей терминологии, функциональное время. Лишь функциональное время является адекватным отражением объективно-реального времени, не зависящего от человека, его сознания.

В этой связи следует подчеркнуть, что в данной статье обсуждается проблема необратимости объективно-реального, функционального времени (другого времени в природе нет). Функциональное время образуется конкретными материальными объектами в результате последовательной смены их -состояний и не зависит от человека, его сознания. Само существование функционального времени и все его свойства всецело зависят от качественных изменений, происходящих в материальных объектах (каждый объект – процесс) в результате реализации содержащихся в них потенциальных возможностей, а также их взаимодействия с окружающей средой. Поскольку время несубстанционально (оно ни вещество и ни поле), прежде чем существовать должно возникнуть с конкретными, конечными материальными объектами. В этой связи функциональное время, с момента возникновения и до исчезновения образующих его объектов (в связи с воплощением их материального содержания в другие объекты) приобретает физический смысл, физическое значение. Новые, последующие объекты, по причине несубстанциональности времени, образуют уже свои собственные временные длительности. Последовательно сменяются состояния материальных объектов, последовательно сменяются и временные промежутки, образуемые ими. Причем, материальное содержание исчезнувших объектов, поскольку оно субстанционально, воплощается в другие, последующие объекты, тогда как образуемые ими несубстанциональные временные промежутки исчезают как таковые.

Таким образом, речь идет о том, что в результате разработки функциональной концепции времени, впервые выявлена природа объективно-реального времени, получен ответ на вопрос – что такое время? Из сказанного следует также, что объективно-реальное время является функцией процесса, а не наоборот, процесс – функцией времени, как это ошибочно принято в мировой науке. В этой связи возникает необходимость коренным образом поменять подходы к исследованию многих проблем в различных сферах науки и практики для более эффективного их решения.

Справедливость разработанной мной функциональной концепции времени получила свое экспериментальное подтверждение в работах биологов Т.А. Детлаф, Г.М. Игнатьева и других3, которые хронометрируют исследуемые ими процессы не в астрономических единицах времени (сутки, часы, минуты, секунды), а в особых единицах длительности, отмеряемых при помощи тех или иных процессов самого изучаемого живого организма4, то есть в единицах объективно-реального, функционального времени. Только изучение временных закономерностей развития животных, полученных с использованием так называемого метода относительной безразмерной характеристики продолжительности развития конкретных организмов, впервые позволило ввести параметр времени в сравнительно-эмбриологические исследования и сделать само время объектом изучения. Только благодаря использованию указанного метода хронометрирования биологических процессов исследователям удалось, например, обнаружить ранее неизвестное единообразие в развитии организмов, свидетельствующее, по справедливому мнению ученых, о существовании внутренних динамических законов развития, которые не могут быть выявлены при использовании общепринятых единиц измерения времени5. Правда, использование названного временного описания, до разработки мной функциональной концепции времени, не укладывалось в рамки общепринятых в науке представлений о времени, поэтому биологи, как им казалось, используют специфические (а на самом деле – единственно реальные) единицы длительности и рассматривали их как некоторые искусственно введенные безразмерные характеристики развития изучаемого живого организма. Причем, новый метод изучения временных закономерностей развития животных эффективно используется уже на практике6. А, как известно практика обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Успехи биологической науки в исследовании временных закономерностей развития организмов и использовании их на практике, благодаря выявлению природы времени, в результате разработки функциональной концепции времени, открывают соответствующие возможности и в других сферах науки и практики.

Как было подчеркнуто выше, объективно-реальное, функциональное время несубстанционально, так как не является отдельной материализованной сущностью, веществом или полем. Поскольку же время несубстанционально и не имеет своего собственного или какого-то другого непреходящего содержания, оно не может быть и обратимым. Дело в том, что даже при обратном протекании материального процесса (если бы оно было возможно) время, образуемое им, не повернулось бы вспять, не будучи субстанциональной реальностью. Последовательно сменяющиеся состояния данного процесса, будучи качественно (да и количественно) новыми, образовывали бы свои собственные промежутки времени, которые не были бы ни повторением, ни отрицанием предыдущих промежутков времени. Поскольку время не существует само по себе, вне материальных объектов, процессов, ранее образовавшиеся промежутки времени теряют свой физический смысл, свое физическое значение, исчезают бесследно. Обусловливается бесследное и безвозвратное исчезновение временных промежутков, во-первых, несубстанциональным характером времени, во-вторых, тем, что новое состояние материального объекта при своем возникновении приобретает новые потенциальные возможности, оказывается в новой окружающей среде и в этой связи образует свой собственный промежуток времени. Принципиальную необратимость времени можно проиллюстрировать на примере работы цезиевых часов, выбранных в качестве эталона времени.

Так, известно, что секунда равна интервалу времени, в течение которого электромагнитная волна, испускаемая атомом цезия – 133, совершает 9192631720 колебаний, соответствующих частоте перехода между двумя энергетическими уровнями атома цезия. Однако, если бы даже данный процесс излучения сменился процессом поглощения, течение времени, образуемого указанным процессом, не стало бы обратным, поскольку несубстанциональные промежутки времени не могут возвращаться к самому себе. Иными словами, в результате повторных колебаний, возвращающихся в источник качественно новых волн, образовывались бы другие, не прежние промежутки времени (следует только иметь в виду, что время образуются в результате последовательной смены качественно новых электромагнитных волн, а не их механических колебаний).

Неправомерно, в связи со сказанным, связывать время и с процессами рассеяния электромагнитного излучения. По известным уже причинам, если бы даже электромагнитные волны стали возвращаться назад в источник, течение образуемого ими времени не стало бы обратным.

Известно также, что, согласно мнению многих авторов, коррелятом необратимости времени является закон (принцип) возрастания энтропии. Дело в том, что факт неизбежного рассеяния энергии в реальных системах не может являться объективным критерием необратимости, так как , по указанным выше причинам, направление времени не изменилось бы на обратное, если бы даже процесс возрастания энтропии сменился концентрацией диссипированных в пространстве излучений.

И еще: если бы даже материальный процесс повернулся вспять (что возможно лишь с точки зрения наблюдателя), его последовательно сменяющиеся состояния образовывали бы свои собственные промежутки времени, которые были бы следующими в натуральном ряде чисел, и этот ряд увеличивался бы, а не уменьшался бы на единицу.

Так, если бы процесс до того момента как повернулся вспять, побывал в девяти состояниях, то для него очередное состояние было бы десятым, а не повторением или отрицанием девятого состояния, ибо оно было бы качественно новым состоянием, а образованный им промежуток времени был бы также десятым, последующим. Как видно из приведенного примера, общее число состояний данного процесса и образованных ими промежутков времени увеличилось бы до десяти, а не уменьшилось бы до восьми, как это показалось бы внешнему наблюдателю.

Здесь, однако, следует подчеркнуть, что речь идет не о формальном увеличении натурального ряда чисел, а о росте числа последовательно сменяющихся качественно новых состояний и образуемых ими собственных промежутков времени, имевших физический смысл с момента возникновения и до исчезновения этих состояний как таковых (в данном примере в числе 1, на которое увеличивается натуральный ряд чисел, не следует усматривать некий арифметический символ).

По указанным выше причинам, неправомерно связывать необратимость времени как с фактом расширения Вселенной, выражающемся в разбегании галактик друг от друга, так и его обратимость с фактом обращения световой волны

(так называемым обращением волнового фронта), ошибочно интерпретуемым как возможность обращения световых волн во времени7.

Не претерпел бы обращения временной порядок, если бы даже в природе существовали процессы, передающиеся со сверхсветовыми скоростями и причина и следствие поменялись бы местами. Несубстанциональное время не текло бы вспять в так называемом тахионном мире, в котором все процессы имеют обратное направление, если бы даже таковой и был обнаружен в реальной действительности.

Как известно, в реляционной концепции направление течения времени связывается (непосредственно или опосредованно) с процессом становления - переходом события от небытия к бытию и в то же время физические теории формулируют законы, инвариантные относительно инверсии знака времени, то есть безразличные к направлению его течения.

В этой связи подчеркнем, что, по указанной выше причине, с процессом становления связано не направление течения времени, а только само течение времени, поскольку оно возникает и исчезает с образующими его процессами и их последовательно сменяющимися состояниями. Что касается законов физики, они допускают обратимость постулированного времени, неадекватно отражающего объективно-реальное, функциональное время.

Введение понятия функционального, принципиально необратимого времени в уравнения динамики позволит коренным образом изменить подходы к исследованию конкретных процессов во всех сферах науки и практики, выявить на этой основе новые, ранее неизвестные (так называемые временные) закономерности их протекания и широко их использовать на практике.

Таким образом, объективно-реальное, функциональное время принципиально необратимо, так как, во-первых, оно несубстанционально, во-вторых, образующие его процессы и их последовательно сменяющиеся состояния всегда качественно новые, поскольку обладают различными потенциальными возможностями и взаимодействуют с разной окружающей средой.

______________

1 См.: Поиск, № 32-33. 17 августа 2001 г. С. 7.

2 См.: Лолаев Т. П. Время: новые подходы к старой проблеме. Орджоникидзе, 1989; его же. Время в природе. Владикавказ, 1991; его же. Пространство и время, их связь с движением. Владикавказ, 1992; его же. Концептуальные времена: степень их адекватности объективно-реальному времени. Владикавказ, 1993; его же. Функциональная концепция времени. Владикавказ,1994; его же. Философские и естественнонаучные основания необратимости времени //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1995. №3. С. 15-26; его же. О “механизме” течения времени //Вопросы философии. 1996 . №1. С. 51-57 и др.

3 См.: Детлаф Т. А. Изучение временных закономерностей развития животных //Онтогенез. Т.20, №6, 1989 г.; Игнатьева Г. М. Ранний эмбриогенез рыб и амфибий (Сравнительный анализ временных закономерностей развития). М.: Наука, 1979г. и др.

4 Детлаф Т. А. Изучение временных закономерностей развития животных //Онтогенез. Т.20, №6, 1989 г. С. 647.

5 См.: Хасанов И. А. Феномен времени. Ч. 1. Объективное время. М., 1998. С. 148-149.

6 См.: Детлаф Т. А. Изучение временных закономерностей развития животных //Онтогенез. Т.20, №6, 1989 г. С. 652.

7 Зельдович Б. Я., Шкунов В. В. Обращение волнового фронта //В мире науки. 1986. № 2. С. 17.

 

Докт. филос. наук, профессор Лолаев Т. П.