Заключение

В заключение представим возможные вопросы со стороны читателей и ответы автора на них.

Читатель: С какого именно анализа следует начинать изучение времени?

Автор: Прежде всего следует различать обыденные и расхожие представления о времени от его научного, философского постижения. Ребенок в раннем возрасте овладевает языком, но это не значит, что он знает язык, теорию языка, на таком уровне как специалист лингвист. Ребенка рано возможно научить операции счета, но это еще не математика!

Читатель: Но как совершить переход от расхожего понимания времени к научному и всегда ли нужно совершать такой переход?

Автор: История философии убеждает, что все великие философы в той или иной степени уделяли проблеме времени внимание. В отдельных специальных науках тоже проблеме времени может уделяться большое внимание. Например, К.Маркс считал, что к экономии времени сводится вся экономия. Лингвисты отмечают, что отражение понятия времени в языке – это одна из сложнейших проблем языкознания. Психологи подчеркивают, что особое значение в их науке имеет проблема психологического времени, при рассмотрении этой проблемы используется наследие философов, работы Аристотеля и других ( ). Логики недавно выделили внутри своей науки специальную отдельную область и назвали ее "временная логика".

Указанные примеры свидетельствуют, что исследователей может интересовать не весь "феномен времени целиком", а отдельные функции этой категории. Когда Маркс писал, что к экономии времени сводится вся экономия он рассматривал прежде всего время как ресурс. Мы подчеркивали, что при системном представлении феномена времени возможно рассматривать время как ресурсную систему. В языкознании и логике фиксируется внимание на другой функции времени, а именно на том обстоятельстве, что время может выполнять функцию отражения. Мы тоже в лекциях выделяли эту функцию.

В зависимости от того, какими проблемами хочет заниматься исследователь он может выделить определенные свойства и функции времени как объект для специального изучения.

Читатель: Можете ли Вы указать наиболее перспективные, но в какой-то степени и конкретные темы в изучении времени?

Автор: Нам представляется актуальным вопрос о том, как соотносятся между собой категории "время" и "информация. Много специальных тем возникает при рассмотрении проблемы "Время и искусство", Конечно жизненно важно научиться ПОНИМАТЬ что такое время, это будет способствовать бережливому отношению к этому ценнейшему ресурсу.

Читатель: Может быть есть специальный учебник по "темпорологии", где все проблемы, относящиеся к феномену времени изложены с должной полнотой и на таком языке, который доступен специалистам различного профиля?

Автор: Сколько нам известно, такого учебника нет. Но литературы по проблеме времени очень много. В Англии выходит даже специальный журнал под названием "Общество и время". В 1993 году, том 2, N2 опубликована статья А.А.Левича (он окончил МИФИ). Статья представляет собой обзор публикаций ученых нашей страны по проблемам, относящимся к социальном времени за период с 1980 по 1990 год.