Тема 4. Время и творчество. Бердяев И.А.

Анри Бергсон (1859-1941) - французский философ-идеалист, представитель интуиционизма и философии жизни. В 1928 году Анри Бергсон стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Значительное влияние на творчество Анри Бергсона оказала эволюционистская теория Спенсера. Поскольку эволюционный процесс протекает в определенном времени Бергсон пришел к выводу, что геометрическая модель времени является ограниченной. В механике используется представление о специфическом и во многом ограниченном времени. Мы можем вернуться назад и сколь угодно раз проверить опыт. Каждый момент времени в механике внешний по отношению к другому моменту, поэтому они равнозначны. Время конкретного опыта начисто отсутствует в ней. Геометрическая модель времени, пространственность - это характеристика вещей. Сознание, напротив, характеризует длительность.

Сознанию дано непосредственно уловить незавершенную текучесть времени. Длительность означает, что я живу настоящим с памятью о прошлом и в предвосхищении будущего. Вне сознания прошлого нет, а будущее не настанет. Сознание скрепляет пошлое и будущее настоящим. Количественная неразличимость моментов чужда сознанию, для которого один миг может длиться вечно. В протяженном потоке сознания моменты времени взаимопроницаемы, они могут нанизываться и укреплять друг друга. Конкретное время - это жизненный поток с элементами новизны в каждом из мгновений. Бергсон сравнивает это время с клубком, который увеличиваясь не теряет накопленное.

А механическому времени возможно сопоставить образ жемчужного ожерелья. В механическом времени каждый момент сам по себе.

Модель времени как кристаллизованная серия моментов пригодна в рамках практических задач науки для создания эффективных инструментов контроля за ситуациями.

Но очевидна неадекватность этой модели для анализа данных сознания и различных его проявлений. Бергсон пишет: "Когда я смотрю на циферблат часов и движущиеся в соответствии с колебаниями маятника стрелки, то не время я измеряю, как бы ни казалось очевидным, - я фиксирую одновременность, а это совсем не одно и то же. Во внешнем пространстве есть только расположение стрелок относительно маятника и при этом ничего от позиций прошлого. Только внутри меня есть процесс организации и взаимопроникновения, образующий реально длящееся время. Лишь благодаря моему внутреннему маятнику, отмеряющему колебания прошлого, я могу ощутить ритм настоящего времени". [ ]

Таким образом Бергсон подчеркивает, что мир сознания и мир вещей радикально отличаются друг от друга. "Вне нас мир есть взаиморасположенность без преемственности, внутри нас есть преемственность без внешней рядоположенности".

Имеются сведения о том, что между Бергсоном и Эйнштейном велась полемика. Так в Париже в 1922 году на заседании Философского общества Бергсон отстаивал идею сосуществования множества "живых" времен. Но Эйнштейн категорически отверг "время философов". Живой опыт не может спасти то, что отрицается наукой.

Бергсоновское "живое" время или длительность относятся к числу фундаментальных, неотъемлемых свойств становления, необратимости. Эйнштейн был склонен принимать идею необратимости лишь на феноменологическом, в данном случае описательном, уровне. [ c.365]

Выше уже было сказано, что между взглядами Бергсона и Н.А.Бердяева имеется преемственность. Перейдем к рассмотрению взглядов Бердяева по вопросу о сущности времени.

Н.А.Бердяев

Н.А.Бердяев (1874-1948) является представителем религиозной философии. В период первой мировой войны и революции философия Бердяева определяется тем, что он называет "космическим мироощущением", по его мнению микрокосмическая природа человека превращает мировую историю в личную судьбу.

Развитие взглядов Бердяева осуществляется в контексте поисков и достижений современной ему западной философии. В центре внимания он ставил человека и его творчество. Творчество он трактовал как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения.

В тесной связи с проблемой творчества Бердяев рассматривает и проблему времени. Суть этих взаимоотношений, имеется ввиду взаимоотношение между анализом процесса творчества и категорией времени кратко заключается в следующем. В процессе творчества всегда создается новое, так что необходимо представлять, что такое "будущее" как модус времен, вместе с тем творчество основывается на критическом анализе наследия прошлого, следовательно возникает необходимость осмысления сути "прошлого" как опять-таки модуса времени.

Бердяев пишет: "Проблема времени есть основная проблема человеческого существования". При этом Бердяев подчеркивает, что для философии существования (имеется ввиду экзистенциализм, представителем которого являлся Бердяев) проблема времени ставится совершенно иначе, чем для философии математической и натуралистической. Для философии существования проблема времени - это проблема человеческой судьбы, что касается понятий актуальной и потенциальной бесконечности, и других специфических математических понятий, которые используются при исследовании свойств времени в математике, то они имеют с точки зрения Бердяева лиши косвенное значение для философии человеческого существования.

В этой связи возможно сделать примечание. В современной науке используются специфические математические методы для исследования нейронных сетей, для исследования природы интеллекта, в том числе идея "временной организации" процессов, происходящих во "внутреннем мире" личности.

Так что "дивергенция" экзистенциальных и математических проблем, о которой пишет Бердяев является относительной.

Что касается таких понятий как "объективность" и "субъективность", то Бердяев пишет: "Одинаково можно было бы сказать, что время субъективно и объективно. Это значит, что время есть продукт объективации, происходящей с субъектом. Объективация принимается за реальность, данную извне". Это принципиальное, очень важное суждение: осмысление внешнего мира осуществляется за счет субъективного осознания того, что происходит вне субъекта, внешнее во многом опосредуется внутренним. Бердяев вводит термин "овременение". Овременение может быть различным по своей окраске, может быть страх, обеспокоенность тем, что предстоит человеку пережить, а может имеет место надежда, связанная прежде всего с творчеством, радость, обусловленная воплощением замысла.

Поэтому Бердяев считает, что время есть парадокс и понять его возможно только в его двойственности. Один подход - время есть суета, отпадение от вечности. Эти суждения характерны для индусской философии, для Парменида, платонизма и т.п.

Другой подход - время имеет онтологическое значение, через него раскрывается смысл, - так думает христианство и этим обосновывается динамизм истории. Так думает и динамический эволюционизм.

Одни думают, что изменение призрачно и суетно, что онтологически реально лишь неизменное и бездвижное. Другие думают, что изменение реально, что через творчество и активность осуществляется новизна и прибыль, нарастает смысл бытия.

И Бердяев делает вывод, что подлинная философия человеческого существования может держаться лишь второй точки зрения.

Далее он показывает, что отношение к прошлому должно основываться на умении выделять подлинные ценности в самом происходящем. "Есть два прошлых: прошлое, которое было и которое исчезло, и прошлое, которое и сейчас для нас есть как составная часть нашего настоящего. Второе прошлое, существующее в памяти настоящего, есть уже совсем другое прошлое, прошлое преображенное и просветленное, относительно его мы совершим творческий акт и оно вошло в состав нашего настоящего". [ с.285 ]

Исключительный интерес представляют суждения Бердяева о том, что собой представляют воспоминания. Он пишет: "Воспоминание не есть сохранение или восстановление нашего прошлого, но всегда новое, всегда преображенное прошлое. Воспоминание имеет творческий характер. Парадокс времени в том, что в сущности, прошлого в прошлом никогда не было, в прошлом существовало лишь настоящее, иное настоящее, прошлое существует лишь в настоящем. Прошлое и настоящее имеют совершенно разное существование. Настоящее в прошлом по-иному существовало, чем существует прошлое в настоящем". [ ,285]

В этой связи возможно напомнить, что имеется гениальное произведение французского писателя Марселя Пруста "В поисках утраченного", в котором автор показывает, что наш внутренний мир - это поток сознания. Анализ этого произведения дан в специальном курсе лекций известного философа Мераба Мамардашвили.

Вся эта проблематика ориентирована на соотнесении категории времени с анализом структуры внутреннего мира личности.

Бердяев выделяет несколько другой аспект: он обращает внимание на необходимость увековечить то, что было для нас дорогим, прекрасным, добрым. "Тут отношение к прошлому сплетено с отношением к будущему… Родное, дорогое нам, ценное настоящее должно было бы быть вечным, для него не должно было бы наступать того будущего, которое делало бы его прошлым".

Бердяев считает Марселя Пруста значительным и оригинальным писателем. Центральная тема творчества Пруста - уловление уходящего времени, восстановление прошлого в творческом художественном воспоминании. Сам Пруст думал, что он нашел и восстановил утраченное время. Бердяев отмечает, что проблема времени стала основной и для философии и для искусства.

Действительно, за тот период, который прошел после написания Бердяевым своей работы поток исследований по проблеме: "Время в искусстве" лавинообразно возрастает.

Эту тему целесообразно было бы осветить в специальной лекции.

Но вернемся к наследию Бердяева. Бердяев считает, что "Есть люди прошлого, люди будущего, люди вечного. Большинство людей живет в тех или иных разорванных частях времени, и лишь немногие прорываются к вечности… Пророки обращены к будущему, но они прозревают его только потому, что они в духе преодолевают время, судят о времени из вечности. В духе меняется измерение времени, время угасает и наступает вечность" [ с.286]

Ценным нам представляется тот факт, что Бердяев рассматривает одно из распространенных заблуждений. Суть этого заблуждения заключается в следующем. Исходя из того, что в действительности в прошлом было вечное, была частичная приобщенность к вечности и это вечное входит в настоящее и будущее исходя из этого обстоятельства некоторые люди предполагают, что все, что становится прошлым одновременно становится и вечным. Но в прошлом, в настоящем прошлом было много тленного, преходящего, дурного, гораздо больше, чем вечного. Ошибочным является и то сознание, которое думает, что в прошлом не было приобщения к вечности и что вечное раскроется лишь в будущем. Прошлое и будущее, разорванные части времени не имеют преимущества в отношении к вечности. Священное находится внутри мгновения, приобщенного к вечности.

Особое внимание Бердяев уделяет проблеме времени в связи с анализом процесса творчества. При этом Бердяев пишет, что преимущество среди других модусов времени имеет будущее. Преимущество будущего заключается в том, что по отношению к нему раскрывается свобода, что оно может активно твориться.

Но вопрос о свободе - это отдельная большая тема.