Движение – философская категория и общенаучное понятие, одно из важнейших в различных философских теориях бытия (онтологии), в науках о природе, обществе и мышлении, их представлениях об активности / пассивности, изменчивости / неподвижности, покое и др. Их основа – объективные феномены изменения объектов самой разной природы. Под Д. понимают любое изменение, - “изменение вообще”, связанное с всеобщим взаимодействием объектов разного рода (См.: Ф.Энгельс, - С.563). Основа такого понимания и определения Д. – категория изменения. Но последняя сама нуждается в определении. Источник изменений уже древние мыслители видели в противоречиях и противоположностях объектов разного рода (Гераклит). Много позже Г.Гегель писал, что противоречие – корень всякого движение и жизненности. В рамках науки и философского материализма Д. определяют издавна как форму существования материи и ее всеобщий атрибут (Демокрит, Эпикур и др.). Сегодня при этом имеют в виду то, что нет Д. без материального субстрата и нет материи без Д.. В абсолютном смысле, как говорит об этом наука, Д. несотворимо и неуничтожимо, оно вечно; преходящи и невечны лишь конкретные Д. Аристотель различал 6 видов движения: возникновение, уничтожение, изменение по качеству, увеличение, уменьшение, перемещение (иначе, изменение по положению), сегодня ситуация с видами Д. намного сложнее. Общую концепцию Д. можно обозначить как “динамизм” – термин, который отображает как изменчивость, подвижность, также как многообразие и обилие Д. и действий.

Д.– важнейшее понятие темпорологии. Здесь Д. можно определить как такую связь состояний, когда наблюдаемый объект, как по отдельным характеристикам, так и по совокупности параметров и характеристик, не равен сам себе в своем длении существования (т. е. во времени). Или же, иначе, понятие Д. можно определить как совокупность исчезающих, преходящих моментов действительного существования и активности кого-то или чего-то. Нетрудно видеть, что данные определения опираются на отношение тождества и различия, а также категории активности и меры.

Начиная с классической механики до современной научной картины мира, включая эволюционизм, понятие Д. - один из главнейших элементов теоретических основ всего естествознания. Данное понятие - основа идей историзма, перфекционизма и прогрессизма в философии истории, социологии и др. Понятие “покоя” здесь всюду будет его прямым антиподом. В естествознании такими понятиями-антиподами, проявлениями антитезы Д. и покоя, будут “динамика” (от греч. dynamis - сила ) и “статика” (от греч. statos - стоящий). В математике, с обобщенной геометрической точки зрения, Д. называют преобразование евклидового пространства, сохраняющее расстояние между его двумя точками. Фактически, перед нами определение Д. через отмеченные выше понятия активности (“преобразование”) и др.

Все известные нам виды Д. в пространственном смысле образуют в сответствии с уровнями строения мира и материи в своей совокупности структуру форм Д. и последовательность законов Д. в виде: а) Д. микромира, б) Д. макромира или, иначе, мезомира, в) Д. мегамира.

Непосредственно к гнезду понятий, раскрывающих смысл самого феномена и понятия Д. в философии и науке относятся такие, как существование, изменение, неподвижность, покой, процесс (лат. processus – прохождение, продвижение), дление, момент, неравновесность и равновесие, устойчивость и неустойчивость, время, цикличность, направленность Д., активность и пассивность, развитие, эволюция и инволюция, прогресс и регресс, форма Д., вид Д., другие понятия общего и более частного, специального, характера. В науке существуют дополнительно немало своих понятия и представления о Д. В классической механике, например, ими будут: положение, момент, мгновение, независимые друг от друга обобщенные координаты, такие как пространственные, время, скорость, ускорение, импульс (от лат.impulsus – толчок, побуждение, стремление), а также траектория Д., количество Д., энергия (от греч. energeia - деятельность), момент импульса, “действие”, и др. Это и представления о конфигурационном и фазовых многомерных пространствах, координатами которых могут быть не только пространственные и временные, – как в кинематическом Д. (от греч. kinēmatos - движение), но и динамические характеристики, например, силы, энергия, импульсы, инерция и др. Это и концеция дальнодействия, в рамках которой реализуются пространственно-временные и динамические взаимодействия и состояния объектов макроскопической механики, вообще законы и принципы механики (законы Ньютона, сохранения механического Д., импульса, количества Д., принципы симметрии), уравнения движения и т.н. “интегралы Д.”, экстремальные принципы, такие как принципы наименьшего действия Лагранжа, Гамильтона, Герца и др. Мы найдем здесь и связи законов в виде принципов относительности Галилея, включая закон сложения скоростей, взаимосвязь кинематики, динамики и статики, другие положения. Д. здесь описывается в форме обыкновенных дифференциальных уравнений. Главные законы динамики – дифференциальные “уравнения движения Лагранжа”, которые в общей механике выражаются в частных производных, содержащих обобщенные пространственные координаты, время, скорости, ускорения и величину функции Лагранжа механический системы, равного для свободной материальной точки значению кинетической энергии, импульсы. Для консервативной системы эта функция равна разности между кинетической и потенциальной энергиями системы. Число уравнений Лагранжа равно числу степеней свободы системы и не зависит от числа входящих в систему точек и тел. Аналогом функции Лагранжа в квантовой теории поля будет оператор “лагранжиан”, связанный с классической функцией принципом соответствия. В механике и во всех других науках – немало других понятий, законов и принципов Д. разного рода.

Исторически, именно механика с времен Декарта, Галилея, Ньютона стала первой настоящей наукой о Д. Она пробудила последующее мощное развитие различных ветвей математики и всегда шла рука об руку с нею, положила начало развития различных отделов астрономии, физики, астрофизики, космологии, всего естествознания и общенаучных дисциплин разного рода, а также темпорологии. В математике и механике направленность Д. описывается специальными величинами – векторами (от лат. vector– везущий, несущий) или же, геометрически, - в обобщенных пространствах – в виде положений точек на кратчайшей линии – геодезической. Обобщение этого представления в форме т.н. “интегралов по траекториям” было развито Р.Фейнманом в квантовой электродинамике в ХХ в.

Понятие энергии, столь важное в естествознании, можно понять как абстракцию над конкретными ее видами, а также определить как количественную меру Д. и его качественно определенных видов, для которых характерна квантованность, дискретность, когда e = hn . В физике известна тесная взаимосвязь и взаимопревращение энергии и материи (массы), что получило отражение сначала, в частной форме, в электродинамике у П.Ланжевена, а затем у А.Эйнштейна в более общей форме как E = mc2. Взаимопревращение противоречивых характеристик вещества и полей свое освещение получило сначала в электродинамике К.Максвелла, затем в теории электрона Лоренца – Пуанкаре, в преобразованиях Г.Лоренца, в теории относительности А.Эйнштейна. Новое его прочтение произошло в формах универсальных для микромира взаимодействий вещества и антивещества, частиц и античастиц, частиц (дискретного) и волн. Все это нашло непосредственное отображение в основных принципах квантовой механики, начиная с работ М.Планка, в трудах Н.Бора, де Бройля, В.Гейзенберга, Э.Шредингера, П.Дирака и др.

Механика же с ее потребностями точного измерения Д. вызвала к жизни не только концептуальное развитие теорий времени, но и практическое, измерительное и инструментально-ориентированное развитие всех ветвей науки, включая темпорологию.

Фактически, механические представления о Д. главенствуют в обыденном представлении. Здесь, как об этом говорят словари, Д. – это перемещение кого-нибудь или чего-нибудь в определенном направлении, изменение данного положения, например, вперед и назад, вверх и вниз, к цели, вращательное Д. и т.п. Это и Д. планет, звезд, тела, рук, Д. войск, и др. Но это и Д. мыслей, душевное Д., общественное Д., и т.д. Перед нами синоним езды, ходьбы в разных направлениях, оживления транспорта (например, “Началось движение автобусов, метро”), суета и т.д.. В рамках современной техногенной культуры существуют “службы Д.”, “управление Д.”, “правила дорожного Д.” и др. Но это и оживленная деятельность людей в обществе, объединенных какой-то общей целью, как “демократическое Д.”, “национально-освободительное Д.”, “рабочее Д.” и многое другое. В русском и других языках существуют понятия, производные от лат. понятия Д. - motio (motionis). У нас моцион - это “прогулка”. Известные всем хорошо технические и научные термины “мотор”, “моторный”, “мототерапия” и др. (лат. motor – приводящий в движение, “двигатель”) присходят из того же корня. Производные из латыни термины “mobil” (от лат. mobilis - подвижный) и “motion” - основа для обозначения Д. и подвижности, живости и т.п. практически во всех европейских языках, включая язык техники и технологий.

В ХХ веке, в гештальтпсихологии, М.Вертхеймер, специально изучавший восприятие Д. человеком, установил, что у человека оно вызывает прежде всего психическое переживание и фиксирование отчетливого последовательного сходства самих связей, состояний и связи состояний в последовательные моменты времени. Лишь после этого могут возникнуть частные обобщения по поводу установленной здесь объективности основы переживаний, их структуры, качества, формы и др., а также сходства, гомоморфности состояний до тех пор, пока не возникнет обобщенная интерпретация целостности событий. Зафиксированные в памяти целостные компонеты далее участвуют в познании как самоостоятельные гештальты Д. или фреймы. Сказанное относится не только к познанию Д., но и вещества и полей, различных тел, мыслей и т.п. В этом же смысле время как образ и понятие - один из гештальтов, присущих человеку.

Существуют общие и частные законы Д., их отдельных форм и видов. В законах, как известно, выражена инвариантность (постоянство) существенных характеристик объектов, а также их определенный изоморфизм во времени. Закон Д. как и любой закон выражает связи (отношения) как между целостностями (объектами) разного рода, так и между их внутренними уровнями строения, элементами, свойствами, между действительным, возможным и невозможным, необходимым и случайным и др. Законы Д. - важные понятия философии, всей науки и ее методологии. Выполнение (абсолютное и относительное) любого закона как процесса всегда ограничено природой объектов отношений, причинами и условиями (средой), в которых находятся объекты, о которых идет речь, свойствами и состоянием описываемых объектов, а также условиями существования / несуществования их свойств, уровней строения, состояний и отношений. В законы Д. часто включаются как характер взаимодействий, так и скорость их протекания во времени. В физике, естественно, проявлением общего универсального закона Д. – “все течет, все изменяется” будут уравнения движения.

Различают Д. в широком и узком смысле слова. В первом случае признается, что конкретные виды движения в сумме тождественны друг другу только по критерию общности свойства изменчивости (“Движения вообще конкретно нет, Д. - это абстракция для обозначения любых изменений”); Во втором – это изменение положения тела, любого объекта в некоем обобщенном пространстве, как это представлено в механике в целом (в ее кинематике и динамике), особенно в ее наиболее математизированной и обобщенной ветви – в аналитической механике. Речь идет об используемых ею конфигурационном и фазовом пространствах. В частности, последняя из названных трактовка описания движения широко используется в современной физике и в ее приложениях.

Об абсолютном движении в науке нельзя вообще говорить вне контекста отношений (реляционности) с какими-либо избранными естественными или искусственно, специально выбранными местами пространства (точками, телами, системами, “началами отсчета”, реперами, событиями или состояниями объектов разного рода). Это утверждение образует принципы относительности Д. и покоя.

В идеалистических концепциях, таких как субъективный идеализм, считается возможным существование “чистого”, то есть безсубстратного Д. При этом, заметим, что понятие материи здесь отождествляется исключительно с “веществом”. Между тем, невещественное Д. вполне реально, например, как многообразие Д. и взаимодействий полей, вещества и поля, мышление человека и т.п. Вообще, открытие различного рода полей и видов энергии в ХХ веке в физике осложнило обе позиции, но никем пока не доказано существование “чистого движения”, как не удалось взамен материи основой мира утвердить в научной философии и в научной картине мира представление энергетизма (“динамизма” в этом особом смысле) о существовании в роли основы мира только энергии (энергетизм В.Оствальда и др.). Сказанное отражает ту современную научную информацию, которая относится к известной нам части всех Д. и взаимодействий безотносительно к 96 % того субстрата, из которого состоит весь мир и который физика и астрофизика обозначает как “тёмная материя”, “тёмная энергия” и др. С ними обычное, “светлое”, вещество и поля крайне слабо взаимодействуют. Впрочем, это не значит, что и к ним неприменимы идеи, о которых мы говорили выше.

Как уже говорилось, представление об атрибутивности, универсальности и всеобщности Д. известно с глубокой древности и в Китае, и в Индии, и в Греции (в милетской школе, у Гераклита, у Демокрита, Эпикура). В натурфилософии Демокрита атомы носятся в пустоте, у Эпикура и первоначала мира находятся в постоянном Д. и изменении. Вопрос о направленности Д. у пифагорейцев (VI – V вв. до н.э.) решался в форме учения о мировом круговороте с циклом в 760 000 лет. Много позже это учение возродилось в учениях о социальном круговороте в Италии у Дж.Вико (1668-1744), в учениях культурологов и историков ХХ в. О.Шпенглера в Германии, А.Тойнби в Англии, у нас – у Н.К.Леонтьева. История философии и науки наполнена дискуссиями о соотношении движения и покоя, попытками преувеличить, гипостазировать смысл и значения или того или другого в масштабах решения коренных проблем бытия в философии. Достаточно в этой связи указать положения элеатов о неподвижности бытия (как у Парменида: “Оно есть”, и потому неподвижно и т.п.), апории Зенона (“Черепаха”, “Стрела”, “Ахиллес”), дискуссии о направленности движения.

В истории науки известно преувеличение значения всеобщности тех или иных форм и видов движения, такие как механицизм, теперь – физикализм, биологизм в социологии, идеи абсолютного редукционизма в методологии науки и т.п. С гносеологических позиций, как об этом говорил Аристотель, незнание Д. означает незнание природы вещей. Понятие о Д. как форме существования материи отчетливо было обозначено впервые английским материалистом Дж.Толандом, затем, во Франции, П.Гольбахом и др., хотя все они мыслили в рамках идеи об универсальности вещественности и механического движения.

Исторически, узкая механическая трактовка Д. далее преодолевается в диалектике у Г.Лейбница (в его монадологии и в перфекционизме, и др.) и у Гегеля в форме таких универсальных законов Д., каковы известные законы диалектики. Это прежде всего, законы взаимодействия и борьбы противоположностей, перехода количественных и структурных изменений в коренные качественные, последовательности отрицаний предшествующих качеств и форм, а также и отрицаний отрицания как “возврата” якобы к исходному пункту развития. Эти законы в науке нашли подтверждение в многочисленных фактах и законах изменения и эволюции природных, социальных и идеальных объектов (мышления диалектического). Собственно, первоначально, Гегелем они и были сформулированы как законы логического понимания развивающихся этапов мышления, каковы тезис – антитезис - синтезис.

На материалистической основе, законы Д. получили новое понимание в диалектическом материализме у К.Маркса, Ф.Энгельса, в России - у революционных демократов, особенно у В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского, наконец, у Г.В.Плеханова, В.И.Ленина и др.

Вообще, категория Д. в этой связи понимается как в философии, так и в науке (в последней – с ХХ века) не только как механическая, а как полиморфная и универсальная категория, абсолютно необходимая для понимания форм и сущности изменений объектов вообще, то есть различных реакций, фазовых переходов, раздражимости, метаболизма, простых сукцессий, трансформаций, регрессий, распада и катастроф, равновесия и неравновесия, бифуркаций, устойчивости и неустойчивости, цикличности и колебаний, регуляции и деструкции, саморегуляции, многого другого. Она понимается также как основа поступательности и совершенствования различных изменений в ходе времени в виде прогресса и регресса, развития, саморазвития, самоорганизации, эволюции и инволюции объектов разного рода.

Существует многообразие “форм Д.” и “видов Д.”, основных и неосновных, главных и побочных, частных и “сквозных”, универсальных и более частных. Их многообразие исследуется детально в различных научных классификациях. Создание и совершенствование последних одна из важнейших задач науки. При этом под формами Д. понимают специфическое содержание определенных законов Д. (См., например, А.А.Бутаков, с.31). Так, в “химическое Д.” как форму входит все содержание самих химических законов и содержание предшествующих непосредственно законов физического Д., напрямую определяющих специфику химизма, а также универсальные, “сквозные законы”. Соответственно характеру законов выделяют и “сквозные формы Д”, то есть такие, которые типичны для всех или части других форм Д. К сквозным видам Д. относят частично относительное по природе кинематическое (см. об этом: Разумовский О.С., 1975) и динамическое Д. (существует также относительный покой), вероятно таким же будет и термодинамическое Д., кибернетическое (в системах и сетях с управлением и обратной связью), а также информационное (в биосистемах, в организмах и сообществах разного рода, в смешанных сетях и системах). Все они являются предметом исследования различных конкретных, частных наук. Все формы и виды Д. связаны генетически, образуют иерархию высших и низших, простых и более сложных видов Д. Законы и процессы “высшей формы Д.” отличаются от законов и процессов “низших форм Д.”. Они, как правило, более сложные и качественно иные по типу, а поэтому сводить одну форму Д. к другой, низшей, целиком, значит допустить грубую ошибку ( см.: Бутаков А.А. – С.34). Опасность такого рода типична для процедур редукции.

Как показал Б.М.Кедров, Энгельс впервые установил связи и субординцию форм и видов Д. (иерархию высших и низших форм, основных и побочных), а также их поступательное изменение во времени в виде следующей цепочки:

механическое Д. – физическое – химическое –жизнь – общественное Д.

В основе её лежит классификация наук, разработанная основоположником позитивизма О.Контом во Франции в 40-х гг. XIX в. Однако связи между науками как описанием определенных форм Д. Конт не видел. В приведенной цепочке форм Д. механическое Д. понимается как простейшее и первичное по отношению к последующим, как включенное в виде побочной формы в физическое Д. Аналогично, общественное Д. будет высшей формой, включающей жизнь, биологическое Д. как неосновное, или побочное. Кстати, сам Энгельс термин “побочная форма Д.” дополнительно разъяснял, чтобы снять всякие двусмысленности её толкования. Конечно, по прошествии времени, эта цепочка морально устарела, теперь в ней больше звеньев, усложнились связи внутри нее и др. Однако общие ее принципы построения сохранились.

В современной науке различают не только многообразие частных форм и видов Д., но и их иерархичность, субординацию по отношению друг к другу, генетическую последовательность появления видов Д. в ходе космической эволюции, включенность низших форм и видов в высшие, сохранение Д. (принцип Декарта, М.В.Ломоносова и др.). Различают геодезичность направленности Д. в пространстве (вообще – экстремальность), круговороты (цикличность), связи и взаимопревращения материи и энергии и т.п. По данным современной науки эволюция форм и видов Д. в нашей Вселенной простирается от Большого взрыва (Big Bang) до известного нам сейчас периода социального, культурного и технологического состояния человеческого общества как части прогресса в его истории. В этом смысле последний, как и вся история общества, - один из видов Д. При этом Д. признается диалектически одновременно как непрерывным, так и дискретным, обратимым и необратимым и т.д., т.е. противоречивым.

В целом, объективно Д. существует в связи с природой субстрата, и поэтому можно различать Д. в виде групп, (1) состоящих из форм Д. в неорганическом мире, (2) в живой природе, (3) в человеческом обществе и (4) в виде мышления в головах людей. В неорганическом мире мы найдем: пространственно-временные перемещения, Д. полей разного рода, включая электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, Д. элементарных частиц, , атомов, молекул, атомно-молекулярное движение (тепловое) – как группу физических форм Д. Различаются также химическое Д. как взаимодействия и реакции атомов и молекул в виде законов химизма. С уровня физических и химических форм имеет место раздвоение: а) группа форм Д. в минералах и горных породах, затем – планетарных систем и объектов (географических и геологических), планет, их спутников и планетных систем, звезд, скоплений звезд, галактик, вселенной; б) группа Д. в виде жизни организмов, жизни популяций, Д. социального, мышления как движения. Все это можно отобразить, опираясь на указанную выше схему следования форм и видов Д., выделяя всё те же принципы связи и отношений между ними, в виде более детальной, большой схемы, сходной с приведенной выше. Её основы были предложены Кедровым (см. литературу при статье). Но в его схеме не было указано механическое Д. с его особыми законами. Вопрос о его статусе до сих пор является открытым и дискуссионным. Существуют прямо сторонники универсальности такого Д. и соответствующих законов, а также особого статуса самой механики как науки.

Вообще, принципиально, что каждому виду и форме Д. соответствуют свои специфические законы. Из схемы сегодня не ясно, насколько далеко в обе стороны, если схема открыта с обоих концов, простираются они. Иначе говоря, исчерпало ли наше познание все многообразие форм и видов Д. или нет? Возможно, что и здесь действует принцип неисчерпаемости многообразия материи (в ясной форме сформулированный еще В.И.Лениным в работе “Материализм и эмпириокритицизм”). Выше уже сказано, что объяснение механизмов действия всех этих законов и функционирования форм Д. обычно опирается на принципы редукции объяснения к предшествующим законам и формам нижележащей области действительности (к предшествующему). Между тем, происходит познание новых видов движений и соответствующих им законов Д. Мы еще не знаем до конца мир элементарных частиц, верхние границы химизма (например, есть ли т.н. “остров стабильности” в районе 120 номера таблицы Менделеева), есть уже вопросы о влиянии на наш мир темной материи и движения, роли нейтрино и др. вопросы. Так, разделение энергетического состояния электронов на тонкие подуровни в условиях т.н. “вакуума” было установлено еще в 60-е гг. ХХ века. Все же, здесь далеко еще не все ясно. Более того, градации известных форм и видов Д. все еще спорны, нет устоявшихся и общепринятых классификаций форм и видов Д., не определены до конца их взаимосвязи. Нет также законченных генетических представлений об их исторической эволюции, начиная от Большого Взрыва, не все ясно в известном “антропном принципе” в космологии.

Повидимому, пока что здесь не надо спешить с обобщениями, хотя известно, что фундаментальные идеи общего порядка в истории естествознания уже не раз помогали открыть сущность еще не познанных объектов и Д.

Литература

Бутаков А.А. Основные формы движения материи и их взаимосвязь в свете современной науки. М., 1974; Готт В.С. Философские вопросы современной физики. М., 1967; Игнатов А.И. Формы движения и виды материи // Вопросы философии, 1964, № 1; Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М., 1967; Краткая философская энциклопедия. М., 1994; Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. Собр. соч., т.18. М., 1973; Маркс К и Энгельс Ф. Соч., т. 20. М., 1961; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. – С.155; Пространство, время, движение. М., 1971; Разумовский О.С. Современный детерминизм и экстремальные принципы в физике. М., 1975. – С.132-148; Он же Инварианты и “фреймы” как объективные феномены и когнитивные конструкции // Философия науки, 2000, № 2 (8). – С.34-40; Разумовский О.С., Фирсов В.А. Понятие направленности движения и интегралы по траекториям // Методологические и философские проблемы физики. Новосибирск, 1982. – С. 214-34; Свидерский В.И. Движение // Философский энциклопедический словарь. М., 1983; Солопов Е.Ф. Материя и движение. М., 1972; и др.

О.С.Разумовский