Предшествование – понятие, отображающее на основе категорий пространства, времени, порядка, размещения, других категорий и понятий философии и науки свойства, состояния и положения каких-либо объектов (кого-нибудь или чего-нибудь) в ряду (в множестве) других объектов и их характеристик, их простое операциональное и функциональное следование (как в нумерологическом ряду) друг перед другом и друг за другом, поочередность каких-либо действий, решений и т.п., а также их размещение «во времени» друг за другом - как прошлых событий, как «истории» и т.п. Заметим сразу же, что формула «после этого, значит по причине этого» не должна восприниматься как универсальная, и должна быть заменена другой: «после этого» не значит обязательно «по причине именно этого» предшествовавшего события, состояния, П. и т.п., поскольку существуют и случайно предшествующие и незначительные по интенсивности события и состояния,  а также генетически связанные и несвязанные друг с другом, и др. Конкретная связь П. и «теперь» может быть по форме детерминированной жестко и необходимо, а может быть и случайной, вероятностной, эфемерной, сильной и слабой, спорадической и постоянной, определенной и неопределенной, и т.п. В теориях времени, не признающих настоящее и будущее как реальные состояния, - П. такой феномен, о котором мы можем узнать и сказать больше всего, так как все П. уже состоялось в бытии и зафиксировано в памяти и самих объектов и внешних, взаимодействующих с ними как «наблюдателей». С этим последним трудно не согласиться.

 

 Под именем «объекты», о которых идет речь, подразумеваются тела и вещи, поля, заряды, напряжения, энергии, конфигурации, положения, события, проишествия, состояния. Это также и понятия, суждения, мысли, числа, решения, а также операции, действия, некие изменения и др. Это и их формы, собственные свойства, характеристики, состояния, структуры, отношения и многое другое у всех этих объектов, познанных и непознанных, но изучаемых нами. Если говорить абстрактно, под объектами разумеются дальше различные по природе множества и их абстракции, соответственно, - группы, ряды, последовательности, размещения, очередность, порядок и т.п.

 

О природе настоящего и предшествующего в контексте природы времени вообще Аристотель говорил: “С движением связаны также “раньше” и “позже” (См.: Аристотель. - С.150-58). Данная позиция в целом хорошо согласуется с ноумено-феноменологической трактовкой природы времени.

 

Само П. реализуется так, что оно может быть безвозвратным, необратимым, а (условно) обратимым (возобновляемым) только в периодических процессах и операциях, действиях. Оно может быть в целом асимметричным, дискретным и непрерывным, равномерным и неравномерным, устойчивым и неустойчивым; оно может быть как случайной, спорадической, так и закономерной, необходимой, повторяющейся, инвариантной частью дискретных или непрерывных по своей природе объектов, их последовательностей, а также свойств разного рода. Настоящее, «теперь» целиком «нагружено» прошлым, оно преемствено с тем, что было ранее, или П., и оно без него не существует.

 

Обыденное толкование понятий П. и близкого к нему понятия «предыдущее» в словарях - это «бывший», находившийся непосредственно перед настоящим, до «теперь» и т.п. «Предшествовать» – значит, происходить, быть раньше, прежде кого-нибудь или чего-нибудь, когда мы говорим, например: «Принятию решения предшествовало обсуждение данного вопроса» и т.п. Быть «прежде всего», как иногда говорят,  – это означает быть в первую очередь. Вообще, П. имеет и свои синонимы и свои отрицательные пары, которые бинарно содержат антиподы П. Это, не только «теперь» в его срединном отношении (положении) к «раньше-позже», или «предшествующее – последующее», но и, например,  «не-теперь», хотя к значениям этого последнего относится и последующее, того чего еще нет, то есть будущее. Это также и «бывший – настоящий», и «прежде – сейчас», другие пары. Иными словами, здесь преобладает чисто хрональное истолкование П. Вообще, в русском  языке есть множество слов с предлогом пред- (в лат. pre-, preo), означающих хрональность П. Не считая упомянутых выше, мы находим в словарях такие, например,  понятия, как предзнаменование, предложение, предназначение, преднамеренность, предначертание, предок, предостережение и предосторожность, предотвращение, предохранение, предположение. Это и предпосылка, предречение и предсказание, предтеча, предубеждение, предугадывание и предупреждение, предусмотрительность, преждевременность и др.

 

Фактически, для описания П. нам необходимы четыре группы определений П.: 1) пространственного, спатиального характера; 2) операционального, деятельностного, вообще, - функционального; 3) хронального; 4) смешанного характера. В этой связи можно дать различные определения П. Во-первых, его можно определить как одно из свойств и частей последовательности, поместно размещенных в какой-то протяженной конфигурации реальных объектов, например, кристаллов в металле, клеток в организме, фракталов вообще. Во-вторых, П. можно определить по-принципу «больше-меньше», то есть, по-величине, - как результат определенных операций, действий, – так, как в математическом числовом множестве, ряде. К примеру,  в ряду целых положительных чисел 1, 2, 3 … n, любое число, большее 1, есть результат прибавления еще одной единицы, и все числа до 1 включительно, меньшие, чем n, суть П., а все величины, бóльшие, чем n, суть последующее. При этом, единица, одно, суть,- по Аристотелю, - лишь условие счетности, его начало. Он же указал, что нумерологический ряд безразличен к субстрату элементов движения, что он равномерен, так как состоит из целых чисел (номеров), хотя величины элементов последовательности сами по себе могут быть какими угодно. Конкретизируя, П. можно определить и как элемент последовательностей, таких как причина – следствие; понятие - суждение – умозаключение; постулаты – теоремы – следствия из теорем в геометрии, и т.п.  В-третьих, - темпорологически, - П. можно определить как «прошлое», как нечто уже исчезнувшее, то, чего не стало. Например, изучение П. в истории объектов любого рода – это исследование «былого» (прошлого), того, что уже было, состоялось, произошло, чего уже нет (греческий бог времени Хронос пожирает своих детей). В динамической концепции времени это так и обозначено: как П.– настоящее – будущее; иначе говоря, как П. – теперь – будущее, и др. В-четвертых, П. может быть: а) смешанным, например, пространственно-временным, как это представлено в конфигурационном и фазовых пространствах в аналитической механике, в термодинамике и др., а в специальной теории относительности - в форме т.н. «мировой линии» событий в обобщенном пространстве Минковского (x, y, z, t); б) функционально-хрональным-спатиальным, как это представлено в теориях операций, очередей, расписаний, и др.

 

Проиллюстрировать наглядно смысл П. можно: 1) с помощью геометрических по характеру моделей, в которых игнорируется то, что последовательности могут быть дискретными, 2) числовых рядов, 3) моделей очереди. Так, непрерывная прямая линия или непрерывные незамкнутые и несамопересекающиеся кривые, представляющие из себя последовательности точек,  ветви которых уходят в бесконечность в изотропном и однородном 3-х мерном евклидовом пространстве, – прекрасные геометрические модели для П. и последующего. Здесь ясно видны соотносительность и взаимопревращение П. и последующего на всей бесконечности и во всех направлениях.

 

                                                                                         

 

 

У объектов, таких как конечные отрезки, на границах отрезков, наблюдается исчезновение П. и последующего, они здесь равны условно нулю. Особый случай – лучевые объекты. В них имеется точка начала луча, за которой, уже нет никакого П. Если угодно, этот признак может быть одним из определений исходного пункта луча, именно в точке А (как на нашем рисунке).

 

А÷                                                             ÷В                      А  ÷

 

 

Но не только это. П. и последующее выстраиваются друг подле друга также в множествах элементов фрактального типа на бесконечномерных поверхностях разного характера. Это же наблюдается  в открытых и замкнутых 3-х мерных объектах любой формы в ходе например, послойного, внутреннего и смешанного роста объема, как это происходит с планетами, организмами и их органами в ходе роста и развития, и др. Перед нами здесь тоже фрактальная геометрия. В работах французского физика Б.Мандельброта и др., - это особые геометрии развития сложных объектов из генетически связанных общей природой дискретных рядов элементов за счет самоподобия и воспризводства их в пространстве и времени. Ее развитие привело затем к возникновению многомерных (двух- и трехмерных в простейших случаях) математических моделей ветвящихся сетей и систем. Развитие теории фракталов было подготовлено успехами общей биологии, кристаллографии и физики твердого тела, неравновесной термодинамики, теорий расселения, статистики в ХХ веке. Стало возможным говорить, демонстрировать и, буквально, вычислять пространственные структуры разных последовательностей и хрональные этапы построения целого не только из цепочек самоподобных элементов (вроде, динамики кристаллизации), но и алгоритмы построения многомерных сетей и систем. Теперь возможно также показывать и предсказывать, возникновение упорядоченности из хаоса (вроде ячеек Бенара, снежинок, кристаллов вообще и др.), ветвление последовательностей в ходе упорядочивания, а таже моделировать деструкцию и переход в хаос.

 

Важными для анализа представляются другие очень сложные структуры разного рода, а именно, ветвящиеся структуры, развивающиеся в пространстве и времени, такие как марковские цепи и деревья целей в экономической математике и теориях операций.  Их можно представить двояко: как совокупность независимых лучей и как объекты в целом сходные с отрезками. Кстати, именно знание факторов начала и конца во времени таких структур и схем развития разных объектов и процессов в ключе их П. и последующего предопределяет возможности не только адекватного описания их по структуре и строению вообще, но и понимания их эволюции во времени. Аналогичный подход может быть эффективным для конструирования подобных объектов, технологий, создания разного рода планов и прогнозов на будущее.

 

Что касается числовых рядов, числовых последовательностей, множеств и очередей, то здесь П. – необходимый, инвариантный элемент множеств, которые имеют конечный вид, строго определяемый на основе процедур и вычислительных операций; П. – это элемент данного множества, никуда не исчезающий, когда эта последовательность зафиксирована. Абсолютной точкой отсчета для П. как последовательности состояний, событий или величин, если вести отсчет назад или удаляться вообще «в окрестности» некоторой точки, следует считать положение именно «теперь», «сейчас», «данного момента времени» и др. (как настоящее в отличие от прошлого). Все другие точки в роли начал для отсчета будут условны и относительны.

 

Обратимся к понятию «очереди». С  точки зрения теоретико-множественного подхода и нумерологии его (и очередность как процесс) определяют так: очередь – это последовательно возникающее, развивающееся или уже выстроенное множество объектов любого рода (предметов, событий, состояний и т.п.), однородных по какому-то признаку, в котором каждому элементу множества может быть поставлен в соответствие один и только один элемент из множества порядковых, натуральных, действительных положительных целых чисел, где каждый последующий элемент, начиная с единицы, больше или меньше предыдущего на единицу. Числовая последовательность П. в очереди определена, если указан закон, правило, по которому каждому натуральному числу ставится в соответствие действительное число. Указанная выше числовая последовательность содержит бесконечное число членов, но она может быть ограничена сверху или снизу, а также и сверху и снизу вместе. Такие последовательности могут отображаться на числовой оси в виде точек и иметь интервал следования чисел на оси в виде произвольного по длине масштаба следования (шага) - отрезка прямой. Проявлением этого являются пространственные координатные системы, начиная с Декартовой. На их осях откладываются числовые, нумерологические последовательности, начиная с нуля. Но отметим, что П. в очереди, -  это нахождение в некоем целостном образовании, в совокупности, состоящей из элементов, расположенных в определенном порядке (последовательности, расположении) друг возле друга и друг после друга на основе какого-либо правила, алгоритма следования, закона, программы, расписания или диспозиции друг за другом, - как в пространстве, так и во времени, - обозначаемых порядковыми числительными. Представляется, что понятия очереди, очередности и их синонимы, – очень важные понятия для определения сути П. и последующего, изменений, движения и самого ноумена времени. В свете сказанного, время - это понятие для обозначения череды событий или состояний каких либо объектов в форме П., длительности их существования друг за другом от П. к последующему, или параллельно (при сопоставлении параметров и состояний) в других рядах. 

 

Коротко из истории философии и теологии. Выше уже отмечено разграничение Аристотелем понятий «раньше», то есть П., «теперь» и «позже». В философии Платона, Агустина, Фомы Аквинского, Гегеля П. рассматривается как преходящая форма проявления вечности, присущей Богу или абсолютному духу. Августин Блаженный зафиксировал существование прошедшего (как и настоящего и будущего), но он относил прошедшее к «настоящему», для которого «у нас есть память или воспоминание» (см.: Августин Блаженный, с.323), ибо все есть настоящее.

 

В теологии мы встретим понятия «предсуществования» и  «предопределения», близкие по смыслу к понятию П. В первом случае перед нами идея того, что существует более раннее бытие (как в идее «метемпсихоза» от греч. metempsychöosis – переселение душ). Этим бытием является существование духа (Бога) до мира и до человека; согласно Платону, у человека его дух до переселения в тело существует в мире эйдосов. Отсюда и познание мира человеком реализуется как припоминание, воспоминание о П., т.е. об идеях, которые существуют в «том мире» и которые дух созерцал до своего соединения с телом («анамнезис», от греч.anámnesis - воспоминание). В идее предопределения считается, что существует детерминированность поведения человека и всей жизни людей уже до их рождения неведомой божественной волей, судьбой, роком, фатумом, мискетом и т.п. (фатализм). Фактически, перед нами особое, мистическое П. Это и предопределение к блаженству (хотя, возможно, этот человек в данный момент его и недостоин), и предопределение к мукам (даже незаслуженным). Данная  идея проповедывалась Августином Блаженным, а после него – янсенистами, Лютером, Цвингли и Кальвином. По своему смыслу она близка преддетерминизму.

 

Как  понятие, П. необходимо в идеях и теориях времени, причинности, связи состояний, деятельности, генезиса различных по природе объектов, таких как Вселенная, Земля, живая природа, человек, его мышление, общество, знание, логика и математика, экономика, техника и технологии, наука, культура, управление и др. Понятие П. можно считать общенаучным. Вместе с тем, это одно из центральных понятий темпорологии и, соответственно, хронографии, хронологии, всех исторических наук. В частности, оно необходимо в теориях операций, управления и принятия решений, массового обслуживания, очередей и расписаний, в информатике, в экономической практике, в теории множеств и теории чисел, в естествознании, особенно в космологии, астрофизике, физике, геологии, биологии и др. Оно необходимо в любой практике. Подчеркнем, что анализ П. – это предмет, цель и смысл всех исторических наук, дисциплин, теорий – от космологии до индивидуальных биографий исторических личностей и др..

 

Конечно, в темпорологии надо учитывать как непереставимость, так и относительность характеристик П. «теперь» и «сейчас», их отношение к другим реперам и точкам отсчета, принимаемым по каким-либо причинам за абсолютные. Так, например, обстоит дело с датировкой исторических событий по отношению, скажем, времени  сотворения мира по Библии, основания Рима в календаре у римлян и Рождества Христова (у христиан). Ясно, что в историческом описании перед нами возникнут разные по объему последовательности и количества событий и фактов истории, если мы их зафиксировали точно и определенно, не искажая и не убирая ни одного.

 

Вообще, история – это, во-первых, реальная последовательность всех мировых событий, создающих определенную действительность. Во-вторых, история – это предмет занятий специалистов, фиксирующих в письменной форме основное, важное и типичное для происходящих событий разного масштаба (как в хрониках) и разной природы: от событий природного характера, до эволюции мышления, ментальности и культуры человека, от истории микрообъектов в эволюции мира физического до истории Вселенной и т.п. Оба этих смысла термина «история» нельзя смешивать. Практически, любое историческое событие уникально и неповторимо, так как объекты, место и условия появления событий изменяются непрерывно. Но мы почти всегда не располагаем исчерпывающими сведениями о каждом событии. Это накладывает все время ограничения на историческое познание. Между тем, события происходят также в параллельно существующих объектах, синхронно, но в разных местах пространства, так что информациях о них может придти с большим запозданием и не будет актуальной, она может не придти совсем по разным причинам и т.п.; под объектами, о которых идет речь, подразумеваются тела и вещи, поля, заряды, напряжения, энергии, конфигурации, положения, события, проишествия, состояния. Это также и понятия, суждения, мысли, числа, решения, а также операции, действия, некие изменения и др. Это и их формы, собственные свойства, характеристики, состояния, структуры, отношения и многое др. у всех этих объектов, познанных и непознанных, но изучаемых нами. Конечно, всякий историк неизбежно субъективен. При этом обычно к «историческому»  не относят то, что в истории является физической основой происходящего и постоянно повторяется, вроде восхода Солнца по утрам, фаз Луны, смены времен года, многого другого. О постоянстве такого рода событий повествуется в «Экклезиасте», где такое положение вещей и событий резюмируется  в простой фразе: «Ничто не ново под луной».

 

В литературе популярны сюжеты путешествий во времени, когда нас интересуют события и сюжеты из П. и будущего. Что касается первых, то мы сами ежедневно повторяем множество действий, испытываем массу различных собственных состояний повторно (едим, спим, общаемся и т.п.), совершаем – повторно – множество поступков. Об этом, о возможной цикличности таких сюжетов, мы знаем из опыта и из воспринятых с детства советов родителей и старших, удерживая все это в собственной памяти и привычках. Между тем, на принципе возвращения к П., на его возможной повторяемости основано все наше производство и быт, наука и жизнь. Ведь именно благодаря возобновлению всех условий и характеристик, включая космологические константы, конфигурации светил, Земли, Луны и т.п., неумолимому действию всех законов природы, - нам со-временных, - успешно реализуется наша жизнь. В этом смысле мое и наше «Настоящее» нагружено почти полностью П., прошлым.  Но нагруженность настоящего прошлым не стопроцентная. В нем исчезают некоторые элементы, точнее, их конфигурации, связи и отношения, некоторые условия, возникают новые. Между тем, все ремонтное дело, которому люди посвящают так много внимания, есть по сути непрерывные контрдействия против нарушения прошлых конфигураций элементов и их отношений во всех смыслах. Все серийное производство в индустрии опирается на принцип сохранения и воспроизведения П. и прошлого. Таковы же генерация новых поколений живого, повторяющих по законам наследственности характеристики предковых форм, и наша агрикультура, большинство элементов духовной культуры, и т.д. Данный принцип господствует в эксперименте, в культуре, в образовании и воспитании (См.: Разумовский О.С. – С. 45, 46) .

 

Еще Августин указывал на проблему долговременного и кратковременного. Всеобщую историю общества историки делят на отрезки, отделяемые друг от друга по принципу "«близко-подальше-далеко"» от «теперь», от подлинной современности как точки отсчета. Так, мы найдем здесь и т.н. «доисторические времена» (более  6 тыс. лет назад), изучаемые, к примеру, археологами. О них остались кое-какие материальные свидетельства, вроде костных останков древних антропоидов и людей, следы их жизни и деятельности, примитивные орудия труда (как в «каменном веке», «в эпоху бронзы» и т.п.). Историки выделяют также историю «древнего мира», следы которого бывают как материальные, вроде городов, укреплений, захоронений, предметов жизни и орудий труда, войн, пожаров, так и, главное, письменные свидетельства, а не только мифы и легенды разного рода, часто уцелевшие в безписьменной истории. Историки изучают специально историю Средних веков, историю Нового времени, т.н. «современную историю». Последняя имеет примерно вековую длительность, т.е. ее начало датируется сейчас примерно рубежом XIXXX вв. У всех этих «историй» есть своя специфика. Но при всем при этом, здесь нет резких разграничительных рубежей. Они очень условны, относительны, часто привязаны к особенностям развития тех или иных культур, «цивилизаций» (в культурологическом подходе это обязательно). Историю историки-хронисты неизбежно в состоянии зафиксировать физически только в виде линейных цепочек событий (простого темпорального ряда), имеющих начало и конец, да и сами исторические тексты как повествования тоже таковы же. Конечно, надо различать реальный ход событий, то есть историю изучаемого объекта, от «истории» – изложения, описания хода событий и их причин, создаваемой историками. Вторая история неизбежно субъективна по многом причинам. На субъективность такой истории указывал еще Аристотель.

 

Подлинная и целая история нашего физического мира простирается по современным понятиям космологии и астрофизики от т.н. «Большого взрыва» (Big Bang) к «Сегодня» до черных дыр (см.: С.Хокинг), то есть это ограниченная с обеих сторон цепочка событий и состояний мира и его частей.

 

В современной психологии выделяют совокупность наиболее характерных физических и духовных возможностей человека, определяющих образ его жизни, переживаний, поведения, мышления и т.п., которые считаются врожденными, они суть П. После рождения они получают определенный простор для своего развития в данной среде. Все это обозначают термином «предрасположенность». Если это последнее ведет к определенным выдающимся успехам в жизни, то говорят о «даровании». Ясно, что о последнем можно судить по фактическим успехам (по проявлениям в жизни). В психологии и физиологии высшей нервной деятельности считается, что предрасположенность передается по наследству.

 

Существует немало реальных процессов, вроде периодических, прямых и обратных отношений в сложных системах, т.н. «кольцевой причинности», абстрактных объектов в математике, логике, где П., взятое в его отношении к «не теперь», к настоящему, будущему, к последующему и др. феноменам и понятиям, будет релятивно и соотносимо не только с соответствующими системами отсчета, шкалами, но и отношениями контемпоральности, со-временья.

 

В европейских языках, в понятиях, восходящих к латинским praecendes (идущий впереди) и praecessio (предшествование), мы находим: по-франц.- précéder (предшествовать) и  précédent (предыдущий), по-англ.- precede (предшествовать), preceding, previous (предыдущий). Но лат.  praecessio - в астрономии - привело к появлению специального термина «прецессия», который означает  предварение равноденствий, перемещение точки весеннего равноденствия вследствие медленного поворота в пространстве земной оси, в силу чего Солнце в своем видимом движении ежегодно возвращается в эту точку немного раньше, чем оно завершает полный оборот по эклиптике. В технике – прецессия, это явление перемещения оси вращения волчка вокруг вертикали, если волчок вращается в поле силы тяжести Земли (вообще – в поле центральных сил). Латинское понятие praecedens, породило в русском языке слово «прецедент» - «случай», служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода. Создать прецедент – найти в прошлом сходный случай и узаконить его характер как образец. Нетрудно видеть, что вся этимология латинских в основе понятий о П. в европейских языках, включая русский, укладывается без остатка в то его толкование, которое приведено выше.  

 

Если признавать вечность физического мира, то все в таком мире имеет или имело уже свое П. Установить все предшествующее для каждого объекта в мире – неразрешимая задача. Иначе обстоит дело в мире мыследеятельности и абстрактных объектов, таких как числовые ряды, наборы операций и др. Здесь это все гораздо проще и постижимее.

Литература

Августин Блаженный. Исповедь Блаженного Августина. М., 1914; Аристотель. Сочинения в четырех томах, т.3 [Физика]. – М.. 1981; Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь,  изд. 3-е. М., 1993. – С. 350-51; 354; Мелюхин С.Т. Время // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – С.94; Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени. М., 1977; Он же. Проблема времени в современной науке. М., 1990; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. - С. 600, 604; Косыгин Ю.А. Земля и время. Хабаровск, 1990; Краткий философский словарь. М., 1994; Пространство, время, движение. М., 1971; Разумовский О.С. Время: иллюзия или реальность? (Взгляды К.Гёделя и вслед за ним) // Полигнозис, 1998, № 1. – С. 35-47;  Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассический рационализм // Вопросы философии, 2003, № 8. – С. 5-17; Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964; Федер Е. Фракталы.- М., 1991; Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. М., 1990. О. С. Разумовский. Предшествующее и предшествование как объекты и понятия общего и исторического познания // "Философские науки" (2006, № 10) (PDF-файл, 351 Кб) [размещено 09.02.2007]

О.С.Разумовский