Развитие – философская категория, а также общенаучное и частнонаучное понятие, которые отображают наши представления о закономерных и внутренне взаимосвязанных феноменах активности / пассивности, изменчивости / неподвижности, покое, устойчивости / неустойчивости, - мира и человека, их необратимых изменениях к наилучшему, об их этапах существования и их структуре, прогрессе и эволюции, если они направлены от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему качеству, к оптимальному состоянию. Р. можно считать высшим типом движения, связанным со спецификой субстрата, источником, структурой, формами и направленностью изменений. Это понятие - одно из важнейших в различных философских теориях бытия (онтологии) и гносеологии, в культурологии и социологии, в науках о природе, человеке, обществе, исторических науках и др. Данное понятие - основа идей историзма, перфекционизма и прогрессизма в истории философии и науки. Именно Р. является основным предметом диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах Р. природы, общества и мышления. Анализ Р. резко актуализировался теперь в связи с появлением т.н. «глобальных проблем современности» в виде «Проблемы устойчивого Р. человечества». Понятие Р. часто употребляется просто в смысле перехода от одного состояния к другому, что отличает его от спонтанного формирования чего-то в акте «творения» или формирования его из хаоса.

Поскольку Р. связано с природой его субстрата, то мы можем различить Р. в виде ряда форм и их групп: 1) форм Р. в неорганическом мире, 2) в живой природе, 3) в человеческом обществе и 4) мышления в головах людей. Спорным до сих пор является вопрос о том, является ли Р. универсальным, хотя и неоднородным (многоаспектным, многоплановым, многоэтапным и т.п.) феноменом, процессом, или Р. - это частное явление. На деле, не все развивается и идет к высшему качеству и совершенству. Существуют и одноплоскостные простые сукцессии, настии, тропизмы, процессы вроде дрейфа генов, застой, стагнация, регресс, катастрофы, разрывы Р., скачки разного плана и характера и др. Иногда считают, что вне конкретных систем нет никакого Р. (см.: Алексеев П.В., А.В.Панин., с.522).

Р. – одно из центральных понятий темпорологии. Именно во времени выявляется как само существование феномена Р., его структура, так и направленность Р. (см.: Э.Г.Юдин, с. 561). Это проявляется в единстве и общности схем темпоральности и Р., а именно, в следовании предшествующего – настоящего – будущего (т.н. «стрела времени») или, иначе, вчера – теперь – потом (завтра), на что почему-то исследователи Р. не обращали должного внимания. Фактически, эта схема - общий универсальный инвариантный фрейм, модель которого может быть логически достаточно простой. Конкретная же реальная связь предшествующего, «теперь» и будущего в Р. может быть по форме и по сути как отличной от хода времени, даже не связанной с ним, так и совпадающей. В целом, она бывает простой и сложной, как регулярной и детерминированной жестко и необходимо, «закономерной», так и случайной, вероятностной, может быть эфемерной. Она может быть сильной и слабой, спорадической и постоянной, определенной и неопределенной, стабильной и превращенной, и т.п. Все это давно уже исследовано в философии и в науке. Даже в теориях времени, не признающих настоящее и будущее как реальные состояния, предшествующее – это все-таки такой феномен, о котором мы можем узнать и сказать больше всего, так как всё предшествующее уже состоялось в бытии и, вероятно, зафиксировано в памяти как данных объектов, так и внешних, взаимодействующих с ними. Предшествующее определяет, детерминирует настоящее, настоящее определяет будущее. Несомненно, все это весьма важно для понимания сути характера и направленности Р. любого рода, для предвидения, прогностической деятельности, планирования Р. вообще.

Под эволюцией (от лат. evolutio развертывание), упомянутой выше, в науке часто понимают как постепенное количественное изменение (антипод его – революция), вообще – всякое изменение, так и преобразование, ведущее к чему-то новому. В первом определении понятие эволюции фактически является понятием более широким, чем Р. В современной науке благодаря философии, космологии, синергетике, биологии и др. развилось представление о «глобальном эволюционизме» как универсальном, всеохватывающем феномене. В биологии учение об эволюции – это учение о происхождении жизни естественным путем по законам природы (самоорганизации, особенно) в противовес креационизму. Это - учение о законах Р. организмов, органического мира в целом, о способах управления Р. организмов и биоты вообще. Одним из дискуссионных вопросов остается вопрос о коэволюции систем и объектов разного рода, тесно связанный с проблемой контемпоральности (со-временности). При этом дискуссионным сегодня остается вопрос о соотношении эволюции и адаптивности. Парадигма мышления, которая была обоснована синергетикой, содержит признание фундаментальности адаптации по отношению к эволюции.

Адаптивность впервые была открыта и изучена биологами. Её можно признать проявлением свойства рефлективности, т.е. способности различных объектов материального и идеального происхождения относительно адекватно реагировать на взаимодействия друг с другом и окружающей их средой. В свою очередь, рефлективность есть проявление еще более фундаментального свойства этих объектов – свойства самооактивности, сочетающегося диалектически со свойством пассивности. Многие исследователи рассматривали в качестве главного механизма Р. именно селективность – как избирательное взаимодействие, где происходит чередование проб и ошибок. Цепь таких процессов во времени, по оценке Эшби, выглядит как марковский процесс. В свою очередь, И.Пригожин и И.Стенгерс отмечали, что со своего рода механизмом предбиологической адаптации мы встречаемся в простейших химических системах. Более того, по их мнению, впредь физика может с полным основанием описывать свои структуры как формы адаптации своих систем к внешним условиям. Они говорят, что такое мышление ведет к уничтожению разрыва между прежней парадигмой наук о биокосной природе, с одной стороны, и наук как о живом, так и о человеке, развивавших концепции самоорганизации своих систем и их эволюции, прогрессе во времени. Эволюция – это не только одна из форм активности, но это также форма и инструмент адаптации. Повидимому, эволюция не самоцель, например, биоты, точно также и прогресс общества - как частный случай эволюции – тоже не самоцель. То и другое – средства для достижения наилучшего возможного состояния и качества приспособленности объектов разного рода к наличным и возможным условиям существования. Перед нами реально цикл, идущий во времени и имеющий вид:

адаптация (как данное приспособление к условиям) → изменения не закрепляемыеэволюция (как инструмент, средство для приспособления) → новое состояние, качество (закрепляемое, включающее новую адаптивность).

Фактически в нем воспроизводится известная Гегелевская триада: цель – средство – результат. (см. об этом: Разумовский О.С., с.51).

Понятие прогресса (от лат. progressus – движение вперед, успех) означает примерно то же, что и эволюция. Оно широко применяется в биологии и особенно широко в социальных науках (см.: Кон И.С., с.28-29). В биологии оно обозначает совершенствование организмов или надорганизменных систем в рамках самой эволюции. Первоначально, термином прогресс в биологии обозначали направление эволюции в сторону усложнения. Ч.Дарвин под прогрессом понимал усовершенствование адаптивных возможностей и способностей организмов к жизни в окружающей среде в условиях борьбы за существование, которая может достигаться не только путем усложнения, но и упрощения, как, например, при переходе к паразитизму, сидячему, прикрепленному образу жизни и т.п. А.Н.Северцев предложил различать здесь биологический и морфофизиологический прогресс (ароморфоз) (см.: Завадский К.М., с. 29-30). В целом, утверждать, что эволюция и прогресс являются целью всего живого, включая человеческое общество, означает либо признание наличия в мире некоей управляющей надмировой силы (теизм), либо признание универсальности целеполагания (телеология), что тоже ведет в конечном счете к теизму, но не согласуется с данными естествознания.

Антиподы понятия Р. - деградация, инволюция, регресс, упадок и др. Что же они отображают? Понятие деградации (франц. dégradation < gradus - ступень), как известно, обозначает постепенное ухудшение, вырождение, снижение уровня развитости и т.п. Инволюция (лат. invilutio изгиб, завиток) – упрощение строение какого-либо объекта, например, организма, его частей, органов и т.п. В широком смысле – это антипод именно понятий Р. и эволюции. Регресс (от лат. возвращение назад, движение вспять) – переход от более высоких форм Р. к низшим, движение назад, изменение к худшему (антипод – прогресс). В биологии – это упрощение строения организмов в процессе эволюции вследствие приспособления их к измененным условия жизни. Упадок словари определяют как ослабление деятельности, активности, хотя смысл этого понятия представляется гораздо шире, а, именно, как совпадающий с основными толкованиями всего, что относится к семантике антиподов Р. Существуют и другие понятия, отображающие различные оттенки смыслов этих терминов – антиподов Р. Заметим: во всех случаях речь идет о темпоральных характеристиках происходящего в рамках идеи «стрелы времени» как инварианта, независимо от того, что движение, изменение объектов любого рода, их состояний, самой качественной определенности идет фактически назад. Наша принципиально необратимая логика отсчета событий и состояний не может считать их вспять, например, алгебраически, обозначая идущие вспять события по их качеству со знаком минус. Вероятно, для этого нужна какая-то другая логика.

В целом, основа их всех – объективные феномены изменения объектов самой разной природы, т.е. их движения. В этой связи, теоретически, Р. можно понимать как один из видов изменения, движения, а также активности и самоактивности объектов разного рода, развертывающихся во времени. В философии и науке Р. (по-англ. - development, по-франц. – developpement, по-нем. - Entwicklung) часто понимают именно как эволюцию, как генезис. Это - собственно «развертывание» до тех пор свернутого, выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись прежде, которые уже подготовлены, но не были доступны восприятию. Смысл этого раскрывается в феноменах восхождения от низшего и малозначимого к высшему и полноценному, от одного качества и состояния к другому, лучшему и наилучшему, оптимальному в заданных законами природы, человека и общества условиях, в пределах возможностей и невозможностей, а также ограничений того и другого как в рамках среды, так и внутри самого объекта.

Вместе с тем, Р. есть единство непрерывного и прерывного, скачкообразного, сочетание в Р. линейного и нелинейного. Биология в рамках сальтационизма зафиксировала разрывность Р. своих объектов, а синергетика с более общих позиций описала процессы возникновения неустойчивостей в эволюции объектов любого рода, нелинейности, бифуркации, скачки и т.п. Подчеркнем, что все это происходит в реальности и в реальном времени в пространствах возможного и невозможного, реализуется ради обеспечения максимальной адаптивности и жизнеспособности данного объекта, его устойчивости, эффективности и т.п. При этом кажущаяся целесообразность описываемых феноменов и процессов не что иное как необходимая реализация закономерного, то есть естественной природы как самих объектов, так и среды, о которых идет речь, их свойств и характеристик.

Условием Р. следует считать наличие у объектов разной природы определенной объективной основы, ядра, каркаса. Без наличия его никакого Р. не происходит. Яркий пример этого открытие при изучении генома человека общей и единой части, инвариантной для всех живых организмов. Геном – это совокупность всех генов, носителей наследственной информации, которая содержится в одинарном (гаплоидном) наборе хромосом данной клетки того или другого вида организмов. Фактически, вся изменчивость происходит в рамках существенно небольшой части (миллионов) нуклеотидов генома, общее число которых превосходит 3 млрд. Именно мобильная часть генома подобна узору, который вышивает природа на инвариантной основе - ткани живого, создавая с их помощью свойство наилучшей возможной адаптивности. Закрепленная в ходе приспособительного отбора цепь изменений и образует то, что мы называем эволюцией.

Аналогично, основы физико-химического характера, связанные с наличием электронных каркасов, «остовов» в атомах, обусловили эволюцию химизма в истории нашего вещественно-полевого мира. Точно так же, Р. совокупности всех атомов (см. таблицу Менделеева) в эволюции Вселенной после Большого взрыва, начиная с атома водорода, были обусловлены каркасом из элементарных частиц, порожденных фридмоном, и мировых констант, начиная от зарядовых величин. Оно обеспечивалось также возникшими при этом 4-мя типами физических взаимодействий – электомагнитных, гравитационных, сильных и слабых. В эволюционном плане, историческое появление человека и человечества на Земле – закономерный процесс, в основе которого лежит прежде всего биота. Ведь, это часть глобального адаптациогенеза ради сохранения именно инвариантной части генома всего живого. Тогда, если это осознано человеком, то надо решать задачи и сохранения необходимого разнообразия в рамках всей биоты. Возможно, в этом заключен весь главный смысл существования и Р. человечества на Земле и его экспансии в Космос (см. Разумовский О.С., с. 59).

Религии, древней философии и науке понятие о Р. не было чуждо. О совершенствовании (и деградации) души в ряду последовательных реинкарнаций нам повествует индуизм. Уместно вспомнить Гераклита и его идею, что все существует и не существует, все течет все изменяется, а также идею Анаксагора об устремленности всего к совершенству. Хотя, по оценке Э.Г.Юдина, время в античной философии мыслилось как протекающее циклически и все в мире совершается по раз и навсегда заданной программе. Вопрос о необратимых изменениях тогда не ставился, более важным считался вопрос из чего это все вышло, возникло (проблема «первоначал мира»). Космос понимали идеальным и совершенным, принципиально новые связи, свойства, качества для объектов мира исключались. Лишь с появлением христианства возникает идея о линейном одномерном течении времени, присущем однако лишь только духу. Позднее, Р. опытного естествознания вызвало к жизни идею естественных необратимых, хотя лишь только линейных изменений в истории природы и общества. Современное научное понятие Р. возникло благодаря космологии и особенно биологии в Новое время (примерно с сер. XVIII века), начиная от космогонической гипотезы И.Канта и П.Лапласа, теории катастрофизма Ж.Кювье, а затем также работ Ж.Ламарка, когда он попытался объяснить историю живых существ на Земле. В середине XIX в., благодаря Г.Спенсеру, Ч.Дарвину, Э.Геккелю и др., понятие Р. стало основным принципом биологии, геологии, космологии, а затем также антропологии, психологии (принцип эволюции, дарвинизм), философии истории и культуры (И.Гердер).

Впервые наиболее глубокую разработку основ и принципов Р. в философии дали немецкая классическая философия и особенно, на основе диалектики, Г.Гегель. Его диалектика суть прежде всего диалектика Р. (духа). Источник Р. в ней видится в противоречиях и борьбе, вообще, – во взаимодействии противоположных сторон, полюсов в объектах, а также в превращении накопленных количественных изменений в коренные качественные. Общей формой Р. Гегель считал отрицание отрицания, для которого чистый и абсолютный круговорот немыслим. Здесь, на деле, происходит повторение лишь якобы старого, когда удерживается положительное содержание старого на третьей ступени, как это происходит в логической формуле: тезис – антитезис – синтезис.

В материалистической форме, начиная с 40-х гг. XIX века, особенно под влиянием дарвинизма, эти идеи находят воплощение в диалектическом материализме К.Маркса и Ф.Энгельса (в том числе, в историческом материализме и в диалектике природы). Независимо и одновременно идеи такого понимания Р. возникли в работах И.Дицгена в Германии, а также у русских революционных демократов – В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. Именно с этого момента в истории философии принцип Р. понимается как всеобщий принцип историзма, не только описывающий реальную историю природы и общества, но объясняющий также причинные механизмы трансформации объектов разной природы в новое качество и состояние. Здесь подвергаются критике основные методологические установки «плоского» реформизма. Нельзя не привести в этой связи выдержку из работы «Карл Маркс» В.И.Ленина, поясняющую суть принципа развития, понимаемого диалектически:

«Р., как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), Р., так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - Р. скачкообразное, катастрофическое, революционное; - «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; - внутренние импульсы к Р. даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь в с е х сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о Р.» (см.: В.И.Ленин, с.55).

В целом Р. бывает экстенсивным (в смысле эволюционизма XVIII века), или интенсивным (эпигенез), т.е. таким, когда возникают новые формы и качества. Р. бывает или экзогенным, т.е. вызванным внешними причинами (от греч. exō - снаружи, вне, и genos - род, происхождение) или эндогенным (от греч. endon - внутри и genos – т.е. вызванным внутренними причинами).

Упрощенно, Р. – это поступательное движение и изменение, связанное с появлением нового качества. Перед нами появление новых качеств а, b, c, …, событий, начиная от момента t… , которые можно обозначить просто как верхние индексы 1, 2, 3, … в порядке появления новых качеств в истории объекта. Поскольку каждое новое качество зависит и от исходного качества и от каждого предыдущего (как его функция, функция от функции или функционал) то мы получим тогда такую схему Р.:

a, b1(a), c2[b(a)], d3{c [b(a)]}, …

Разумеется, данная схема не является рассчетной, а всего лишь иллюстративной. Вместе с тем, она с трудом согласуется с утверждениями, что Р. суть чисто качественный процесс, лишенный количественных, а также структурных характеристик. Так, превращение хаоса в порядок и обратно, как об этом говорит синергетика, суть и качественное явление, и структурно-системное, и количественно измеримое, связанное с пространственными конфигурациями и их изменением. Сами же чисто хаотические изменения разного рода нельзя отнести к Р., как к нему нельзя отнести также простое функционирование, механическое движение в пространстве и времени, одноуровневые горизонтальные количественные изменения и переходы, такие, какие происходят в ходе идиоадаптации и др. и изучаемые в биологии, разнообразные циклические процессы, обратимые явления и круговороты.

Вообще, идиоадаптация, или, иначе, алломорфоз – это совершенствование организма путем частных изменений в строении и функциях органов, приспособление к особым условиям существования без повышения уровня организации (в противоположность аллогенезу и арогенезу). Учение о таком изменении в биологии было развито в России Северцевым в нач. ХХ в. Именно, в биологии, в рамках эволюционизма, возникло представление не только об общей эволюции, но и более частных её проявлениях, таких как аллогенез и арогенез (см. об этом Н.Ф.Реймерс, с.26, 44). Так, аллогенез (от греч. allos– чужой, другой и genesis - происхождение ) означает эволюционные преобразования группы организмов, при которых у близких в систематическом отношении видов происходит смена одних частных приспособлений другими, но общий уровень организации остается тем же, как это присходит при переходе к другой среде обитания, например, с водной к наземной и наоборот, при переходе к паразитизму. Арогенез (или ароморфоз, от греч. airō – поднимаю, morphōis – форма, вид), во-первых, любое приспособление общего характера (вроде приспособления к полету, появление теплокровности и др), благодаря которому данный биологический таксон поднимается на принципиально новую, прогрессивную ступень Р.; во-вторых, это крупное морфологическое изменение групп организмов (например, разграничение артериального и венозного потоков крови, появление четырехкамерного сердца, появление вместо волосяного покрова перьев и др).

Подчеркнем, что Р. суть не только необратимое изменение, но и направленное движение, именно, от низшего к высшему, наилучшему для данного объекта при наличии у него определенных свойств и потенций в неких заданных условиях, к прогрессивному переходу, к новому. Последнее происходило в истории Вселенной, начиная от Большого взрыва, в эволюции биокосной материи и органической жизни, в эволюции форм и видов организмов, самих организмов в их приспособлении к условиям среды, в антропогенезе, в социальном прогрессе, в культуре, искусстве, науке и др. (т.н. “Большая история”).

Различают индивидуальное Р. и всеобщее Р. Первое у органических форм имеет единообразный циклический характер: от рождения к расцвету, а от него к закату и смерти. К числу вторых можно отнести Р. природы в целом, галактики, солнечных систем, планет, Солнца по отношению к своей системе, Земли по отношению к ее частям, жизни вообще и земной по отношению к ее компонентам, человечества, типов организмов, видов, организмов по отношению к их частям и др. Но при этом необходимо видеть относительность такого деления, когда индивидуальным в зависимости от точки зрения наблюдателя может стать общее.

В настоящее время в философии и науке существует две противоборствующих точки зрения на универсальность Р. мира (и человека с его мышлением и наукой). Согласно первой из них Р. суть всеобщий феномен, законы которого, если их формальными методами редуцировать - по критериям специфики уровня и интенсивности связей - от высших по развитости систем к простым, кончая механическим движением, то такими законами мы сможем описать любое движение вообще. То есть законы низшего уровня – это частное проявление глобальных законов Р. В этом плане симптоматична упомянутая концепция «Большой истории» (Big History), развитая недавно американским ученым Д.Кристианом, или глобального эволюционизма, которая сейчас приобрела большую известность. В нашей литературе концепции «Большой истории» соответствуют т.н. «универсальный эволюционизм», «универсальная история», «мегаистория» и др. Известно, что в ХХ веке основоположниками идеи глобальной истории были В.И.Вернадский с его концепцией эволюции всего Р нашей планеты к ноосфере, французский палеонтолог и философ П.Тейяр де Шарден с его идеей устремленности мира к «Пункту омега», тоже французский ученый и философ Э.Леруа. К числу работ по универсальной истории можно безусловно отнести работу австрийца Э.Янча «Самоорганизующаяся Вселенная», опубликованную в 80-е гг. ХХ века. Окончательно, концепция «универсальной истории» утвердилась в 1980 – 90-х гг. прошлого века. Известно, что в ее основе достижения эволюционной космологии и астрофизики, физики, химии, геологии, палеонтологии, эволюционной биологии и геологии, социологии и историософии, многочисленных исторических дисциплин, общей теории систем, эволюционики (например, в духе Ю.А.Урманцева), синергетики ХХ века, теории фракталов и др. Всю эту позицию можно кратко обозначить, перефразируя Гераклита: «Все течет, все развивается».

Вторая позиция состоит в том, что Р. характерно только для настоящих систем (а не для сетевых структур, комплексов разного рода, агломераций и хаоса). Она отчетливо сформулирована у нас (например, Алексеевым и Паниным). Однако не понятно, как это могут эволюционировать сетевые и др. структуры, например, популяции организмов и т.п., что на самом деле уже было в ходе видообразования.

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник, изд. 3-е, перер. и дополн. М., 2004; Бородкин В.В. Проблемы отрицания и развитие. М., 1991; Кон И.С. Прогресс. Завадский К.М. Прогресс // Большая советская энциклопедия, т.21. М.,1975; Кедров Б.М. Повторяемость в процессе развития, М., 1961; Краткий философский словарь, изд. 2-е, перер. и дополн./под ред. А.П.Алексеева. М.: «Проспект», 2004; Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.26; Назаретян А.П. Универсальная (Большая) история – учебный курс и поле междисциплинарного сотрудничества // Вопросы философии, 2004, № 4. С. 70-80; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993; Разумовский О.С. Адаптационизм и бихевиористика в контексте проблем эволюционизма…// Полигнозис, 2003, № 2. – С. 44-60; Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М., 1991; Солопов Е.Ф. Движение и развитие. М., 1974; Философский словарь, изд. 22-е, новое перераб./перев. с нем./ Под ред. Г.Шишкоффа. М.: «Республика», 2003. – С.374-75; Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20; Юдин В.Г. Развитие // Философский энциклопедический словарь. М. 1983. – С.561-62; Huxley J.S. Evilution, the Modern Synthesis. L., 1942; Simpson G.G. The Major Features of Evolution. N.Y., 1953.

О.С.Разумовский