Синхрония (по-гречески sin - вместе + chronos - время) - темпорологическое и частнонаучное понятие, которое отображает определенный вид связанности и взаимодействия во времени друг с другом двух и более объектов любого рода, а также их состояний (как гомогенных, так и гетерогенных «по природе»). Проявляется в формах - как минимум – простых парных отношений, таких именно, как одновременность, контемпоральность (от лат. con – «c», «вместе» и время – «tempus»), совпадение, тождество во времени и др. Названные понятия – синонимы С. Последнее понятие отображает также тождество моментов t1 ≡ t2 и интервалов времени t1 – t2 ≡ t1΄ - t2΄, которые принадлежат разным объектам или их элементам. При теоретическом моделировании С. и др. можно представить как стянутые в одну точку интервалы вида (t1 - t2). С этими представлениями тесно связаны другие феномены и понятия, такие как согласованность, сопряженность, ритмичность, гармония и др. С. можно определить также как способность или свойство («синхронность») двух или более объектов и их характеристик существовать в одно и то же время (сосуществовать). При этом понятие синхронизма как свойства означает точное совпадение во времени двух или нескольких явлений или процессов. Синхронический – это объект любого рода, обладающий свойством С.

В целом, С. как понятие отражает определенные стороны их сущности, такие как различные формы существования, положение в пространстве и времени именно в синхроническом срезе и в диахронической развертке. Ведь, диахрония – (от греч. dia – означает «сквозь», «через» + chronos - время) феномен и понятие, обозначающее как наличие каких-то хотя бы двух последовательных событий и состояний в пространстве-времени вообще, а также дление существования объектов и процессов любого рода в интервалах времени между этими событиями и состояниями. В С. отражены также соотношение целого и части, связь дискретности и континуальности, повторяемость свойства синхронности в масштабах диахронии. В С. отражена связанность событий друг с другом в их последовательности в прошлом, настоящем и будущем (т.е. в диахронии). Мы вправе говорить о С. в прошлом, о С. в настоящем и о С. в будущем. В С. выражены также определенность и неопределенность интервалов времени и их границ в рамках существования самой С. В свою очередь, посредством феномена и понятия диахронии С. тесно связана с феноменом и понятиями ритма и ритмики вообще, с периодичностью, фазами как состояниями и др. В феномене и понятии С. мы видим цельность, единство существования и сосуществования различных объектов, а в диахронии - определенную прерывность. В С. фиксируется наличие меры их цельности, последовательность событий и состояний на оси времени, а также «особость» и выделение этих феноменов в разворачивании явлений, событий и т.п. объектов и процессов в историческом ракурсе, в диахронии и т.п. Прямой антипод С. – асинхронность («а» по-греч. частица для обозначения отрицания, + chronos – время ).

В целом, С., как таковую можно найти или создать только тогда, если она объективно обусловлена природой объектов, процессов и состояний, их простотой и сложностью, масштабами пространства и времени, внешними и внутренними условиями и характеристиками. В рамках данной С. можно найти или создать другие С.: основные и побочные, главные и неглавные, ведущие и ведомые, необходимые и случайные и т.д. В принципе, основной процесс данного объекта, выстроенный в познании как модель реального процесса, может содержать как основные, так и побочные синхронии. В аспектах чисто хронального анализа, описание С. – это всего лишь первый, начальный шаг на пути раскрытия диахронии в формах С. Объективно, феномен С. присущ как внешней стороне, облику объектов и процессов, так и их внутреннему содержанию, их существованию, жизнедеятельности и активности. Вообще, С.– это характеристика существования, статики и изменчивости бытия объектов, их собственного времени существования, а также их локальности (конечности, не бесконечности). Статика (как С.) и динамика (как диахрония) выступают всегда как дополнительные стороны их существования.

Феномен (и понятие) С. играет большую роль в понимании процессов, происходящих во вселенной, в мезо- и микромире, в историческом развитии вообще. Понятие С. важно также для понимания эволюции и прогресса, развития человека и мышления, языка, культуры, общества и цивилизаций, экономики и управлении вообще, включая военное дело. Без него трудно себе представить психологический эффект, действие на человека разных произведений, видов и жанров искусства, например, хореографии (групповые танцы, синхронное плавание и т.п.), хорового пения, дуэта, трио, квартета и т.п., музыки, особенно оркестровой, и др. Фундаментальна роль С. в проектировании, конструировании и эксплуатации технических устройств разного рода, в технологиях, научном эксперименте и т.д.

Исторически, основу синхронического и статического понимания мира и существования его объектов создали и представления знаменитого философа античности Парменида (ок. 540 г. – 470 г. до н.э.) о неподвижности бытия, и критика динамизма в знаменитых апориях движения Зенона («Ахиллес и черепаха», «Стрела», 490 г. – 430 г. до н. э.), а также идей формальной логики еще более знаменитого Аристотеля (384 г. – 322 г. до н.э.). Ведь, в ней, любое истинное суждение принципиально связано с онтологической неподвижностью отношений объектов, так, что если все люди смертны, а Сократ – человек, то далее, он непременно умрет, так как он тоже человек. Фактически, - все это связано с принципиальным синхронизмом данных отношений. Описанная ситуация в предельном случае должно реализоваться мгновенно, незамедлительно, хотя, на деле, все ее элементы имеют реальное дление во времени. Гораздо позднее, во времена возникновения позитивизма и марксизма понимание неподвижности бытия было, хотя и с разных позиций, квалифицировано ими в почти бранном смысле термином «матафизика» - как спекулятивная по методу антинаука (в позитивизме) и антидиалектика (в марксизме). Диалектическая логика Г.Гегеля (1770 - 1831) и К.Маркса (1818 - 1883), в которой главенствуют идеи изменчивости, противоречивости и диахронности бытия и мышления выступила как антипод логики Аристотеля.

Понятие С. (вместе с понятием диахронии) было введено в науку швейцарским языковедом Ф. де Соссюром (1857 – 1913). Подобно диахронии, С. трактуется здесь как исключительно лингвистическое понятие, где оно получило далее развитие как особый метод или методологический подход в анализе языка, противопоставляемый автором диахронии как методу лингвистики. По мнению де Соссюра, предметом диахронической лингвистики являются соотношения, связывающие элементы языка в порядке исторической последовательности, С. же связывает эти элементы в один и тот же период времени. Диахрония здесь выявляется благодаря описанию С. в форме упорядоченной системы правил. Их порядок соответствует диахронической последовательности преобразований языка. Диахроническая информация возникает за счет (и на базе) сравнения того, что зафиксировано на синхроническом срезе. Диахроническая лингвистика поэтому часто отождествляется со сравнительно-историческим методом. При этом сам сравнительно-исторический подход и анализ, по происхождению более ранний в лингвистике, чем диахрония, сам, определенно нуждается в С., и к ней прибегали с самого начала. Вместе с тем, в соответствии с точкой зрения лингвистов, критиков де Соссюра и в противовес его позиции, диахрония не исключает понятия системы, а С. вовсе не исключает из теории языка понятие эволюции. Диахрония и С. вместе, образуют две последовательные фазы диахронного по форме и структуре анализа языка - как элементов общего подхода. Большинство современных языковедов разделяют это мнение. Такой подход позднее получил развитие в культурологической антропологии и в других науках о человеке (см.: Вяч. И. Иванов. Синхрония …, с. 439).

Онтологическая основа С. – дискретность / непрерывность строения, универсальная активность / устойчивость и связность мира, его объектов, их рефлективность, изменчивость и стабильность отношений, реляционность вообще. Нерасчлененный на части и бессвязный мир не смог бы синхронизироваться. Но сама рефлексия С., её наличия или отсутствия может быть результатом абстракции; иначе говоря, С. как понятие – результат рефлексии человеком реальных свойств. структуры и характера отношений, положений, размещения объектов разного рода и их состояний. Она и следствие, продукт познавательных возможностей, способностей и действий человека. В ней - отражение иерархичности объектов, соотносимое с результатами наблюдений и измерений, определенными положениями в пространстве или системам отсчета, условно принятыми нами за неподвижные и т.п..

В связи с физической ограниченностью скорости передачи взаимодействий и сигналов в пространстве (с = const, где с = 3 ∙108 м/сек), в связи с величиной и масштабами изотропного в идеале пространства, а также расстояний между взаимодействующими объектами, в целостном, на первый взгляд, феномене С. допустимо выделение двух его форм – «сигнальной» (условно) и «реальной». Под сигналом (от лат. signum - знак) здесь понимаются обычно световые вспышки и их последовательности, звуки, а также их организованные ритмические и неритмичные последовательности, зрительные образы, рисунки, гримасы и жесты, графемы разного рода, включая письменность, конфигурации объектов и их формы, цвета, запахи и др.

Первая из форм существует в рамках больших масштабов, и связана она не с непосредственным (например, силовым действием, теплопередачей и т.п.) взаимодействием объекта с объектом, а данного объекта с сигналом (световым или другим), полученного от отдаленного объекта. Здесь для описания С. можно использовать ряды событий Дж.Мак-Таггарта (1866 - 1925) , развитые далее О.С.Разумовским (см.: Разумовский О.С. Время: иллюзия или реальность …). Взаимодействие тогда можно представить себе (и смоделировать) как синхронную связь сигнального отображения в рефлектирующем объекте с процессами (и объектами), далекими по времени и величине расстояния до них в форме рядов событий. В логической форме эти события представляются как простые линейные цепочки. Реальные направления и скорости движения отдаленного объекта, которые исследует, например, релятивистская кинематика теории относительности А.Эйнштейна (1879 - 1955), при таком рассмотрении фактически не играют никакой роли. В ней, как известно, существует парадокс близнецов, связанный с введением в рассмотрение такого идеального объекта, как синхронизированные часы. Формой проявления подобной сигнальной связи будет информационное взаимодействие, обусловленное природой самих объектов, например, наличием структур, оценивающих характер, смысл и значение сигнала (и взаимодействия вообще) на больших, средних и малых расстояниях.

Вторая форма реализуется на малых и сверхмалых расстояниях (в микромасштабах) в форме «реальной» С. Вместе с тем, сам феномен (и понятие) С. тесно связано с дополняющим его феноменом и понятием диахронии. Большая часть утверждений о С. и диахронии, к которой тоже относятся приведенные только что рассуждения, будут верны. Мы оперируем при этом в наших суждениях о состоянии объекта так, как если бы перед нами были бы реальные С. (и диахрония). Но при этом, в необходимых случаях, надо помнить о сигнальной / несигнальной природе данного взаимодействия и вводить поправки, определяемые величиной и значениями масштабов пространства, а также скорости передачи взаимодействий.

Обратим внимание на то, что связь С. и диахронии, особенно выпукло представленная в лингвистике, акцент делает не на одномоментности совпадения чего-то (а, именно - феноменов языка) во времени, но упор сделан на совпадении достаточно длительных интервалов, отрезков времени существования (сосуществования) этих феноменов. (см. Иванов Вяч. В. Синхрония // Большая советская …, с.438-39), хотя на самом деле это не исключительно языковое явление и свойство.

Понятия, раскрывающие дополнительно смысл С. во многих случаях - это синхронизация, синхронический, синхронизм, и др. Их определяют так: синхронизация – (1) это приведение двух или нескольких периодических изменяющихся явлений к точному взаимному соответствию периодов их протекания, при условии совпадения времени начала и конца этих периодов (в технике, например). Синхронизация - (2) это также подгонка, приведение двух как минимум объектов в состояние, когда их важные для каких целей и решения задач параметры совпадают в конце-концов по времени возникновения и существования как в один и тот же момент, так и в рамках интервала и длительности существования, а также по моментам их начала и окончания. Так, мы выражаем просьбу или требование в целях успеха какой-то операции, действий: «Давайте, хорошенько сверим часы!». В теории относительности идеальная по природе, модельная синхронизация часов в разных системах отсчета играет фундаментальную роль в понимании, например, парадокса близнецов. Естественно, что С., например, сигнала, полученного нами от удаленного от нас на большое расстояние космического объекта и непосредственно от вспышки или излучения от него электромагнитного по природе кванта света, весьма относительна и условна. Мы сможем достичь точного описания С. лишь путем специальных расчетов и вычислений. Но такая С. была бы доступна и возможна везде и всюду, если бы в мире существовала возможность передачи взаимодействий с бесконечно большой скоростью. Однако это справедливо лишь для происходящих на небольшом удалении мгновенных процессов, но С. длящихся во времени отдаленных явлений и процессов совершенно осуществима, если в качестве меры сосуществования во времени выбрать не моменты, а периоды или интервалы их существования. Так, существование Солнца и планеты Земля синхронно лишь по времени их сосуществования именно в интервале жизни самой Земли. Начало существования Солнца наблюдатели на Земле не фиксировали, так как их просто не было. То же произойдет с концом существования Солнца. Состояние Солнца точно в данный момент мы не наблюдаем, поскольку скорость света в вакууме ограничена величиной 300 000 км. в сек. Мы видим лишь некое прошлое Солнца, которое было 498 сек. или 8 минут и 18 сек. назад (см.: Полный энциклопедический …, с. 50, 52). Это нетрудно представить схематически.

Пусть CTDMN – стрела времени, связанная с жизнью Земли и наблюдателем на ней. Здесь, условно, АВ – проекция времени существования некоей отдаленной звезды на нашу стрелу времени, вынесенная на отдельную, собственную ось. CD – время жизни Земли. Границы меры их сосуществования, контемпоральности - при условии мгновенности передачи сигнала из A и из F -определены именно этими точками A и F. Если время движения сигнала из A и F больше времени стягивания периода CD жизни Земли к точке D, то звезда на Земле не будет видна никогда. В свою очередь, в пункты M и N – границ меры существования многих и многих объектов никакие сигналы вообще не поступят, если даже они переданы мгновенно, но они поступят на такой объект как CD, когда после гибели АВ электромагнитный сигнал успеет дойти хотя бы до точки D. И т.д.

Рис. 1

Со всем сказанным непосредственно связаны вопросы путешествий человека в прошлое и в будущее. Они давно уже разрабатываются в научной и околонаучной литературе и в фантастике. Но из предыдущего должно быть ясно, что мы смогли бы совершить физически путешествие в прошлое, если смогли бы совершить путешествие с поверхности нашей Земли в Космос со скоростью, превышающей хотя бы на немного скорость передачи сигналов, равную скорости света. Там где-то мы бы увидели те сигналы и информацию о прошлом, которые при обычной скорости пришли бы позже. Правда, далеко удаляться не надо бы: ведь тогда нам не удалось бы разглядеть детали происходящего когда-то. В свою очередь, мы смогли бы заглянуть в будущее, если бы удалились с поверхности Земли замедленно. Но зачем бы делать это, если нам удалось жить бы очень медленно или вообще не умирать. Может быть, на это сориентирована древняя восточная мудрость «Спеши медленно!» или афоризм Козьмы Пруткова «Не суетись!».

Последние опубликованные данные из области физики высоких энергий говорят, что возможно убыстрять и замедлять свет. Но как реализовать это все технически для человека путешествующего и любознательного, пока совершенно не ясно. Может быть, это левитация, если она технически возможна? А может быть, это техническая передача на расстояние мысли и считывающих устройств, которые потом бы быстро передали нам добытую информацию в свернутом виде на Землю? Может быть, для этого вообще не надо было бы покидать Землю и проделывать все эти приключения человека и его разума непосредственно на ней? Пока что, больше вопросов, чем ответов!

Наиболее оформленной теоретически частью представлений о С. является теория синхронизации динамических систем в кинематике, прежде всего в её разделах – в теориях колебаний и автоколебаний. В них она тесно связана с явлениями (и понятиями) резонанса. Асинхронность и синхронизация как объективно и теоретически, так и практически происходят и реализуются по частотам и фазам колебаний, при этом частоты двух и более связанных автоколебательных систем должны быть равны или кратны друг другу. В двух связанных колебательных системах С. возможна после возникновения резонанса в форме возбуждения колебаний, качаний, их частот в ранее покоящейся системе, а также соответствующих им фаз и амплитуд, совпадающих с параметрами исходной колеблющейся системы. В этой связи различают частотную и фазовую синхронизацию. В электрических системах они могут реализоваться путем подстройки и подгонки параметров колебаний (например, в электросвязи) - за счет специальной регулировки, автоподстройки, взаимодействия связанных систем или внешнего воздействия. В синхронных электрических машинах и двигателях, синхронизация достигается в режиме совпадения параметров колебаний магнитных полей ротора и статора, а также при неизменных значениях сдвига фаз или их кратности. Синхронизация специально осуществляется также в сложных экспериментальных устройствах, применяемых в физике высоких энергий. Среди них такие, как циклотрон, синхротрон, синхрофазотрон и др.

Прилагательное «синхронный», – значит, происходящий в одно и то же время. Например, «синхронный» двигатель - это любой двигатель, применяющийся тогда, когда требуется точно выдержать скорость вращения; а «синхронный» электродвигатель – это двигатель переменного тока, имеющий число оборотов, кратное частоте питающего переменного тока, не зависящее от нагрузки; «синхронный» компенсатор – двигатель, применяемый в электрической сети для улучшения коэффициента мощности установки, и др. В технике и в науке используются также такие приборы и устройства как синхронизатор, синхроноскоп и синхротрон. Первый из них входит в конструкцию коробки передач автомобиля, и позволяет предварительно уравнивать угловые скорости ведомого вала коробки передач и зубчатых колес, связанных с ведущим валом благодаря трению между деталями коробки, вводимыми в зацепление. Второй из них служит для создания С. - обеспечения равенства напряжений и частот в электрических устройствах, в частности, для обеспечения совпадения напряжений и С. в электрических машинах, включаемых на параллельную работу (см.: Большой словарь …, с. 391-92). Синхротрон (окончание «–трон» означает синхронизацию движения электрона по орбите) – физический прибор, циклический резонансный ускоритель, который служит для увеличения с помощью управляющего орбитальным движением магнитного поля скорости заряженных микрочастиц, например, электронов, до очень больших значений в целях изучения превращений и взаимодействий ядер атомов и элементарных частиц. Существует прилагательное синхротронный, например, в понятии «синхротронное излучение». Его обозначают также, имея в виду внутреннюю природу имеющейся здесь С., как магнитотормозное излучение. Это излучение электромагнитных волн заряженными частицами, движущимися с релятивистскими скоростями в однородном магнитном поле. Его происхождение связано с ускорением, возникающим при движении частиц по искривленным траекториям, в синхротроне (см.: Сыроватский С.И. Синхротронное излучение // Физический энциклопедич. … с. 688).

К понятию С. очень близко по смыслу понятие синфазности, т.е. совпадения фаз во времени. В справочных изданиях общего характера указывается, что фаза – это определенный момент, отдельная стадия, период в ходе развития и изменения чего-то (например, положения планеты, Луны, формы или состояния вещества, периодического явления, общественного процесса и т.п.). Фаза - это также само положение, а также форма развития какого-то объекта в данный момент (см.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь…, с. 878). Конечно, синфазность, как понятие, отображает феномены С. исключительно периодических или, вообще, разнородных по своему состоянию во времени каких-то двух как минимум фаз. Соответствующее устройство, создающее такие эффекты при взаимодействии тяжелых заряженных частиц (протонов, ионов) с управляющим магнитным полем называется синхрофазотроном (Бурштейн Э.Л. Ускорители // Физический энциклопедич…, с. 791 - 96).

В методологии науки и в самих научных теориях существуют дискуссионные проблемы соотношения диахронии и С., диахронии и асинхронии, динамики и статики вообще. Они обсуждаются в рамках философии как науки, её очень общих проблем теории бытия и познания, более частных - соотношения объекта и предмета истории вообще. Абсолютизация и преувеличение роли С. и диахронии реально вылилось в противостояние абсолютного динамизма (у Гераклита – «Все течет, все изменяется) и статики бытия в духе Парменида и логики Аристотеля в духе формулы «Или – или, третьего не дано». Идея, «как то, так и другое» в контексте условий и задач анализа различных вопросов ведет объективно к «золотой середине» внутри этих форм полярности посредством или дополнительности или преодоления противоречий между С. и диахронии, статикой и динамикой. Они разрешают в конце концов эффективно эту коллизию – как в бытии, так и в познании.

Литература

Блехман И.И. Синхронизация динамических систем. М.. 1971; Большой словарь иностранных слов в русском языке. М.: ЮНВЕС, 1998, с. 591-92; Иванов Вяч. В. Синхрония // Большая советская энциклопедия, т. 23. М., 1976, с.438-39); Крюков В.В. Диалектическое мышление с позиций диахронического анализа. Новосибирск, 1994; Кубрякова Е.Н. Синхрония // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990, с.451 - 52; Косариу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике, вып. 3. М., 1963; Ласточкин Б.А. О диалектическом объекте и модальной онтологии // Диалектическое противоречие. М., 1979; Леонтьев А.А. Диахрония // Большая советская энциклопедия. М. 1973, т.8, с.243; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ», 1993, с. 743; Полетаев И.А. Сигнал. М., 1958; Полный энциклопедический справочник. М., 2004; Принцип историзма в познании социальных явлений. М., 1973; Разумовский О.С. Время: иллюзия или реальность (К.Гёдель и вслед за ним) // Полигнозис, 1998, №1, с.35 – 47; Разумовский О.С. Мир как часы // Самоорганизация в природе, вып. 2. Вопросы самоорганизации в природе и обществе в 2-х тт., т.1. Томск: изд-во ТГУ, 1998, с. 19 – 22; Соссюр Ф., де. Курс общей лингвистики. М., 1933; Физический энциклопедический словарь. М., 1983, с. 687 – 88.

О.С.Разумовский