Событие - феномен и понятие обыденного сознания, а также специальное понятие истории, демографии, социологии, психологии, экономической теории, статистики. Его роль весьма велика, например, в теории вероятностей и теории относительности, в астрофизике, физике и механике, особенно в статистической, в геологии с её геохронологией, в палеонтологии, палеоботанике и истории жизни, в экологии, в других отраслях естествознания. С. – одно из важнейших понятий теорий времени, один из важнейших объектов и значительной части предмета темпорологии. Природу С. определяет хрональное отношение (от греч. chronos - время). Наш календарь не что иное, как сводка различных С., размещенных нами в линейный ряд и образующих «ось времени». Жизнь как феномен природы, социум, существование индивида и состояние психики людей образуются из многих С., их цепочки и многообразия. Но одновременно во всем мире возникают во множестве другие, - новые С. Заметим, что понятие времени имеет очень широкий смысл. Иногда оно употребляется иносказательно, как в пословицах и поговорках: «Время не терпит» или «Делу время, потехе час» и др. (см.: Русские народные…, с. 203-08). В целом, его смысл можно обрисовать при помощи ряда понятий, таких как дление, существование, момент времени, процесс, флуктуация, скорость и ускорение, период, фаза, пауза и др. Но представить себе время без понятия С. невозможно. Математик, ак. А.Д.Александров писал: «Всякое явление, всякий процесс представляется нам как некоторая связная совокупность С. С этой точки зрения весь мир рассматривается как множество С.» (см.:.Александров А.Д. О философском значении теории …, с.133).

Само С., если его описывать с ноумено-феноменологической точки зрения на природу времени, не только некий реальный феномен. Это также и определяемая в номологии (т.е. в законах), а также в основных понятиях времени (темпорологическая) форма отношения и рефлексии данного объекта к определенному объективному изменению и реагирование на состояние другого объекта, с которым у него имеется взаимодействие. Рефлексия как отображение чего-то конкретного (т.е. объекта, явления, состояния, изменения вообще и т.п.) именно как С. может быть разного характера: она может быть полной или неполной, верной или ошибочной, точной или неточной, приблизительной, односторонней или обоюдной и многосторонней. Она может быть однократной или многократной, измеримой и нет, и т.п. С. различают, например, по происхождению и по природе, по времени существования и последовательности, по форме и характеру, по частоте появления и регулярности / хаотичности, а также по значению для последующего, влиянию вообще, и др. Вместе с тем, рефлексии может и не быть вовсе. Голландская пословица гласит: «Глупец о времени не помнит», а русская, аналогично, – «Дурак времени не знает». В целом, она, эта рефлексия, должна соответствовать природе воспринимаемого явления, объекта вообще, самой природе воспринимающего объекта – как субъекта восприятия, а также многообразным условиям. У человека она может быть как стихийной по форме, так и специально организованной, технически обеспеченной, или нет. Она бывает целенаправленной, бесцельной, оценочной, условной, даже просто игровой, искусственной, ложной, сфантазированной и т.п. Одно и того же С. даже у одного человека воспринимается в разных условиях и ситуациях по-разному. Это связано с различением С. на заурядные и экстраординарные, на хорошие и плохие, опасные и безопасные, на нужные, полезные и незначащие и т.п. Но, к примеру, поездка в метро для кого-то была чем-то самым необычным С. в жизни, а потом он, живя в городе с метрополите-ном проделывая такие поездки ежедневно, не находит в этом ничего особенного. Все это указывает на относительность подобных делений.

Основные элементы всей картины рефлексии в живой природе и у человека имеются в природных алгоритмах и программах. Предпосылки такой рефлексии, а главное, - её действие не только заложены в самой природе всех объектов природы, начиная с элементарных частиц, кончая обществом, но и конкретно проявляются в виде определенных реакций и взаимодействий. Это и есть один из самых главных факторов появления С. вообще. У всех высших организмов и у человека они развиваются дальше благодаря их психике в формах приобретенных в рамках культуры привычек и навыков и т.п. Конечно, они возникают на базе памяти при наличии групповой организации жизни у высших живых организмов, - благодаря приобретенному здесь опыту, тренировкам, научению и т.п. Что же происходит (с точки зрения гносеологии), когда мы фиксируем С.? Данный объект-субъект отношения (например, человек), способный к рефлексии и реагированию на внешнее воздействие, запечатлевает в себе благодаря памяти то, что мы называем С., - как некое изменение вне себя, в «среде», а также какое-то изменение в самом себе. Все это возможно лишь в пределах данных условий и его, человека, собственных возможностей, в границах собственных способностей к отображению и реагированию на вызванные изменения, происходящими именно в том, в другом объекте, хотя этим другим объектом может быть и элемент, часть его самого или он сам в целом (в случае самосознания и самоощущения). Говоря философски, - это всегда отношение к своему иному, - как к чему-то особенному. А это и есть взаимодействие. Вместе с тем, фиксирование в любой рефлексии, а также в человеческом познании ряда однородных и монотонных явлений никоим образом не позволит выделить, оценить что-то по своей значимости и актуальности как «С.». Не случайно, поэтому, в науке С. - это всегда темпоральная форма отношения некоего «наблюдателя» к состоянию какого-то объекта, с которым он взаимодействует.

Как показывает практика, в различных предсказаниях, планах, предположениях, гипотезах, в решении задач предвидения будущего, которые строят люди на разных уровнях осознания себя и общества, наибольшая полнота охвата оснований прогноза С. возможна лишь для настоящег. Но она всегда строится на основании знания прошлых С. Уже занимаясь простым расследованием того, что было (как это происходит в юридической практике и в историческом анализе, или при установлении детерминирующих факторов, которые влияют на последующее в научном анализе и технике, просто в практике и т.п.), - всюду здесь, за счет рефлексии, - мы производим четкую сортировку информации о С. по их свойствам и значению. В этих целях в практике и в науке создаются различные классификации С.

Первоначальные сведения о сущности и семантике слова С. в ключе сказанного дает нам филоло-гия – как наука о человеческой рефлексии явлений с помощью языковых средств. К примеру, понятие С. по-русски, – по смыслу, можно понять как «со-бытие», как некое «со-существование» и «со-стояние» чего-то с чем-то. Вместе с тем, в русском языке слово С. часто обозначает (1) просто то, что было и происходит сейчас, как некий «факт» или некое «происшествие», но может быть это и (2) нечто особое, чрезвычайное, «неординарное», что-то из ряда вон выходящее. Это также нередко то, что уже (3) произошло, что действительно состоялось, но, чаще слово С. – это особое, значительное, состояние объектов любого рода. Мы постоянно говорим и пишем об исторических С., о чем-то неожиданном (случайном) С., о международных С., толкуем о С. своей личной жизни, и т.п. (см.: Ожегов С.И. и Н.Ю.Шведова. Событие // Толковый словарь …, с. 766). Но это может быть и (4) гипотетическое описание будущего С. Между тем, по нашим человеческим меркам, личная, индивидуальная жизнь обычного, практически любого человека сводится к простой череде её главных, основных С. жизни («вех») по схеме:

Родился(ась) - Выучился (ась) - Женился (вышла замуж) – Народил(а) детей - Умер(ла).

Конечно, в зависимости, например, от исторического времени, от принадлежности к определенной культуре, нации и народности, социуму (и места в нем), приверженности какой-то религии, в связи с особым обстоятельствам личной судьбы, могут быть и другие какие-то элементы в такой «типовой» схеме. Но, в целом, перед нами череда каких-то не рядовых С., а С. «знаковых» или «значимых». Но, вот, А.М. Горький в свое время (в 1895 г.), подметив монотонность С. обычной жизни человека, опубликовал стихотворение на эту тему (которое вошло позже, в 1906 г., в его известную «Легенду о Марко»), легенду, оценивающую жизнь такого заурядного «среднего» человека:

А вы на земле проживете,
Как черви слепые живут:
Ни сказок про вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют
(см.: Ашукин Н.С., М.Г.Ашукина. Крылатые слова …, с.11).

Семантика слова С. может быть уточнена при помощи обращения и к другим языкам. По-французски, С. – eventement. Но интереснее факт, что к числу синонимов слова event – С. в английском языке (слова, видимо, заимствованного из французского) относят и понятие «важное явление», вообще также, и слова «случайное» и «мероприятие». С. в английском в специальном смысле означает соревнование (в спорте), номер в программе состязаний и вид спорта, это также эпизод в фильме, такт у двигателя (в технике), это и ядерное превращение (в физике). Выражение «course of human events» – это ход развития человечества, и др. Слово eventful означает полный С., ими наполненный, а также чреватый опасными последствиями; а eventless – бедный С. и т.п. По-немецки, С.(происшествие тоже) - das Ereignis, а глагол ereignen sich означает происходить, случаться. Между тем, глагол eignen переводится как «подходящий», «пригодный», т.е. он имеет положительный смысл (см.: Немецко-русский …, SS. 180-01).

В целом, полисемия, многозначность, неопределенность и субъективно-ценностная сторона самого смысла слова С. приводит на практике к массе неудобств и ошибок при общении разноязычных по природе людей: как в самой практической жизни, так и в науке и технике, в экономике и в политике, в том числе при переводе с языка на язык.

Исторически понятие С. как научное стало легитимным сначала в математической теории вероятно-стей в XVII в. В дальнейшем мы найдем уже гораздо более многообразный, дифференцированный и определенный подход к пониманию С. во всей науке. Он стал характерен для различных теорий, прежде всего в неклассической физике, например, в статистической физике и механике, в теории относительности и квантовой теории, в современной теории вероятностей в математике, а также в многочисленных приложениях этой последней теории. Среди них, например, теории операций, управления и принятия решений, экономическая теория, конкретная социология, демография и статистика, экология и др. Если взять понятие С. как специальное понятие сетевого планирования и управления, то можно наглядно увидеть: здесь четко различают начальное (исходное) С. и конечное (завершающее) С. Они как бы обрамляют весь задаваемый процесс и действия, а также промежуточные С. При этом конечное С. может быть началом нового цикла действий, оно может быть или целевым или непредвидимым. Поэтому, среди них различаются, во-первых, «случайное С.» (по англ. - random event, change event) и, во-вторых, «регулярное С.» - как постоянное и предсказуемое (regular event). Первое из них в разных обстоятельствах обозначают разными терминами. Ими могут быть, например, исход, случай, результат эксперимента (статистического по описанию), выборочная точка. Это также элементарное событие, значение случайности, случайная величина, значение переменной и т.п. и т.д. В основном, объективно, случайное С. - это С., которое могло произойти, а могло и не произойти. Оно происходит лишь с определенной долей нечеткости, многозначности, неопределенности, относительности, беспорядка (иначе - стохастичности, хаотичности) и вероятности (см. также: Лопатников Л.И. Случайная величина. Случайное событие. Случайный процесс. Событие и др. // Экономико-математический …, c.326-27). С. здесь всюду понимаются как дискретный ряд, а не сплошной континуум состояний и феноменов.

Второе представление о С. – антипод первого, и оно по смыслу ближе к обыденному представлению, а также к основным принципам и идеям классического естествознания, включающих форму лапласовского детерминизма, идеи закономерности, устойчивости, жесткости связей, упорядоченности, определенности и однозначности связи данного С. с предшествующими состояниями и условиями, а также предсказуемость. У экономистов в таком случае говорят о стационарном процессе.

Целевых С. в рамках большой и многоходовой, разветвленной операции может быть не одно, а много. Они образуют часто не только последовательные, а и параллельные ряды дискретных С. Все их можно распределять по времени при посредстве календаря и сетевого графика, выстраивая т.н. «деревья целей». Эти последние широко используют далеко за рамками экономической деятельности. Они широко представлены, начиная от простого житейского планирования жизни (экономисты говорят: «все нормальные люди планируют»), задач тактики поведения «на сейчас» до создания сложнейших управленческих иерархических по структуре схем и графиков размещения предполагаемых С., от подготовки плана на сегодня до долгосрочных планов и стратегий ведения операций разного рода, уровня, масштаба и назначения и т.п.

Заметим, что случайные С. - как предмет теории вероятностей – в истории науки занимают особое место. Их описание и анализ требует особых забот ученых. Исторически, как это ни парадоксально, первую специальную работу - «Аналитическая теория вероятностей» (1812 г.) - впервые опубликовал автор формулировки жесткого однозначного детерминизма знаменитый французский астроном, математик и механик П.Лаплас (1749-1827). Но еще раньше вопросами вероятности занимался во Франции Б.Паскаль (1623-1662), законами больших чисел занимался в работе «Искусство предположений» (1713) выходец из Голландии Я.Бернулли (1654-1705). Лаплас построил свою теорию, исходя из результатов математического вероятностного подхода к С., происходящих в азартных играх, например, при бросании монеты, игре в кости, в некоторых карточных играх. Впоследствии, этими вопросами занимались многие выдающиеся математики. На рубеже XIX - ХХ вв. необходимость точности толкования феномена С., его смысла и значения были осознаны ранее всего в физике. В статистической физике на этот путь встали прежде всего в США Дж. Гиббс (1839-1903) и в Австрии Л.Больцман (1844-1906). По оценке основателя кибернетики Н.Винера, революция в физике фактически началась не с теории относительности и квантовой механики, а с появления в ней вероятностных идей. В ХХ в. был развит знаменитый метод Монте-Карло – численный метод, использующий моделирование случайных величин и построение оценок для этих искомых величин. При этом исследуются не только случайные С., но и случайные процессы, например, «марковские», а также стационарные процессы. Вместо единственного параметра времени t здесь может использоваться также некоторое произвольное независимое случайное переменное, обозначаемое математиками как «случайная функция». Более того, возникает новый объект - некое «случайное поле». Последнее - обобщающая математическая абстракция или модель изменчивости и непредсказуемости С. (см.: Прохоров Ю.В., Севостьянов Б.А. Вероятностей теория // Математический энциклопедический …, с. 113-17).

Вместе с тем, в 1907-08 гг. немецкий математик Г.Минковский (H.Minkjwski, 1864-1909) в своих работах предложил ввести обобщенное толкование самого понятия С. как элемента некоего четырехмерно-го пространства, объединяющего физическое трехмерное пространство и время в единое целое – «пространство событий», в континуум. Именно он подсказал А.Эйнштейну, что физический смысл его теории относительности по настоящему будет понятен, если ввести такое обобщенное и формализованное представление о мире, в котором разыгрываются всевозможные С., начиная с физических С. Сейчас это пространство называют пространством Минковского. Оба ученые, как это видно, стояли на позициях фундаментальности физических взаимодействий. В итоге, С. стало одним из основных понятий теории относительности. С. здесь - это обозначение чего-то произошедшего в данной точке пространства и в данное мгновение времени, аналогичное точке в геометрии (это как выстрел, как мгновенная вспышка точечной лампы, как распад элементарной частицы и т.п.). (см.: Александров А.Д. О философском содержании …, с. 133; Кобзарев И.Ю. Минковского пространство // Физический энциклопедический …, с.422). О значении и смысле такой абстракции в науке И.Ю.Кобзарев писал: «Это понятие является абстракцией – реальные С. всегда имеют некоторую протяженность в пространстве и времени и могут рассматриваться как точечные только приближенно. Любой физический процесс есть последовательность С. (С): С1, С2, … Сn, …» (см.: Кобзарев И.Ю.Там же; Новиков И.Д. Мировая линия, с. 422; Кобзарев И.Ю. Относительности теория … // Там же, с.508). Положение С. в пространстве Минковского задается четырьмя координатами – тремя пространственными и одной временной. При этом обычно используются координаты вида: x1 = x; x2 = y; x3 = z; где x, y, z - прямоугольные декартовы координаты С. в некоторой инерциальной системе отсчета, и x = ct. Здесь также: t – время С. , а с - постоянная скорости света, равная 3•108 м/сек. Ряд С. образует с учетом роли оси времени т.н. «мировую линию» - траекторию С.

Ясно, учитывая слова Кобзарева, что если бы С. были бы абсолютно точечными, то никакой бы мировой линии построить не удалось бы. В рамках релятивистской кинематики и динамики интервалы ds между двумя С. вычисляют так. Если квадрат величины ds2 = с2 dt2 – dx2 – dy2 –dz2 (где t - время, x, y, z – декартовы пространственные координаты локальной инерциальной системы отсчета), положительны, то наш интервал времени подобен, при. ds2 < 0, он пространственно подобен, а при ds2 = 0, - он нулевой. Реальные частицы, известные физике, могут двигаться со скоростями меньшими, чем скорость света. Совершенно ясно, что движение луча света нам сможет отобразить «нулевая мировая линия». При отсутствии поля тяготения, когда справедлива специальная теория относительности (СТО), движения частиц и луча света будут отображаться прямыми линиями. Этот вывод заложен изначально и в основаниях (foundations) СТО в форме кинематики вариационного принципа. Описание движения при наличии тяготения имеет более общие основания, заложенные в постулатах динамики общей теории относительно-сти (ОТО). Оно заложено здесь в принципе наименьшего действия. В ОТО пространство-время искривлено, и ОТО в своих основаниях содержит принцип кривизны пространства-времени как фундаментальную форму потому, что здесь принята как постулат самой этой теории риманова геометрия замкнутого пространства с положительной кривизной. Здесь «мировая линия» свободно движущихся частиц – это времени подобная геодезическая линия. Для луча света её как бы и нет.

В СТО ставится важная задача связи между собой в таком пространстве двух одновременных С. (проблема относительности одновременности С.). Решается она на основе известных преобразований Лоренца. Так, если С. 1 и 2, одновременные в одной из инерциальных систем отсчета L, t1 = t2, то они оказываются неодновременными в другой инерциальной системе отсчета L’, t2– t1 = (x’1 – x’2) V / c2 v 1 – V2 / c2 ≠ 0. Далее, когда часы, покоящиеся в L в точке x = 0, показывают время t, то время t’ по часам в L’, пространственно совпадающим с часами в L в этот момент времени, есть

t’ = t / v 1 – V2 / c2,

то есть, с точки зрения наблюдателя в L’, часы в L отстают. В силу принципа относительности и с точки зрения наблюдателя, находящегося в L’, все процессы в L замедлены в такое же число раз (см.: Кобзарев И.Ю. Относительности ... // Там же, с.510).

Между тем, «наблюдатель» - это некий абстрактный ученый, способный реагировать на внешние явления, состояния и способный измерять. Он, реагируя, получает и запечатлевает информацию. Изменение, не фиксируемое наблюдателем, вовсе не является «событием», т.е. его как бы и не было. Кроме того, реальный ученый всегда привержен какой-нибудь парадигме (классической, релятивистской, атомистической или континуальной, эволюционной и т.д.), и потому он уже субъективен. Он к тому же живой человек с присущими ему свойствами, он дитя своей культуры и обладает определенным мировоззрением. По этой причине то, что в одной парадигме фиксируется как С., в другой может и не быть вовсе. Накапливая информацию о событиях, ученый интерпретирует их, обобщает в понятиях, оформляет в форме законов и в виде какой-то связной концепции в рамках той или иной парадигмы. На все на это накладывается принятая им (и его научным сообществом) парадигма сущности времени. К примеру, в инженерном и техническом мышлении до сих пор господствуют благополучно ньютонианская парадигма времени и пространства в рамках классического детерминизма (см.: Разумовский О.С. Логика концептуализации …, с. 163-74).

Большое значение для описания С. имеют т.н. «знаковые» или реперные представления. Repere – по франц. «знак», исходная точка. Они широко применяются в математике, геодезии и артиллерии. В обобщенном смысле реперы можно понимать как значимые в данном отношении характеристики или важные для описания параметры, как, например, в теории опознавания образа основные точки контура предмета. Они могут быть как случайными по происхождению, так и устойчивыми, регулярными. Но в данном случае речь идет об описании кинематики и динамики объекта, различных процессов в форме сущностных параметров. В современной науке созданы специальные методы описания сложных многопараметрических объектов в форме, например, «обликов», «масок» и др., схватывающих относительно небольшие наборы главных, основных параметров и оставляющие в стороне все второстепенное. Они могут быть выражены числами, в том числе также и одинаковыми, так как в состав облика включаются лишь относительно сходные по важности сущностные параметры. Все это направление описания сложных объектов развилось на основе идей теории нечетких множеств и «воображаемой» логики казанского логика Н.А.Васильева, а также паранепротиворечивой логики и др. (см. об этом: Разумовский О.С. Принципы «белизны» …, с.218-223). Между тем, собственно, все, что касается измерения времени, построено на использовании наличия сущностных параметров у наблюдаемых событий, а также их повторяемости, сходства. В принципе процессы изменчивости у разных по природе объектов сходны. На этом факте строятся основы измерения времени вообще и распознавания облика С., их групп, целых классов в частности. Распознавать облик С. важно потому, что в принципе все единицы времени в абстрактном виде сходны и неразличимы, монотонны. Реализуется все это в таких устройствах, как часы, календари, подача специальных сигналов вроде боя часов, звона колокола, гудков, стуки, стрельба из сигнальных орудий, естественные сигналы, вроде восхода и захода Солнца над горизонтом, распускания чашечек цветов, крики петуха, поведение скота.

Часто бывает, что мы с трудом различаем одно С. от другого, и приходиться искать о них дополни-тельную информацию. Так, когда нам надо отличить день как часть суток от утра и вечера, мы прибегаем к простому наблюдению освещенности неба или высоты Солнца над горизонтом, но утреннюю и вечернюю зарю как С. мы можем легко спутать. Здесь нужны часы, информация из систем массовой коммуникации (СМИ) или дополнительная информация из других источников, например, от родственников, соседей, знакомых и т.д. Робинзонада не является постоянным и типичным состоянием современного человека.

С. – это своеобразный «вестник времени». Вне С. о времени почти нечего сказать. Любая жизнь и жизнедеятельность без С. - по нашей, человеческой оценке, не бывает. С., например, зафиксированные в календарях в виде дат, таких, как памятные дни человеческой истории, различные праздники и т.п. в социальной и культурной жизни являются важными центрами, организующими жизнь общества, инструментами его прошлой, настоящей и будущей истории. Они необходимые и незаменимые элементы основного каркаса всей исторической памяти народов, их культуры, жизни цивилизаций, религий, науки. С. - предмет особых забот политиков. Они элементы нашей повседневной жизни.

Литература

Александров А.Д. О философском содержании теории относительности // Эйнштейн и философские проблемы физики ХХ века. М., 1979; Ашукин Н.С., М.Г.Ашукина. Крылатые слова, изд. 4-е, доп. М., 1988; Большой англо-русский словарь, т.I, с. 540; Вероятностей теория // Математический энциклопедический словарь. М., 1988; Кобзарев И.Ю. Относительности теория // Физический энциклопедический словарь. М.. 1983, с. 507-11; Лаплас П. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908; Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М., 1993; Мякишев Г.Я. Динамические и статистические закономерности в физике. М., 1973; Немецко-русский словарь. М.; ОГИЗ, 1947; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Событие // Толковый словарь русского языка. М., 1993, с. 766; Разумовский О.С. Принципы «белизны» и «серости» для описания сложных систем // Методология науки, вып. 2. Нетрадиционная методология. Томск: ТГУ, 1992; Он же. Логика концептуализации и теоретизации в контексте развития теории // Концептуализация и смысл. Новосибирск, 1990, с. 163-74; Русские народные пословицы и поговорки / сост. Ю.Г.Круглов. М., 1990; Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. М.: Научный мир, 1999; Тихомирова Т.С. Курс польского языка. М.,1988.

О.С.Разумовский