Завтра – обыденное понятие, которое обозначает в хрональном смысле - согласно словарям - ситуации, обозначающие то, что будет на следующий день после сегодняшнего, что еще не состоялось, что будет, но не произошло. Это, - что призойдет потом, затем, но что будет именно после теперь, после сегодня, позже настоящего дня (т.е. то, что связано с нашим календарным отсчетом времени), то есть является последующим (во времени) и т.п. Понятие З. обозначает всегда то, что будет непосредственно после настоящего. Вообще – это нечто последующее любой природы – материальной, идеальной, информационной и др., которое может быть у человека, например, целью действий, личным или социально значимым идеалом, программой действий и т.п., активизирующи человека во имя их достижения. В естественном языке З. отображается, например, близкими ему понятиями-синонимами и выражениями: «затем», «после», «будет», «не сейчас, З.», «потом, З.», «сделаем З.» и др. Соответствующее прилагательное – «завтрашний», есть то, что будет в ближайшем будущем. Как это видно, говоря формально, З. не охватывает всего будущего, а лишь его часть, близкую, расположенную непосредственно рядом в соответствующей шкале отсчета к теперь и сейчас.

Конкретная и реальная связь предшествующего, «теперь» и будущего в З. может быть по форме и по сути как отличной от хода времени, даже не связанной с ним, так и совпадающей. В целом, она бывает простой и сложной, как регулярной и детерминированной жестко и необходимо, «закономерной», так и случайной, вероятностной, может быть эфемерной и т.п. З. можно понимать как продукт и один из результатов изменения, движения, активности и самоактивности объектов разного рода, материальных и идеальных по природе, развертывающихся во времени.

Понятие З. может употребляться в конкретном контексте как то, что противостоит «сейчас» и «теперь», а может означать в обыденной речи, в литературе, в науке - целую эпоху, определенные периоды времени, в том числе исторические. Например, «Приеду З.! Я З. не приду на занятия; до З!»; или «Завтра будет лучше, чем вчера» – слова из песни; или - «Завтра человек изучит и освоит весь ближний Космос», и т.п.

С точки зрения психологии, этологии и философии З., как и категория будущего, выражают гипотезу возможного бытия, точнее, его предполагаемый, а, именно, еще не «состоявшийся» сейчас, ещё не явленный, пока еще не действительный факт и/или аспект наличия и существования чего-то, к чему, например, любая бихевиоральная систем и человек могут быть устремлены. Эти последние все время находятся до момента реализации в неопределенной и неустойчивой связи с будущим в данных условиях в состояниях, сочетающих оптимизм (З. состоится!) и страх (а, вдруг, все сорвется!). Перед нами фактически диалектика возможного и действительного, вероятного, связанная с категорией бытия. Эта последняя, как известно, отображается через понятия иметься, есть, быть, находиться, присутствовать, жить, существовать. При этом в философской теории бытия (онтологии – от греч. сущее - ontos) различают бытие во всеобщем смысле как (1) наличное бытие, как саму действительность, существующее и как (2) данное, именно, - определенное бытие предметов, тел, вещей разного рода, любых объектов вообще, даже если оно еще не состоялось. Последнее свойство связано в бихевиоральных системах и соответствующих теориях с феноменами и понятиями устремленности, возможного, искомого, необходимого, желательного бытия, как цели, идеала, программы, стратегемы (т.е. некоего искомого состояния, качества и др.), действования для их реализации (например, в установках и решениях в сфере управления, в проектах, планах, программах разного рода). Оно связано также с феноменами и понятиями усталости объектов материального и бихевиорального характера, угроз, страха, срыва, катастроф и т.п. (см. Разумовский О.С. 1993, ).

Вместе с тем, в философии Августина Блаженного настоящее, а, значит, и прошлое, и З.. суть все бытие: в мире нет отдельного прошлого и будущего, а есть только настоящее или теперь. В философских концепциях, которые считают настоящее всего лишь мигом, чем-то исчезающе малым, З. имеет смысл: З. это то, на что «человек целеполагающий» ещё способен повлиять! Хотя оно вообще ещё и не состоялось, но З. все время становится, реализуется, в том числе, усилиями человека. Антиподами понятия З. можно считать все, что «в обыденном мышлении можно отнести прежде всего к «вчера» и «теперь», а в общем и философском смысле – это прошлое и настоящее.

В релятивистской физике З. тесно связано со специальным понятием «событие», которое в четырехмерном абстрактном «пространстве событий» Минковского выражается точкой с координатами (x, y, z, t). В ней пространственные координаты отображают пространственное положение события, его поместность (спатиальность), а координата t – наличие какого-то изменения, события в будущем, как, например, З. Их, событий, цепь образует в таком пространстве т.н. «мировую линию». Предельной геометрической формой её будет геодезическая линия (т.е. кратчайшая из всех возможных, экстремаль). Точно так же и в обыденном (практическом) мышлении «событие» – это происходящее как «здесь», как «сейчас», так и З. (при условии совмещения поместности и хрональности). Оно может быть и кратковременным, и имеющим какое-то дление. В связи с формализмом описанной сейчас геометрии находятся современное абстрактно-аналитические представления и отображения возможного в виде пространств возможных событий, возможных действий, деревьев целей и т.д. Они широко представлены и используются практически в экономической теории и расчетах, в теориях принятия решений, игр, операций, управления, эконометрии, военном деле и т.п.

В темпорологии их аналоги - понятия «настоящее», «современность», «данный момент» и др. Здесь, так же, как в обыденном мышлении, признается возможность как «моментности» существования чего-то, так и дления настоящего. Существуют формализованные способы отображения такого дления, относительности его (вроде систем отсчета времени и кординат) и соотносимости с моментностью событий. Вообще, в рамках темпорологии должны присутствовать и философские, и общенаучные, и особые темпорологические понятия, а также обыденные. В ней «время» философское, и общенаучное, и специальное понятие. В свою очередь, на языке обыденного, практического мышления З.. наряду с другими встраивается в хрональных отношениях в цепочку:

вчера → теперь → завтра [потом, затем, позже, после, не теперь, не сейчас, не сегодня, в последующем].

«Теперь» здесь играет роль оси симметрии. Симметричность З. к «теперь» подтверждается наличием, например в русском языке, понятия «послезавтра», то есть, того, что было позже З. Здесь просматривается модель числовой оси с началом отсчета в точке «теперь» как нулевой точке, влево от которой «вчера» и «позавчера» имеют как бы знак минус. Аналогично, вправо от «завтра», после него - в русском языке - выделяется как феномен (как некое событие) и понятие «послезавтра». Расположены они оба на той же оси, где соответствующие точки имеют знак плюс.

В этой схеме феномены «вчера» и «теперь» чаще всего реально определяет характер З., детерминирует его, хотя это и необязательно. Все зависит от конкретных механизмов порождения одного другим и плотности, а также тесноты их связи. Прошлое может определять З. в общем случае лишь с некоторой вероятностью. Последняя в специальных случаях (например, в науке и технике) изучается особо, она и описывается специальными средствами теории вероятностей. То, что у понятия З. много синонимов, отражает обычную для естественного языка потребность (в рамках обыденного, практического мышления и речи) в полисемии. Она хорошо известна, в частности, в проблематике герменевтики. Её продолжением являются лексемы, морфемы, морфология и синтаксис естественного языка. Язык научного отображения онтологии и проблем познания сущности времени отличается бóльшей адекватностью, определенностью, однозначностью, точностью и строгостью в употреблении, чем естественный.

В естественных языках формы грамматического выражения будущего и З. – глаголы в «будущем времени» (лат. Futurum). В них указывается, что ситуация, о которой говорится, следует во времени за моментом речи или другим моментом, мысленно приравниваемым к этому моменту. Будущее время представлено не во всех языках, оно исторически в языке вообще возникло позже других времен. Отсюда часто встречаются сложные формы его образования. При этом в русском языке, например, глаголы совершенного вида образуют простую форму вида, вроде «напишу», «сделаю» и др. Глаголы несовершенного вида образуют сложную форму типа «буду писать», «буду делать» и т.п. Именно формы будущего времени часто выражают диалектику возможного и действительного (см. Маслов Ю.С.).

В темпорологии обозначенная выше схема грамматического времени может, например, выражаться в ее обобщающих терминах просто как:

прошедшее – настоящее – будущее [последующее].

Человека всегда волновали вопросы жизни, смерти, бессмертия и вечности, того, что будет З. Знаменитый французский писатель Анатоль Франс устами своего персонажа из романа «Таис» Никия об этом говорил: «Конечно, время лишено реальности. Оно только призрак, порожденный нашим умом. А раз оно не существует, как же может оно принести мне смерть? Значит ли это, что я буду жить вечно? Нет, но из этого я заключаю, что смерть моя все же существует и всегда была в такой же мере, в какой будет. Я еще не чувствую её, однако она есть, и мне не следует её страшиться, ибо было бы безумием бояться появления того, что уже появилось. Она существует, как последняя страница книги, которую я читаю, но ещё не дочитал».

Смысл З. раскрывается полнее в феноменах восхождения объектов самой разной природы от низшего и малозначимого к высшему и полноценному, развития от одного качества и состояния к другому, лучшему и наилучшему, к оптимальному в заданных законами природы, человека и общества условиях, в пределах возможностей и невозможностей, случайностей и закономерного, а также ограничений того и другого, имеющихся как в рамках среды, так и внутри самого этого объекта.

Литература

Букина Е.Я., Разумовский О.С.. Понятие риска // Гуманитарные науки в Сибири, 2002, № 3. – С. 99-103; Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской традиции. М., 1986; Маслов Ю.С. Будущее время // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – С. 77; Огурцов А.П. Бытие // Философский энциклопедический словарь. М., 1983; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993; Разумовский О.С. Бихевиоральные системы. Новосибирск, 1993; Он же. Социальный алармизм // Полигнозис, 1999, № 2. – С. 38-48; Он же. Понятие и принцип надежды в контексте проблем бихевиористики и оптимологии // Гуманитарные науки в Сибири, 2001, № 1. – С. 21-26; Франс А. Таис / Избранная историческая проза. М: “Правда”, 1988. – С. 91.

О.С.Разумовский