Лаборатории-кафедры
Copyright © 2001
All rights reserved.


Лаборатория-кафедра «Гносеологическая экология темпорологии и эвереттики (ГЭТЭ)»

Pуководитель: Юрий Александрович Лебедев к.т.н., доц. (см. персональную страницу)

Лаборатория-кафедра работает в рамках виртуального Института исследований природы времени и постоянно действующего Российского междисциплинарного Семинара по темпорологии.

Экологическая ниша гносеологической экологии, темпорологии и эвереттики на поле Познания.

Темпорология имеет своим предметом время. Эвереттикамногомирие. На первый взгляд кажется, что время является одним из древнейших осознанных атрибутов Бытия, а многомирие – один из новейших его атрибутов. Однако такая точка зрения не совсем верна. Осознание и времени и многомирия происходит на заре формирования цивилизаций. Время, имея множество различных проявлений во всех областях и мышления и, что в данном случае является решающе важным, практики, достаточно рано сформировалось как общее понятие. Это очевидно хотя бы из того, что само слово «время» во всех языках появляется на самых первых ступенях их формирования. Что касается многомирия, то оно также широко известно с древнейших времен (мир людей, мир предков, мир богов, мир леса и т.п.), но в силу различных причин (не в последнюю очередь той, что в повседневной практике проявления многомирия столь редки, что имеют характер чуда) не выделялось как особая характеристика действительности. Многомирие по его осознанию столь же древне, как и время, но, в отличие от него, существовало до сих пор в виде «растворенного компонента» духовной жизни, который можно обнаружить в любой сфере духовной деятельности в форме образных систем, «художественных приемов», мотивов, озарений и т.п. И только после появления работы Хью Эверетта по некопенгагенской трактовке основ квантовой механики, послужившей «затравочным кристаллом», многомирие «выпало в осадок» и обрело права гражданства как особое понятие в физике и философии. И сегодня в форме кристалла Менского его изучают и физики и философы.

Оба эти атрибута Бытия, очевидно взаимосвязанные, настолько глубоки и необычны, что до сих пор не имеют не только общепризнанного понимания, но даже не стали конкретным предметом исследования для «парадигменной составляющей» современной науки (той части научного познания, которую представляют его официальные учреждения). Правда, в других областях духовной деятельности (религия, эзотерика, художественная литература, изобразительные искусства, музыка) эти атрибуты Бытия выявляются и исследуются «испокон века». Но трудно признать эти исследования достаточно системными, а их результаты – исчерпывающими. Каждый раз выявленные свойства и проявления оказываются либо избыточно-субъективными, либо – конкретно-историчными. Вот, думается, почему, вопросы природы времени и многомирия вызывают интерес у всех популяций поля Познания. А свои экологические ниши имеют на нем самые разнообразные субъекты. Среди них есть и индивидуальные – от любителей науки, описанных еще Чеховым в «Письме к ученому соседу», до исследователей с нобелевскими степенями, есть и коллективные - от церковных общин, подобных той, которую окормлял в свое время о. Александр Мень, где многие его прихожане, и, прежде всего, он сам, заботливо проращивали зерна Познания, до таких гигантских структур, как РАН или NASA, растящих гносеологический продукт «в промышленных масштабах» . И совершенно очевидно – «интеллектуальная экосистема» на поле Познания весьма причудлива и интересна. Огромный слон (или монстр?) «парадигменной науки», таинственные Левиафаны религий, дебри искусств, и порхающие вокруг бабочки и мотыльки новых, новейших и альтернативных теорий, учений и откровений среди благоухающей путаницы плодоносных ветвей Древа Познания и цепких лиан невежества…

Поле Познания как объект изучения чрезвычайно многомерно. Мы выбрали только одно из них - гносеологическую экологию этой многомерности. Ей и посвящена работа лаборатории-кафедры.

Практическая важность именно экологического подхода к полю Познания времени и многомирия очевидна. Без понимания взаимосвязей и взаимозависимостей субъектов этого поля мы рискуем не только не получить с него «урожая Познания», но и превратить его в интеллектуальную пустыню. Судя по некоторым тенденциям взаимоотношений между этими субъектами они, «в погоне за светом и пространством», могут просто съесть друг друга. И наша задача не может состоять в том, чтобы препятствовать естественным процессам борьбы за существование на этом поле. Но сохранить «генофонд» идей и методов Познания, способствовать становлению нового поколения познающих субъектов, не дать развиться болезненным процессам, снижающим плодородность поля Познания – наш моральный долг.