Шульман М.Х.

 

МОИ МОТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ

 

 

В юности я стремился стать физиком-теоретиком, однако по разным причинам это у меня не получилось, и с 23 лет я переключился на профессиональную инженерную деятельность, сохранив к физике интерес лишь в качестве ее почитателя. Однако в 1992 году (мне было уже 46 лет) я познакомился с идеями Н.А. Козырева после выпуска в свет издательством ЛГУ сборника его трудов. Меня заинтересовала не причинная механика Козырева, а сама идея рассматривать время и его течение как объекты физического изучения (до того эти понятия для меня были чем-то отвлеченным, выходящим за пределы точной науки).


После некоторых размышлений я пришел к выводу, что очень плодотворной может оказаться идея “реки времени”, в русле которой проходит множество различных мировых линий частиц. В любом поперечном сечении “реки” каждая мировая линия имеет определенный угол наклона к единому вектору течения. Этот угол наклона практически и является тем, что мы считаем скоростью индивидуального движения. Естественным образом возникает понятие предельной скорости (“поперек” течения времени) и правило сложения скоростей, совпадающее с преобразованием Лоренца.


На самом деле мы имеем с гиперповерхностью 4-мерного расширяющегося шара, и лишь в локальном приближении возникает аналогия с “рекой”. Точно в таком же соотношении находятся, по моему мнению, общая и специальная теории относительности Эйнштейна. Однако, чтобы “совместить” решение уравнения Эйнштейна-Фридмана с предложенной мной идеей, потребовалось ввести и обосновать некоторые дополнительные представления, которые читатель может найти на странице Лаборатории-кафедры “Время как феномен расширения Вселенной”, а также на моем сайте www.timeorigin21.narod.ru в разделе “Время и космология”.