Институт исследований
природы времени

 
Мы в соцсетях: Поиск по сайту: 
Канал youtube
Группа VK
 
 
© 2001-2024 Институт исследований природы времени. Все права защищены.
Дизайн: Валерия Сидорова

В оформлении сайта использованы элементы картины М.К.Эшера Snakes и рисунки художника А.Астрина
2005-03-22

22 Март, Вторник

1) Доклад: Давыдова А.С. "Личное время персонажа в литературном произведении".

0.0/5 оценка (0 голосов)
На фоне возросшего в последние десятилетия интереса к категории времени вообще, а в литературоведении - ко времени в литературном произведении, в частности, вопрос о времени, которое связано непосредственно с системой персонажей (или с отдельным героем произведения) если и затрагивался исследователями, то подробных разработок в этой области не предпринималось. Чаще всего исследователями упоминается биографическое время персонажа (совокупность фактов его жизни). Однако оно играет роль в сюжетном плане произведения, а взаимодействия с остальными пластами времени в произведении фактически нет. Поэтому была разработана рабочая схема "личного времени персонажа", в которой были учтены: наше восприятие скорости течения его времени; авторская точка зрения на отношения его героя с историческим временем произведения; устремленность самого героя в прошлое, будущее или настоящее; эмоциональное отношение героя к какому-то пласту времени в произведении; некая "сердцевина" "личного времени персонажа". Разработка времени героя на всех вышеприведенных уровнях позволяет выявить его вписанность во время произведения и проследить новые отношения в системе персонажей, возникающие в их отношении ко времени. Возникает возможность дополнительного уровня анализа и интепретации литературного произведения. Комментировать

2) Доклад: Петров В.М. (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) "Темпоральное моделирование в поэзии (теория и эксперименты по восприятию)".

0.0/5 оценка (0 голосов)

Многочисленные циклические процессы, пронизывающие человеческое бытие, должны неизбежно отражаться (в "сжатом" виде) в литературе. Это отражение может относиться к временнЫм процессам разных масштабов, различными могут быть и "коэффициенты сжатия" отражаемых явлений. Наиболее распространенные циклы - суточные, и следует ожидать аналогичной циклической организации в произведениях, имеющих кольцевую композицию. Таковая свойственна многим стихотворениям (Б.М.Эйхенбаум). Особенно нуждаются в "темпоральном моделировании" те из них, которые в чем-то "противоречат" фундаментальным требованиям к поэтическим структурам, и в первую очередь - к обязательному присутствию в них непосредственно-чувственного компонента восприятия. Для проверки этого предположения были проведены эксперименты по восприятию нескольких стихотворений. Изучались темпоральные (связанные с 24-часовым циклом) ассоциации, возникающие у испытуемых; стимульный материал представляли слова данного стихотворения. Результаты экспериментов показали высокую согласованность между упорядочением темпоральных ассоциаций и последовательностью слов в тексте стихотворения. Так, для 59 основных слов стихотворения А.С.Пушкина "Послание к Чаадаеву" (1818 г.) значения темпоральных ассоциаций слов (усредненные по 25 испытуемым) образуют упорядочение, почти совпадающее с порядком этих слов в тексте: коэффициент ранговой корреляции Спирмена 0,85 (1%-й уровень значимости). Иначе говоря, стихотворение образует подсознательную модель движения времени в течение суток: ассоциативный поток начинается на рассвете и кончается на рассвете следующего дня. Аналогичные экспериментальные данные по другим стихотворениям свидетельствуют о важнейшей роли темпорального фактора, который интегрирует психическую жизнь реципиентов. (G.A.Golitsyn, V.M.Petrov. Information and Creation: Integrating the \"Two Cultures\"""". Basel; Boston; Berlin: Birkhauser Verlag. 1995; В.М.Петров. Количественные методы в искусствознании. М.: Академический проект. 2004.)

" Комментировать

Фоторепортаж о заседании

  • 001
  • 002
  • 003
  • 004
  • 005
  • 006
  • 007
  • 008
  • atributs

Ретроспектива:

Весенний семестр 2005 г.



Наверх