Поиск по сайту: 
 
Russian English French German
 
© 2001-2017 Институт исследований природы времени. Все права защищены.
Дизайн: Валерия Сидорова

В оформлении сайта использованы элементы картины М.К.Эшера Snakes и рисунки художника А.Астрина
«Время человеческое» в философии Джамбаттисты Вико

«Время человеческое» в философии Джамбаттисты Вико

0.0/5 оценка (0 голосов)

Аннотация:

Mahortih E.SНесмотря на то, что работы итальянского мыслителя Джамбаттиста Вико долгое время оставались в философской среде без внимания, в них содержится глубокая и продуктивная концепция времени, значительно опередившая свою эпоху. Философия Дж. Вико своеобразна тем, что в своих предпосылках и базовых положениях расходится с господствующей в то время рационалистической парадигмой. Вместо «обесчеловеченного времени» эпохи Просвещения Дж. Вико предлагает изучать субъективное время человека, сопряженное с такими антропологическими характеристиками, как способность к языку и созданию культурных артефактов, и объективируемое в процессе культурно-исторической деятельности человека. В понимании и верификации исторического знания важную роль играет «единичный» исторический факт.

Из-за многообразия проявлений человеческого бытия корректнее говорить не просто о времени, а об «ансамбле» времен , относящихся к различным сферам человеческого бытия – культурной, социальной, исторической, экзистенциальной. Время приобретает в его трудах гуманистическую ценность как фактор самоактуализации «человеческого», организации общества в форме народов и наций, а также как пространство, в котором разворачивается коммуникация. Введение и иерархическое упорядочивание модусов времени задает различные способы восприятия времени и типы моделей социокультурной динамики.

Историческое развитие в учении Дж. Вико описано в рамках линеарно-циклической модели с привлечением идеи стадиальности. В данном контексте время связано, с одной стороны, с прогрессом научного знания и становлением «подлинного человека» , с другой – с уничтожением созданного человеком и его собственной гибелью.

Коммуникация в философии Дж. Вико приобретает важное значение как способность, посредством которой происходит прояснение смысла «временности» (конечности) бытия параллельно становлению самосознания человека, а также создаются методы преодоления собственной конечности посредством религии, искусства, науки, философии.

Работы Дж. Вико, можно сказать, предвосхитили многие «знаковые» для неклассической парадигмы концепции в рамках, например, экзистенциальной философии К. Ясперса, временн о й онтологии А. Бергсона и А. Уайтхеда; аксиологическая и антропологическая проблематика, связанная с циклическими моделями времени, поднимается в трудах Ф. Ницше и М. Элиаде; социологический подход к идеям Дж. Вико предлагается в работах П. Сорокина; теория экономических и культурных циклов развивается Н. Кондратьевым, Т. Райновым, А. Субетто. Нужно отметить, что сам по себе темпоральный фактор в философии Дж. Вико пока не становился предметом отдельного исследования, что делает его особенно интересным для дальнейшего анализа.

Источники по теме доклада :

Махортых Е.С. Язык как культурная универсалия в учении Джамбаттиста Вико // Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Литература и язык в современном поликультурном пространстве». Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (г. Стерлитамак, 15 мая 2017 г.) – Стерлитамак, 2017. – С. 107-114.

Темпорологическая метка :Линеарно-циклические модели ансамбля времён.

  • Добавить комментарий

    Комментарии проходят модерацию. Просьба указывать реальные Фамилию И.О.


    Защитный код
    Обновить



Наверх