Поиск по сайту: 
 
 
© 2001-2018 Институт исследований природы времени. Все права защищены.
Дизайн: Валерия Сидорова

В оформлении сайта использованы элементы картины М.К.Эшера Snakes и рисунки художника А.Астрина
Эволюционная парадигма

Эволюционная парадигма

Уважаемые коллеги, не могли бы вы высказать своё отношение к "Эволюционной парадигме" И.Пригожина, которую он совместно с И. Стенгерс изложил в книге "Порядок из хаоса".

Я приведу наиболее характерные его высказывания по поводу ЭВОЛЮЦИОННОЙ НЕОБРАТИМОСТИ.

Как пишет Илья Пригожин, «люди в нерешительности колебались между двумя крайностями: исключением НЕОБРАТИМОСТИ из физики (сторонником этого направления был Эйнштейн) и признанием НЕОБРАТИМОСТИ как важной особенности природных явлений (выразителем этого направления стал Уайтхед). В настоящее время

(примечание автора - вторая половина 20 века) ни у кого не вызывает сомнений, что НЕОБРАТИМОСТЬ существует на макроскопическом уровне и играет важную конструктивную роль». «НЕОБРАТИМОСТЬ есть источник порядка на всех уровнях. НЕОБРАТИМОСТЬ есть тот механизм, который создаёт порядок из хаоса».

Именно благодаря осознанию НЕОБРАТИМОСТИ, считает Пригожин, «обрела новое звучание проблема времени», а «проблема НЕОБРАТИМОСТИ распространилась на всю физику – от теории элементарных частиц до космологии».

«Происхождение НЕОБРАТИМОСТИ, - по мнению Пригожина, - проблема космологическая, и для решения её необходимо проанализировать развитие Вселенной на ранних стадиях». Рассматривая «ЭВОЛЮЦИОННУЮ ПАРАДИГМУ», Пригожин пишет:

«Мир динамики, классической или квантовой, -- мир обратимый… в таком мире ЭВОЛЮЦИЯ НЕВОЗМОЖНА».

Он считает, что для того чтобы ЭВОЛЮЦИЯ стала возможной «сложность системы должна превышать определённый порог…Примечательно, что восприятие ориентированного времени возрастает по мере того, как повышается уровень биологической организации и достигает, по-видимому, кульминационной точки в человеческом сознании».

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА «охватывает изолированные системы, эволюционирующие к хаосу, и открытые системы, эволюционирующие ко всё более высоким формам сложности».

Конечно очень жаль, что сам И.Пригожин не формулирует определение времени и не раскрывает как проявляет себя ЭВОЛЮЦИОННАЯ НЕОБРАТИМОСТЬ. Однако, на мой взгляд, приведённые высказывания дают основание считать, что его ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА по-существу является признанием им ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ВРЕМЕНИ.

С уважением, Павлов В.К.

Комментарии  

0 #1 Поликарпов Владимир Алексеевич 27.05.2018 19:17
Я полагаю, что НЕОБРАТИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ является основным проявлением времени, его differential specifica. Там, где нет необратимости, нет времени. Но проблема необратимости это проблема не космологическая, как думал И. Пригожин, а метафизическая. Ведь само время мы не обнаружим в мире существования. В физическом мире, в том, который доступен нашему восприятию непосредственно, или с помощью приборов. Здесь присутствует лишь его явление – необратимость, и всё, что меняет свою модальность под его (необратимости) влиянием. Само время помещено в мир Бытия. Мир сущностей, создающих видимый мир существования, и являющийся предметом метафизики. Время, как то, что создаёт необратимость, помещается именно там.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Просьба указывать реальные Фамилию И.О.


Защитный код
Обновить



Наверх