"Становление - движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть". В этом определении становления, в котором анонимные последователи Платона весьма точно передали платоновское понимание становления, схвачена суть становления как единства бытия и небытия.

Действительно, "становление" еще не бытие того, что становится, а только движение к бытию, к возникновению. Но, как совершенно справедливо писал Аристотель, ничто не может возникнуть из не-сущего. Иными словами, то, что в становлении движется к бытию, не может быть не-сущим.

Процесс становления новых объектов кажется простым и понятным, когда речь идет о создании человеком новой вещи из каких-то реально существующих материалов. Здесь доступен непосредственному чувственному восприятию весь процесс преобразования исходных материалов и их интеграции в новую вещь. Однако при этом возникает вопрос о природе и характере существования идеи новой вещи и ее чувственного образа, руководствуясь которыми человек создает новую, ранее не существовавшую вещь Процесс становления выступает здесь как объединение в новой вещи материального субстрата, из которого она создается, с существующей в сознании человека ее идеальной формой. Ре-зультатом философских обобщений подобного рода представлений и являются, по сути дела, философские учения Платона и Аристотеля, согласно которым любая вещь состоит из материального субстрата и идеи (Платон) или идеальной формы (Аристотель).

Вопрос о природе сознания и его роли в создании человеком новых вещей вполне разрешается материалистически. Однако проблема становления, сама по себе, безотносительно к человеческому сознанию, оказывается весьма сложной в связи с тем, что в иерархически организованном материальном мире элементарные акты становления объектов и процессов каждого иерархического уровня формируются на других, иерархически более низких и более фундаментальных уровнях, в силу чего при попытках динамического описания во времени процессов становления наиболее важные элементарные их акты оказываются скрытыми в "бесконечно малых" интервалах длительности. Поэтому познание процессов становления объектов материального мира естественнонаучными методами связано с трудностями проникновения в их структуру, выявления составных элементов и материальных механизмов, раскрытия основных этапов этих процессов. Чаще всего мы знаем "исходные материалы" и конечные результаты процесса становления, но не знаем, что происходит с этими "исходными материалами" и как они интегрируются в объекты и элементарные акты процессов макромира непосредственно в момент качественного скачка, т.е. собственно в момент становления. Становление предстает как не имеющий мате-риальных механизмов результат течения времени.

Аристотель рассматривал становление, исходя из трех начал - потенции, энергии и энтелехии. Энергия как центральное звено триады дистанцирована от двух других начал - возможности и действительности. Доминация одного из начал характеризует ту или иную философскую позицию. Для классического эссенциализма (Спиноза, Лейбниц, Гегель), в котором доминирует энтелехия как сущность, находящаяся в состоянии осуществленности, существенна охваченность реальности сетью закономерности. Сближение энергии с энтелехией характерно для неоплатоников и позднего Хайдегера. Эссенциальные и эссенциально-энергийные дискурсы представляют энергию как связанную, заключенную в оковы форм, как осуществление сущности-энтелехии. Свободная энергия стихии, если отдалить ее от энтелехии и сблизить с потенцией, становится динамическим принципом выступления из возможного в действительное. Картина мира обретает динамику, допускающую множественность сценариев. Онтологическая неоднозначность энергии сближает ее со временем. Заметим, что в физике время и энергия сопряжены. Примат эссенциальных принципов приводит к образу времени - хроноса, выражающему идею закона на множестве событий. Примат "свободной" энергии исключает время как протяженность и пребывание и сближает его со становлением, приводит к образу времени - кайроса.

Известна идущая от Платона традиция тесно связывать, а подчас и отождествлять становление со временем. Наиболее ярко эта традиция проявилась в христианской религиозной философии, ведущей свою родословную от Платона, Плотина и неоплатоников. Русский религиозный философ С. Франк пишет, что "... во всякой точке бытия внимательному, проникающему в подлинное существо взору открывается неизмеримая и неопределимая бездна трансфинитного", и далее поясняет, что он имеет в виду "время, или становление" /Франк, 1990, с. 244/. При таком подходе к проблеме становления время оказывается каким-то загадочным потоком, течение которого приводит в движение весь материальный мир, вызывает к жизни новое, заставляет все существующее претерпевать количественно-качественные изменения и в конечном итоге увлекает все существующее в какую-то бездну, именуемую "прошедшим временем".

В русле отождествления времени и становления лежат и дискуссии вокруг понятия становления, вызванные идеями Мак-Таггарта.

В рамках заданной Мак-Таггартом дискуссии о том, какие временные отношения (отношения "раньше (позже), чем" или "прошлое-настоящее-будущее") более полно и непосредственно отражают свойства времени и должны быть положены в основу определения времени, важное место занял вопрос о становлении, поскольку при определении времени через отношения "раньше (позже), чем" становление оказывается несуществую-щим в силу статичности времени, а при определении времени через отношение "прошлое-настоящее-будущее" само время оказывается чем-то противоречивым, а следовательно, чем-то нереальным.

Таким образом, становление - это результат самодвижения материи, представляю-щий собой процесс возникновения принципиально новых, непосредственно не выводимых из "исходных материалов" объектов, процессов и явлений. В общих чертах диалектика становления раскрыта в философском учении Гегеля. Многие аспекты становления как диалектического процесса превращения возможности в действительность развиты в рамках диалектического материализма. В разработку категории становления внесли вклад и многие другие философские школы. Так, например, процессы становления человеческого бытия рассматриваются в философии жизни и экзистенциализме.

Процессы становления конкретных материальных объектов и процессов при всей их сложности и противоречивости поддаются изучению средствами естественных и гуманитарных наук. Поэтому разработка научно обоснованной концепции становления требует совместных усилий философов, естествоиспытателей и специалистов гуманитарных наук.

Литература

Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986.

Франк С. Сочинения. - М.: Правда, 1990.

Хасанов И.А. Феномен времени. Часть I. Объективное время. - М.: ИПКгосслужбы, 1998.

И.Н.Гансвинд, И.А.Хасанов