Длительность – философское и общенаучное понятие. Важная категория онтологии (теорий бытия, существования, пространства и времени), гносеологии (в части познания этих же сущностей), а также общенаучной по смыслу темпорологии. Синонимы – дление и протяженность (существования). Так, интервал существования или жизни объекта, системы обладает Д как объективным свойством, он не ограничивается их началом и концом, а располагается внутри них.

Д существования данного и иного, другого, объекта фиксируется любой рефлексивной системой, сопоставляется и соразмеряется ею на основе специфических реакций на этот феномен в ней самой в точном соответствии с ее собственной природой, а также с Д существования любых других объектов, в том числе объектов – эталонов меры Д существования (естественных и искусственных единиц этой меры Д). Сам данный объект, как и другие тогда выступают в роли того, что называют “часами”. Измерение времени суть сопоставление и соизмерение Д существования объектов и их мер существования. В принципе, фиксирование Д требует у этой системы наличия такого свойства, которое на уровне высших органических систем функционирует как память. Антиподом длительности будет мгновение, - феномен, обозначаемый в механике и в физике термином момент времени.

Мгновение и момент времени можно представить себе, во-первых, как результат непрерывного сжатия, свертывания, укорачивания, сокращения любой, бесконечной, Д. Этот феномен может быть не только чисто когнитивным, но и реальным процессом. Д можно представить как континуум, имеющий начало и конец. Напротив, во-вторых, непрерывное развертывание Д из мгновения как нити из клубка -- это, скорее, наш, человеческий образ, нежели реальный процесс. Такой подход в обоих случаях требует привлечения аристотелевской и картезианской идеи непрерывности пространства и времени. В принципе, антиподом такого подхода будет атомистическое представление Д как дискретного множества мерных точек пространства и моментов времени, мгновений.Формализованное представление Д на такой принципиальной основе реализуется в формулах кинематики как суммирование моментов времени. Напомним, что в механике Ньютона мгновение – это физически наименьшее дление.

Важно подчеркнуть, что понятие Д тесно связано с интервальным подходом, соответствующим атомизму. В хрональном смысле Д и интервальность не противоречат друг другу: интервал времени обладает свой Д. В теории чисел дело обстоит иначе. Здесь присутствуют как атомы числа, все равно какие, которые могут развертываться в бесконечность в обе стороны, но среди них (как множества и как конечных величин) всегда можно выделить значения и интервалы значений., не обладающих никаким Д в хрональном смысле. То есть, интервалы хрональные и интервалы числовых значений лишь формально сходны (как исчисляемые, мерные дискретные количества). В математическом анализе бесконечно малая величина вроде приращения аргумента или функции, а также дифференциал фактически не нули. Это почеркивал еще К.Маркс в своих “Математических рукописях”. На этом молчаливо принятом в исчислении бесконечно малых положении строится на самом деле интегральное исчисление как суммирование бесконечно малых. При этом очевидно, что в интегральном исчислении интервал можно редуцировать до наменьшей, но не равной нулю величины. Если считать интервал как неизчезающий феномен, то такая редукция будет физически реализуемой. Если же считать, что интервал редуцируется до нуля, то мы получим в проекции на действительность некую исчезающую реальность, в конечном счете – ничто, nihil и пустоту. Интегральное исчисление тогда было бы неосуществимым. Эти соображения и легли в основу современного интервального или неархимедова (нестандартного) анализа А.Робинсона, соответственно, дискретной математики компьютеров.

В контексте только что изложенного четко выявляется различие семантики терминов “длительности” и “длины”. По-русски, оба термина имеют в своем корне одинаковую семантику. Не так обстоит дело в некоторых европейских языках. По-английский и по-французски “длительность” и “продолжительность”, соответственно, – duration и durée, а длина – length и longuer. Но дело не в этом. Фактически, Д и дление действительно чисто хрональные характеристики, а длина – геометрическая, изначально – образная. Хрональное по природе Д вместе с его внутренними “событиями”, “состояниями” и параметрами можно (как это делается в аналитической геометрии) представить в форме пространственных объектов и конструкции, т.е. в виде линий, координатных осей, отрезков, точек, используя при этом разные типы пространств и метрик, создавая пространства смешанного типа, такие как пространство-время Минковского (x, y, z, t). В нем координата времени формально равноправна с чисто геометрическими координатами. Но человек в семантике слов языка давно закрепил свое образное и целостное видение пространства и времени, объединяя их часто так, что прожитое человеком видиться как некое динамическое пространство (см. у О.Шпенглера).

Представление о времени как потоке, реке – все-таки образ, а не нечто чисто рациональное и абстрактное. Абстрактным и рационально осмысливаемым такое представление и образ становятся лишь в логике линейного ряда событий и состояний, образуемой идеализированными нами элементами, точками, атомами Д. См. также статьи “Дление”, “Мгновение”, “Момент времени”.

Литература

Аверинцев С.С., Гайденко П.П. Существование // Философская энциклопедия, т.5. – М., 1979. – С. 166 – 68.

Гайденко П.П. От онтологии к психологизму: понятие времени и длительности в XVII - XVIII веках // Вопросы философии, 2001, № 7. - С. 77-99.

О.С.Разумовский