Память - способность информационных систем фиксировать (запоминать), хранить, воспроизводить и использовать по назначению предшествующий "опыт" системы.

Из всего многообразия видов памяти, как живых организмов, так и искусственных информационных систем, особо выделяется психическая память человека, которая, в отличие от всех других видов памяти, воспроизводит прошлое в настоящем именно в качестве прошлого.

Парадоксальность этой особенности психической памяти человека не всеми осознается. А между тем это своеобразие психической памяти несовместимо с широко распространенными представлениями о времени и временных свойствах сознания, согласно которым время является атрибутивным свойством материи и материального мира, тогда как в сознании человека имеется только отражение этого времени.

Дело в том, что если единственным реально существующим временем является объективное время материального мира, то невозможной оказывается сама психическая память, поскольку в объективном времени все материальные системы и процессы в любой момент своего актуально наличного бытия находятся в настоящем времени. "Течение времени" - это возникающие в результате материальных процессов изменения состояний материальных систем. При этом те состояния, которые претерпевают изменения и "уходят в прошлое", просто перестают существовать, а те, которые "приходят" на смену исчезнувшим состояниям "из будущего", просто возникают в настоящем времени. Соответственно и все "следы" от исчезнувших ("ушедших в прошлое") событий и состояний материальных систем, которые остаются на материальных объектах, и в том числе, в нейронных структурах мозга, пока они существуют, они продолжают существовать в настоящем времени.

Таким образом, в объективно реальной действительности не существуют актуально ни прошедшее, ни будущее время. В человеческом образе объективного времени благодаря психической памяти человека и его способности к воображению воссоздается прошлое и формируется будущее. На эти особенности временного бытия материального мира и восприятия времени человеком особое внимание обратили философы-экзистенциалисты. Известный французский экзистенциалист М. Мерло-Понти, указывая на то, что идея "следов", оставленных в нервно-мозговой системе прошедшими восприятиями и переживаниями, не в состоянии объяснить отнесенность воспоминаний к прошлому, пишет: "… Никакая консервация, никакой физиологический или психический "след" прошлого не могут объяснить осознание прошлого. Этот стол испещрен следами моей прошлой жизни, я написал на нем свои инициалы, оставил чернильные пятна. Однако сами по себе эти следы не отсылают к прошлому, они присутствуют в настоящем; и если я нахожу в них знаки какого-то "предшествующего" события, это происходит потому, что я, ко всему прочему, обладаю смыслом прошлого, несу в себе это значение. Если мой мозг хранит следы того телесного процесса, который сопровождал одно из моих восприятий, и если нервное возбуждение снова идет по уже проторенным путям, восприятие появится вновь, я буду обладать новым восприятием, ослабленным и ирреальным, если угодно, но ни в коем случае это наличное восприятие не сможет указать мне на какое-либо событие прошлого, если только я не обладаю каким-то иным взглядом на прошлое, который позволит счесть это восприятие воспоминанием… Если мы теперь заменим физиологический след "психическим", если наши восприятия пребывают в бессознательном, затруднение остается прежним: сохраненное восприятие остается восприятием, оно продолжает существовать, оно постоянно пребывает в настоящем, оно не открывает позади нас того измерения ускользания и отсутствия, каковое и есть прошлое. <…> Воспроизведение предполагает удостоверение, оно не может быть понято как таковое, если я уже не обладаю своего рода прямым контактом с прошлым, остающимся на своем месте" /Мерло-Понти, 1999, с. 523/.

Невозможно также, считает М. Мерло-Понти, конструировать будущее при помощи содержания сознания, поскольку "ни одно действительное содержание не может сойти, даже ценой двусмысленности, за свидетельство о будущем, поскольку будущего даже и не было и оно не могло, подобно прошлому, оставить в нас своей отметины" /Там же/.

"Прошлое и будущее не могут быть простыми понятиями, образованными посредством абстракции, исходя из наших восприятий и воспоминаний, простыми обозначениями для действительного ряда "психических фактов". Время мыслится нами прежде составляющих его частей, временные отношения делают возможными события во времени. Соответственно, дабы субъект мог присутствовать как в интенции прошлого, так и в интенции будущего, необходимо, чтобы сам он не был в нем расположен. Так что не будем говорить о времени, что это "данность сознания", скажем точнее, что сознание разворачивает или конституирует время. В силу идеальности времени, сознание перестает наконец быть заключенным в настоящем" /Мерло-Понти, 1999, с. 523, 524/.

Не вдаваясь в критический анализ представлений М. Мерло-Понти о времени, следует отметить, что здесь он весьма убедительно показал недостаточность для объяснения психической памяти традиционных представлений о времени и его восприятии человеком.

Для рационального решения проблемы психической памяти необходимо признать реальное существование в сознании человека субъективного времени, не сводимого полностью к отражению в нашем сознании объективного времени материального мира. Именно в этом субъективном времени состоится "прямой контакт" субъекта с прошлым, существующим для субъекта почти столь же актуально, как и настоящее время.

Тесная связь процессов восприятия и психической памяти человека с субъективным временем человеческого сознания проявляется во многих установленных экспериментальной психологией фактах. Здесь особо следует отметить открытую еще Вильгельмом Вундтом в его знаменитых экспериментах с метрономом временную протяженность одновременно воспринимаемого ряда последовательных ударов метронома. Подобное единство последовательности, длительности и одновременности, которое проявляется в процессе восприятия и затем фиксируется в памяти, приводит к тому, что в своем субъективном времени человек оказывается в состоянии "перемещаться" как в прямом, так и в обратном направлении.

Однако признание реального существования в сознании человека субъективного времени отнюдь не означает отрицание объективно реального существования времени материального мира. Речь идет только о том, что объективная реальность этого времени не означает наличное, актуальное существование его как бесконечно протяженного в прошлое и будущее множества мгновений или интервалов длительности. Время материального мира, как равномерная длительность бытия тех или иных классов соравномерных процессов, объективно реально, поскольку, во-первых, объективно реальны дление и длительность бытия материального мира, его объектов, процессов и событий, во-вторых, объективно реально существуют в разных областях и сферах материального мира специфические классы соравномерных процессов и, в-третьих, временные свойства, связи и отношения данной конкретной области материального мира объективно структурированы относительно равномерной длительности соответствующего класса соравномерных процессов как относительно стандарта равномерности.

Литература

Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. - Л.: ЛГУ, 1981.

Вундт В. Введение в психологию. - М., 1912.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб.: "Ювента", "Наука", 1999.

Хасанов И.А. Феномен времени. Часть I. Объективное время. - М.: ИПКгосслужбы, 1998.

И.А.Хасанов