Дление - продолжительность существования чего-либо, например, интервал жизни, иначе - время жизни организма между её началом и концом. Синонимы Д. также продолжительность и длительность (по англ. - duration, по фр. - duree). Условно, в рамках определенных концепций времени, использующих представления о системах отсчета и часах, Д. - это протяженность во времени (и, значит, - некое изменение). Объективно, Д. - основная характеристика существования и изменчивого бытия систем любого рода, их собственного времени, их локализованности (небесконечности) в смысле темпоральности, а также пространственности (спатиальности). Собственно, существование вообще как объективный феномен неразрывно связано с Д. и, наоборот, Д. без существования чего-то не бывает. В целом, этот феномен присущ и внешней реальности, и внутреннему миру человека и человечества, действиям и деятельности вообще. Понятие Д. вместе с понятиями бытия и существования можно считать главнейшими онтологическими категориями.

Объективным антиподом Д. будет мгновение (иначе - момент времени, в механике последний - специальный термин). При этом надо различать мгновение как (1) реальный, но исчезающе малый интервал существования (дления) и (2) его формальное и абстрактное по природе представление, форму вырожденного состояния или фазиса Д., стягивающегося в безразмерную точку. Однако, объективно, в такой точке никакого существования и дления нет и не может быть. Согласно Р.Декарту и Б.Спинозе, Д. - один из общих атрибутов, относящихся как к материальным вещам, так и к духовным явлениям, таким как мысли, ментальное и т.п. В механике И.Ньютона мгновение - реальное физически наименьшее дление.

Сказать, констатируя бытие: "Я есть" или "Это есть", в теории существо-вания и в гносеологии еще недостаточно. Это только фиксация реальности в опыте. Следующий шаг - это констатация того, что "Я" или "Это" - длятся, то есть, что они текут, как-то изменяются, а, геометрически, - разворачиваются, развертываются в какую-то линию подобно нити из катящегося клубка. Д. как и существование - эмпирически устанавливаемые феномены и сущности, не выводимые ниоткуда. В этом смысле можно выстроить трактовку Д. в тесной связи с определенными элементами концепции существования, замствованными из философии экзистенциализма (начиная от С.Кьеркегора до К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра и Г.Марселя). Фиксация Д. таким образом создает первый элемент того, что обозначают термином "история" объекта, какой-то системы. Хотя, разумеется, их история этим не исчерпывается, поскольку развертывание существования через дление связано и с функциями объекта и с его сущностью, с необходимым (закономерным) и со случайным, с причинностью и со спонтанностью, с внешним и с внутренним, и с др. Человеческая история как Д. связана с индивидуальным и коллективным, с субъективностью, с разумностью и неразумностью человека, главное - с его ценностным отношением к совершаемому, к существующему и существованию - своему и иному.

Д. - понятие, порождающее смысл такого важного для теории времени представления как "со - временность" систем самого разного рода. Со - временность - понятие реляционного плана. Вне и помимо отношения Д. как минимум двух объектов-систем установить "со - временность", "одновременность" и "разновременность" практически невозможно.

Д. - это также такой феномен, который порождает возможность сначала масштабирования, а затем и измерения времени при помощи часов на основе эталонов, мер и стандартов времени, понимаемого как Д. существования. Фактически, меры времени, равные по Д., суть единообразные эталоны, меры и стандарты других Д., которые надлежит в целях самой разнообразной практики и теоретических разработок в рамках той или иной культуры выразить количествен-но, в виде чисел с помощью отношения, реляционности вообще. Мерность Д. как объективное свойство исключительно реляционно, и измерение его требует наличия измерителя - наблюдателя и часов. При этом часы могут иметь естественную и искусственную природу и происхождение. Цель, сущность и смысл измерения времени - это сопоставление и сравнение Д. (изменения вообще) как равновеликих отрезков, дуг, объемов, количеств и др. в часах - с Д. существования (изменением) других объектов самого разного рода.

Литература

Аверинцев С.С., Гайденко П.П. Существование // Философская энциклопедия, т.5. - М., 1970. - С. 166 - 68

Алексеев (Аскольдов) С.А. Мысль и действительное. - М., 1914. - С. 302 - 303; Он же. Время и его преодоление // Мысль, № III., 1922. - С. 80 - 82

Разумовский О.С. Время, пространство и со - временность // Космическое пространство в науке, философии и богословии. - СПб, 1994. - С. 81 - 83.

О.С.Разумовский