Лаборатории-кафедры
Copyright © 2001
All rights reserved.

Профессор А. T. Далфово

Традиционное и современное восприятие понятия времени у Лугбара

Перевод М.М.Ткача (МГУ им. М.В.Ломоносова. 2000 год)

Изучение понятия времени в Африке связано, прежде всего, с существованием концепции времени, с его событийной природой, со спецификой будущего времени, и с взаимодействием традиционных и современных значений понятия времени. Наиболее известной теорией в данной области, вероятно, является теория, предлагаемая Джоном С. Мбити, которая утверждает, что время у африканцев событийно, и содержит всего две временных формы, прошедшее и настоящее время, но не будущее.2

Когда я начал изучать концепцию времени у Лугбара 25 лет назад, мои первые результаты, казалось, подтверждали идеи Мбити.3 Последующие данные, однако, породили сомнения. В этой статье изложены результаты моих исследований по данной проблеме.

1. КОНЦЕПЦИЯ. Отсутствие термина "время" у некоторых африканских народов вело к отрицанию соответствующей концепции времени вообще. Рассуждение следующее: чтобы существовала концепция X, надо иметь возможность пользоваться словом X, и поскольку слов для выражения термина "время" не существует, то не существует и никакой концепции времени. В языке Лугбара нет отдельного слова для обозначения понятия "время", но зато есть множество наречий, приставок, и более 200 идиом, выражающих время. Заметим, что X можно рассматривать не только как отдельный термин, но и как набор выражений. Наличие у Лугбара множества слов, связанных со временем, свидетельствует о существовании концепции времени, несмотря на то, что в языке отсутствует отдельный термин, обозначающий "время".4 Недавно Лугбара стали использовать слово sawa, заимствованное из кисвахили5, для обозначения понятия "время". Кроме того, некоторые слова из языка Лугбара, например, etu (солнце), или otu (день) сейчас стали использоваться для передачи термина "время". Также используется английское слово "time"6. Появление и использование этих терминов не означало создание концепции времени; они просто высветили лингвистические и концептуальные элементы, уже существующие в сознании Лугбара, и это помогло определить концепцию времени.

2. СОБЫТИЙНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ. Мнение о событийности африканского времени было порождено обширным использованием событий для выражения его непрерывности или измерения его продолжительности. Считается, что появление часов и календарей вызвало переход от такого событийного подхода ко времени к математическому. Может показаться, что это имеет место и в отношении Лугбара. Но после более внимательного исследования можно сказать, что событийный подход ко времени никуда н е исчез, поскольку ссылка на события осталась и в ныне существующем математическом подходе. Различие между первоначальным и современным подходами ко времени заключается в уменьшении числа событий до одного или двух (солнце и земля), и в применении к ним математических критериев посредством часов и календарей. Это потребовало использования абстракций, которые, однако, не были чем-то принципиально новым, поскольку язык Лугбара включает множество абстракций; кроме того, идиомы, использовавшиеся в первоначальном, событийном подходе, и относящиеся ко времени, содержали в себе элементы абстракции. Такая замена просто означает, что люди изучили использование современных методов измерения времени, сократив ссылки на многочисленные события и распределяя математические образы событий по абстрактной временной матрице.

Событийная природа времени подразумевает, согласно теории Мбити, что время и событие суть одно и то же. У Лугбара события, использующиеся для выражения времени, не обязательно связаны со временем. Они могут рассматриваться, прежде всего, сами по себе, независимо от любой связи со временем. Такая связь устанавливается использованием соответствующих грамматических элементов, например, приставок. Кроме того, одно и то же время может обозначаться различными событиями; если бы время и событие были неразличимы, то разные события должны были бы обозначать разные времена.

3. БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ. Отсутствие будущего времени в африканской концепции времени, кажется, подтверждается языком Лугбара, в котором есть только два пути для выражения времени: прошедшее время выражается посредством помещения глагола после существительного, к которому он относится, настоящее - посредством помещения глагола перед таким существительным. Будущее время не имеет специальной грамматической формы; для выражения будущего времени используются конструкции настоящего времени. Но имеющиеся в языке два способа выражения времени относятся, скорее, не к прошедшему или настоящему времени, а к завершенному или незавершенному действию. Завершенное действие соответствует прошедшему времени, незавершенное - настоящему. Некоторые лингвистические выражения, труднопонимаемые обычными методами, становятся очень логичными в рамках этой концепции завершенного, или законченного и незавершенного, или продолжающегося действия. 7

Тем не менее, в языке Лугбара может быть выражено будущее время. Оно получается из настоящего при помощи вспомогательных глаголов или наречий (более 20 % наречий времени относятся к будущему времени). Хотя события рассматриваются скорее с точки зрения их завершенности, а не временной отнесенности, подобным образом может быть выражено и будущее время. Пример этого мы можем видеть в пословицах, загадках и баснях, сформулированных на телеологическом языке, которые берут свое начало из религиозной практики и верований, и главным образом, ориентированы на будущее, а также в повседневной жизни, при планировании некоторых действий. В то же время, прагматичные Лугбара не рассматривают будущее как предмет постоянного беспокойства. Люди больше озабочены тем, что уже произошло, и тем, что происходит. Только настоящее и прошлое требуют первостепенного внимания. Человек может работать для будущего, но не в будущем. Пословица гласит: "Никто не строит планов по поводу еще не рожденного ребенка".8 Обычные заботы, главным образом, ситуациональны.

4. КРИЗИС. Традиционное и современное понимание времени представляет собой типичный случай встречи прошлого и настоящего, когда две системы борются между собой, что порождает глубокий кризис. " В Африке сегодня сталкиваются два времени, и главной задачей является поиск путей сосуществования различных понятий времени, путей к их гармонии ... Мы больше не уверены, в рамках какой культуры мы живем, где заканчивается традиционная культура и начинается современная." 9

Когда кто-то ссылается на традиции, мысли обращаются к прошлому. Но прошлое - только один аспект традиций. Традиции развиваются посредством влияния прошлого на настоящее и настоящего на прошлое. Пример этого у Лугбара – принятие разделения года на 12 месяцев, а суток – на 24 часа, что оказало влияние и на восприятие прошлого.10 Элементы культуры выбираются из прошлого и настоящего и входят в традицию. Очень трудно установить ясную границу между традицией и современностью, поскольку эти понятия - не материальные объекты, которые могут быть точно определены, а скорее динамические ситуации, определяемые некоторыми соглашениями. Одно и то же прошлое, как и одно и то же настоящее могут порождать различные традиции, в зависимости от соглашений. Лугбара чувствуют, что традиции не управляют ими, что они - не жертва обстоятельств, хотя и чувствуют присутствие некоторых сил, влияющих на их свободу и находящихся вне их контроля.

Лугбара приняли математический подход ко времени как средство управления социальными новшествами, порожденными современностью. Появление часов и календаря было желательно скорее для взаимодействия с изменяющимся миром, чем просто для того, чтобы приспособиться к этим новомодным вещам. Однако, приняв новый, математический подход ко времени, люди обнаружили, что теперь не надо знать друг друга, чтобы сообщить время, в то время как ранее, при событийном подходе, понимание событийного времени требовало знаний о конкретном человеке, который таким временем оперировал. Кроме того, математическое измерение времени не только ликвидировало зависимость времени от человека, но и сделало человека зависимым от времени. Лугбара приняли математический подход ко времени, не потеряв, однако, зависимости времени от человека. Это особенно важно сегодня, когда человек находится под прессом времени. Опыт Лугбара может помочь в поиске выхода из этого затруднительного положения.

В заключении заметим, что кризис времени должен быть наконец рассмотрен в пределах обширного контекста социальных изменений, воздействующих на все человечество. Кроме того, необходимо продолжать анализ культуры отдельных африканских народностей относительно их восприятия времени, принимая во внимание то, что время - всего лишь один из многих элементов культуры.11

Наверх


См. также:
  • Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии
  • J.D.Mabbott. Our direct experience of Time.
  • C.D.Broad. Ostensible Temporality.
  • F.Waismann. Analytic-Synthetic.
  • B.Mayo. The Open Future.
  • R.Taylor. Fatalism.
  • J.Leslie. Time and the Anthropic Principle.