Лаборатории-кафедры
Copyright © 2001
All rights reserved.

Джон Лесли, Канада

Время и антропный Принцип

Перевод М.М.Ткача. (МГУ им. М.В.Ломоносова. 2000 год.)

Антропный Принцип Б. Картера гласит, что, очевидно, наблюдения могут проводиться только в то время и в том месте, в котором может присутствовать наблюдатель. Поэтому мы можем видеть только те времена и места, которые пересекаются с нашим жизненным путем.1 Ранее эта идея была использована Р.Х.Диком против аргументов П.А.М.Дирака. Дик утверждал, что наблюдатели на основе углерода могут существовать только во времена, обеспечивающие совпадение очень многих благоприятных обстоятельств, а Дирак считал, что это не зависит от времени.2 Также, Дж.А.Уиллер считал, что если космос периодически сжимается и разжимается, то в каждом таком периоде возникают новые свойства, и периоды, в которые могут существовать наблюдатели, очень редки.3 Кроме того, С.В.Хоукин утверждал, что наблюдатели могут существовать только во время расширения вселенной, т.к. противоположная фаза возникает только после того, как термодинамическая энтропия становится необыкновенно большой, делая все информационные процессы (и накопление опыта с течением времени) невозможными.4

Идея Картера применима не только к необходимым условиям наблюдения, но также и к возможным условиям. Следовательно, она может быть использована при рассмотрении вопроса Э.Ферми, почему мы не замечаем сигналы внеземных технологических цивилизаций. Может быть, таких цивилизаций очень много в пространстве и времени в целом, но очень немного сейчас, когда существуем мы? Вообще говоря, этот сценарий правилен. Однако, вероятность того, что наблюдатель будет существовать именно в то время, когда технологических цивилизаций очень немного, мала по сравнению с вероятностью существования наблюдателя в период, когда таких цивилизаций много. Поэтому мне кажется, что предложенный сценарий крайне маловероятен.

Около десяти лет назад, Картер заметил, что подобные рассуждения могут применяться к наблюдению человеком самого себя как части человечества в период существования человечества. Это привело его к идее Судного Дня, которую он развил на лекции, прочитанной в 1983 году. Правда, в печатном варианте его лекций об этом упоминается очень кратко.5 Он убежден, что это концепция является правильной, но она вызвала так много возражений, что он ограничился в дальнейшем только устным развитием данной темы. Я тоже убежден в правильности и важности этой концепции, и поэтому недавно я 6, так же, как и Х. Б. Нельсен 7, ее опубликовал. В письме ко мне, Картер подтвердил, что я представил его рассуждения правильно.

А рассуждения таковы. Если человеческая раса продолжит развиваться в течение сотен тысяч лет, возможно, колонизируя галактику, то я сам – человек из раннего периода развития человечества (как, конечно, и вы). Я, вероятно, среди первых 0.00001 % людей, которые живут, и будут жить в этом мире. Предположим, однако, что жизнь человечества будет коротка, возможно, из-за ядерной войны или загрязнения окружающей среды, или возможно, из-за экспериментов в области физики высоких энергий, которые выведут нашу систему из стабильных условий (подобно балансирующей статуе), так, что пузырь стабильного поля, созданный и затем начавший расширяться со скоростью света, убьет всех нас. Такие перспективы исследованы, например, П.Хатом и М.Дж.Рисом.8 В этом случае мы совершенно типичные люди, ибо мы составляем 10% всех людей, когда-либо живших на нашей планете.

Картер и я считаем, что здесь применимо правило вероятностей Байеса; согласно этому правилу вероятность того, что человеческая раса скоро закончит свое существование, растет. Сравним это с тем, как если бы я получил первый, второй или третий приз в лотерее. Независимо от того, сколько имен находится в урне лотереи, кто-то все равно должен выиграть первый приз, кто-то - второй, кто-то - третий. Тем не менее, если мое имя встретится среди победителей лотереи, мне может показаться, что в лотерее было не так уж и много участников.

Так, скажем, 2% - априорная вероятность, что урна лотереи содержала имена только десяти участников, и 98% - что в ней была тысяча имен (для простоты мы рассмотрим только одну возможную альтернативу). Если мое имя есть среди первых трех, вычисления по формуле Байеса приводят меня к новой (апостериорной) вероятности того, что в урне были только десять имен:

( 2/100 * 3/10) / ((2/100 * 3/10) + (98/100 * 3/1000))

что составляет примерно 67%, то есть первоначальная вероятность, составляющая 1/50, превратилась в 1/3.

Производя подобные вычисления, можно предположить, что человеческая раса, вероятно, вскоре закончит свое существование. Способы понизить эту вероятность состоят в аккуратном обращении с окружающей средой, высокими энергиями, и так далее.

Наверх


См. также:
  • Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии
  • J.D.Mabbott. Our direct experience of Time.
  • C.D.Broad. Ostensible Temporality.
  • F.Waismann. Analytic-Synthetic.
  • B.Mayo. The Open Future.
  • R.Taylor. Fatalism.
  • A.T.Dalfovo. The Perception of Traditional and Modern Time among the Lugbara.