Лаборатории-кафедры
Copyright © 2001
All rights reserved.
Исследовательская программа включает в себя три направления: прогнозирование, влияние, темпоральная бомба.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Экспериментальные исследования

1. Психологический эксперимент

Имагинативная проскопия

Технология предвидения. Прежде всего, надо сказать, что нельзя предсказать будущее вообще. Можно предсказать будущее конкретного человека, связанное с данным конкретным моментом времени. Время не однородно и не линейно. Каждому его моменту присущ атрибут качества, некоего смысла, особого содержания. Причём каждый момент неповторим. Он связан с каким-то событием в будущем, которое является его аттрактором, но их расстояние (разделяющий их временной интервал в нашем восприятии) установить невозможно. Чаще всего, это 4 – 6 месяцев. (Заметьте, речь идёт не об индексах, в этой технике мы должны получить индекс в виде символической проекции). Этого события можно избежать, или подготовиться к нему.

Как правило, если человек даёт запрос на прогнозирование будущего, настоящий момент эмоционально напряжён. Он может быть связан с серьёзными изменениями. Вообще, в жизни каждого человека есть хотя бы один момент, который, если будет угадан и правильно понят, может изменить всю его жизнь. Надо уметь его заметить и поймать. Но может быть и совершенно нейтральный момент, связанный с совершенно нейтральным событием.

В любом случае мы действуем следующим образом. Вначале надо выбрать медиума (реципиента). Им может быть либо сам клиент, либо мы, либо особо одарённый человек. Этот последний может выступить в качестве нашего ассистента. Ниже приведён случай, когда эту функцию берёт на себя сам экспериментатор.

Шаг первый. Надо укоренить клиента в настоящем. Здесь просто используется техника из гештальт-терапии «здесь и теперь». Параллельно осуществляется подстройка, либо по методу Дюльферта, либо по методу НЛП. В этом последнем случае, главное – подстройка к дыханию. Тут необходимо небольшое отступление. Невозможно предсказывать будущее всех подряд. Можно предсказать будущее только того человека, с которым оказался в одном фрейме. Особо одарённые в этом отношении люди, тем и отличаются, что легко входят в один фрейм с любым человеком, лишь бы он о них подумал (так, по крайней мере, показывает мой опыт). Оказавшись в одном фрейме, вы становитесь ассоциированным наблюдателем. Это очень важная тема, потому что во-первых, ассоциированный наблюдатель является для аттрактора источником обратной связи, и, во-вторых, по этой причине он то и может влиять на аттрактор. Это и означает быть в одном фрейме. Чаще всего там оказываются либо любящие, либо ненавидящие друг друга люди. Как бы далеко они не находились, они могут знать всё друг о друге в настоящем, один из них может получить информацию о будущем другого.

Здесь открывается возможность разработать на основе этого принципа систему моментальной связи, но для этого пришлось бы сейчас перейти на другой язык, потому что всё это имеет определённый субстрат. Но это уже отдельная задача.

Шаг второй. Надо освободить сознание и перейти в режим активного воображения. Это соответствует состоянию, которое мы называем «мне хочется», в отличие от «я хочу».

Шаг третий. Обнаружение образа. Бессознательное говорит с нами языком образов, потому что не знает ни какого из словесных языков. Это всегда архетипические образы и образы субъективной семантики. Последние можно интерпретировать как пиктограмму, или методом свободных ассоциаций, но в его юнгианском варианте. Не менее четырёх ассоциаций на один и тот же символ и до «щелчка». Мы делаем это совместно с клиентом. Я сообщаю ему: я вижу ..., и мы начинаем это обсуждать. Если попробуете сами, заметите, что клиент будет «видеть» примерно то же самое.

Шаг четвёртый. Совместно с клиентом анализируем результат. Вписываем в его житейский контекст. Конкретизируем информацию. Принимаем решение. При этом ведущая роль отводится клиенту. Экспериментатор лишь стимулирует его вопросами.


Разделённое зрение. Эксперимент первого порядка

За основу взяты эксперименты Путхоффа и Тарга.

Нам удалось провести первую серию эксперимента. В ней приняло участие 14 испытуемых – все они студентки отделения психологии БГУ. Эксперимент проводился в учебно-исследовательской лаборатории кафедры психологии и начинался всегда в 11 часов 10 минут. Ход опыта записывался на видеокамеру. Использовался приём разделённого зрения. Экспериментатор погружал испытуемую в транс и предлагал посмотреть вокруг глазами своего парня, местонахождение которого было неизвестно. После чего предлагалось пробудить мышцы, которые помогают ей говорить и сказать несколько слов о том где он сейчас и что он видит. После этого испытуемая выводилась из транса с командой запомнить всё, что происходило в трансе. Затем испытуемым предлагалось рассказать о своих впечатлениях и нарисовать то, что они видели. После этого они звонили своему парню по мобильному телефону и спрашивали его, где он был десять минут назад. Результаты оказались следующими.

Испытуемые могли видеть конкретные образы, например, одна испытуемая сообщила, что видит вагон то ли метро, то ли электрички, другая увидела ксерокс и в руках то ли книгу, то ли бумагу, третья – подносы и прилавки в столовой. Абстрактные образы напомнили результаты Путхоффа и Тарга. Нависающий шатёр паутины оказался куполом главпочтамта, рассматриваемым изнутри. Что-то вроде Пирамиды и Сфинкса оказалось Национальной библиотекой и памятником Франциску Скорине. Уходящая в даль ажурная конструкция оказалась переходом между двумя станциями метро. Результаты сведены в таблицу.

Таблица 1.
№ испытуемогоКоличество
угадываний
Из них
конкретных образов
Из них
абстрактных образов
132 (ксерокс, столовая)1
231 (метро)2
331 (библиотека)2
4303
5303
6303
7202
8202
9000
10000
11000
12000
13000
14000

Итак, у испытуемой, которая угадала 2 конкретных образа, вероятность именно такого результата равна 0,0039, т.е. событие это было практически невозможным. Она, тем не менее, угадала, не смотря на такую вероятность, Что это означает? Здесь с математической точки зрения всё понятно. Вероятность эта - статистическая и вычисляется в предположении, что выбор ответа происходит случайно. Т.е. вероятность того, что испытуемая угадает правильный ответ случайно равна 0,0039. А то, что она, тем не менее, выбрала правильный ответ, говорит только об одном - выбор этот был не случайным. Т.е. на момент ответа она не угадывала, а объективно знала ответ или видела это место. И потом в данном эксперименте возможных исходов было 10. В результате эксперимента, тем не менее, нами были зафиксированы только 5. Причём условно их можно разделить на 3 группы: 1) Те, в которых испытуемые угадали хотя бы 1 конкретный образ (вероятность того, что их выбор был случаен стремится к нулю), 2) которые не угадали ни одного конкретного образа, но угадали хотя бы 2 абстрактных образа (вероятность того, что их ответ был случаен мала, хотя и не исключена) и 3) те, которые не угадали ничего (с самой большой вероятностью). Мы не получили именно те 5 возможных вариантов, которые иллюстрировали бы как раз таки случайность этого выбора. Например, угадала 1 конкретный, и 2 не угадала. А у нас получилось: либо угадала не менее 2, либо не угадала вообще, т.е. фактически противоположные результаты - максимум и минимум. И это говорит о том, что те, которые угадали - либо обладают каким-то свойством, которым не обладают те, которые не угадали; либо для выбора ответа те, которые угадали, используют какой-то определённый алгоритм операций, который по какой-то причине не используют те, которые не угадали. Причём те, которые угадали конкретный образ, обладают этим свойством в большей степени, чем те, которые отгадали лишь абстрактный образ.

Эксперимент будет продолжен в том же виде, с целью увеличения выборки.


Анализ сновидений

Объекты могут быть организованы в будущем по принципу прототипов но не объекты несут смысловую нагрузку в тех сообщениях из будущего – индексах, которые мы можем получать. Основная часть информации, которую можно получить в качестве индекса носит неаналитический характер, а аналоговый, то есть информация обрабатывается на образно-символическом уровне. Мы полагаем, что носителем смысла, в этом случае, является способ организации объектов, отобранных случайно из соответствующих категорий. Случайно в том смысле, что их собственное смысловое значение никакой роли в данном случае не играет. Этот способ организации, представляющий собой, ещё один и при этом основной элемент наглядного образа, мы назвали «квазиграфический объект». Квазиграфический потому, что он присутствует в изображении, более того, придаёт ему смысловую организацию, но сам изображён быть не может. Только через воплощение в каком-нибудь материале.

Итак, квазиграфический объект – это принцип, или метод, репрезентированный субъекту в наглядном образе. Но, почему именно наглядный образ? Во-первых, он ближе к деятельности и проистекает из неё, как и метод в нём закодированный. Во-вторых, это неосознаваемый процесс, близкий к интуиции, а бессознательное говорит с нами языков символов (образный компонент), потому, что не знает словесного языка. Язык символов интернационален.

Дадим ещё одно определение. Квазиграфический объект – это общее пространство двух образов. Это их частичное совпадение. Оно не может относиться к их сущностям. Оно вообще случайно для них. Оно сущность чего-то третьего, могущего возникнуть. Оно порождает нечто новое – новый образ, и после вербализации новый смысл. В этом контексте лучше всего было бы назвать его «институциональная матрица».


2. Физический эксперимент

Эксперимент с кварцевым микрорезонатором

Мы уже знаем, как влияет человек на человека, человек на материальные процессы и не знаем, по крайней мере, не имеем такого примера, как влияют друг на друга материальные процессы. Разумеется в рамках теории темпоральной обратной связи. Как уже известно, всякое событие имеет начало, течение и конец. Возникнув в будущем, оно проявляется в настоящем в виде индекса. Зарегистрировав его, мы можем событие предсказать. Для того, чтобы проверить такую возможность предлагается следующий эксперимент. Известно, что свет от Солнца идёт 8,3 минуты. Это значит, что если на Солнце произойдёт вспышка, то мы её увидим не раньше чем через 8,3 минуты. Кварцевый генератор должен, предположительно, изменить частоту колебаний за 8,3 минуты до этого. Это будет означать, что вспышка и изменение частоты колебаний одновременны. Мы, по крайней мере, обнаружим индекс природного явления. Идея установки позаимствована у академика А. Вейника. Д. Кирьянов предложил наиболее простой способ измерения частоты кварцевого генератора. На рисунках можно видеть схему экспериментальной установки и кварцевый генератор, прикреплённый к макетной плате.




ВЛИЯНИЕ
Экспериментальные исследования

1. Психологический эксперимент

Психотерапия сотрудничества

Известно, что человек умирает не от гипертонии (и т.п.), а от дефектов психики. Он умирает, потому что его психика постоянно воспроизводит гипертонию. На этом основана психосоматическая медицина. Так называемые невротики, которые постоянно думают о том, чего бы им хотелось избежать, постоянно наталкиваются именно на это, потому что всё их внимание направлено на предмет своих опасений. Как писал К.Г. Юнг: «То, чему ты сопротивляешься, остаётся». Мы утверждаем, что появление образа будущего на уровне бессознательного полностью определяет соматику. Всё дело в наличии образа. Мы назвали его запускающий образ (см.: Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна и психотерапия сотрудничества). Даже осознав его, и стремясь от него избавиться, человек только усиливает его. Для того, чтобы объяснить действие запускающего образа удобно пользоваться такой моделью. Мы полагаем, что вокруг нас, в параллельном мире, назовём его так, существуют некие аттракторы, способные вызывать любые события. Каждый своё. Чтобы заработать, им нужна обратная связь. Запускающий образ и есть эта обратная связь. Он появляется, запускает соответствующий аттрактор, и тот начинает реализовываться. Это такая институциональная матрица. Можно предположить, что жизнь – это одна из мировых констант (как, например, скорость света в вакууме и т.п.), которая участвует в конструировании, нет, лучше, в созидании Вселенной, обеспечивая процессы темпоральной обратной связи. Вот как в конце 1950-х гг. профессор Принстонского университета Джон Уиллер сформулировал антропный принцип: Вселенная становится реальной только в момент её наблюдения, до того пребывая в виртуальном состоянии. Изменяя запускающий образ, мы создаём для человека новую тенденцию, включая его в новую институциональную матрицу, соответствующую здоровому образу жизни. Техника отработана и прошла мониторинг на базе кабинета психологической помощи НИЛ практической психологии Европейского гуманитарного университета (см.: «Время как фактор изменений личности» Сборник научных трудов под редакцией А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова, Минск, ЕГУ, 2003) и департамента психиатрии Падуанского университета (www.Pol-it.org/ital/bielo.htm). Работа в этой области будет продолжаться.


Разделённое зрение. Эксперимент второго порядка

Планируется повторить эксперименты Путхоффа и Тарга. Их суть в следующем. Испытуемый вместе с экспериментатором находился в закрытом помещении и в установленное время должен был начать описание неизвестного ему удаленного объекта, на котором в это же время находится выездная группа фиксации мишени. Выбор мишени, на которую при этом выезжала группа фиксации, осуществлялся случайным образом. Подробности схемы эксперимента таковы. За 30 мин до того момента, когда испытуемый должен был начать рассказывать о своих впечатлениях, он и один из экспериментаторов уединялись в закрытом помещении в СНИИ. После этого другой экспериментатор получал от руководителя отдела карточку с указанием координат мишени, определявшую маршрут поездки; маршрутные карточки готовились заранее начальником отдела, перетасовывались и хранились под его наблюдением. Выездная группа в составе двух-четырех экспериментаторов отправлялась затем на автомобиле прямо к мишени, не вступая перед этим в контакт ни с испытуемым, ни с экспериментатором, оставшимся в СНИИ. Последний не был информирован ни о данной конкретной мишени, ни обо всем их множестве вообще; это делалось с той целью, чтобы исключить возможности намеков (явных или подсознательных) с его стороны, и позволяло ему не ограничивать круг вопросов, задаваемых испытуемому для более точного понимания его описаний. Выездная группа, затратив 30 мин на дорогу, оставалась на месте расположения мишени в течение 15 мин. Дальновидящего испытуемого просили, чтобы в течение периода наблюдения мишени выездной группой он наговаривал на магнитофон рассказ о своих впечатлениях о мишени и ее местоположении, дополняя рассказ по желанию любыми рисунками. По возвращении выездной группы производилась предварительная сверка результатов, а затем испытуемого отвозили на место расположения мишени, чтобы дать ему возможность сопоставить свои впечатления с реальным объектом.

В ходе экспериментов испытуемые по своей инициативе начинали иногда говорить, что они уже задумывались о предстоящем участии в опыте и о том, что у них даже возникло представление о характере будущей мишени. Эти сведения получал только экспериментатор, остававшийся с испытуемым, и до окончания эксперимента о них ничего не знал другой экспериментатор, который направлялся к мишени. Иногда к тому времени, когда испытуемый начинал рассказывать о своих впечатлениях относительно мишени, ее местонахождение еще оставалось невыбранным, эти предвосхищения показались Путхоффу и Таргу весьма затруднительными для истолкования. Мы считаем это основным моментом. Испытуемый влиял на выбор мишени. Процедура опытов оставалась той же, что и в предыдущих экспериментах по дальновидению, но с одним исключением: испытуемого просили описывать удаленный объект в течение 15 минут, которые начинались за 20 минут до выбора мишени и за 35 минут до прибытия выездной группы к месту назначения. Эту модель мы и планируем повторить. Если будет получен статистически значимый результат, значит гипотеза о влиянии на будущие события ассоциированного наблюдателя подтвердится.


ТЕМПОРАЛЬНАЯ БОМБА

1. Психологический эксперимент

Психосемантический эксперимент

Мы можем с достаточной определённостью сказать, что мир, в котором возникают и откуда приходят к нам события, ведёт себя и значит организован как психическая реальность. И темпоральная обратная связь ведёт себя как известная нам информационная обратная связь, свойственная таким сложноорганизованным системам как человек или общество. По этой причине, для того, чтобы хоть немного проникнуть в этот мир, предполагается использовать методы психосемантики. Планируется попытка сделать хотя бы категоризацию аттракторов.

Категоризация аттракторов это их идентификация и группировка в одну категорию. По Дж. Брунеру категории – это правила, по которым предметы относятся к определённым классам. Можно предложить несколько концепций в исследовании структур и процессов категориальной организации аттракторов:
1. Концепция фреймов.
2. Концепция прототипов.
3. Концепция экземпляров.
4. Концепция схем.

1. Фрейм состоит из понятий всегда верных по отношению к предлагаемой ситуации (верхний уровень), и более низких уровней терминов (или «ячеек»), которые должны быть заполнены характерными приметами. Эти приметы мы называем индексами – признаки грядущих событий.
2. Прототип – это наилучший пример Красса, который интегрирует все наиболее типичные характеристики. Например, представителем концепта «птицы» является воробей, а концепта «фрукты» – яблоко. В этом случае принадлежность аттрактора к классу определяется в терминах расстояния, а не в терминах свойств. Можно выделить две теории прототипов. Теория центральной тенденции полагает, что прототип представляет собой среднее из всех экземпляров. Таким образом прототип представляет собой центральную тенденцию некоторой категории. Теория частоты признаков, основана на предположении, что прототип отражает моду или наиболее часто встречающееся сочетание признаков. Здесь прототип – это синоним «лучшего экземпляра».
3. Концепция экземпляров производит идентификацию аттрактора на основе его близости ко всем имеющимся экземплярам, и его типичность есть функция этой близости. Эта концепция имеет много общего с принципом семейных сходств, т.к. оба они полагаются на закон подобия – если два предмета похожи, то они принадлежат одной категории.
4. Концепция схем. Схемы представляют собой организованные пакеты аттракторов, обеспечивающих протекание того или иного события. Правильное понимание «топологии» аттракторов позволит эффективнее организовать взаимодействие с ними. Эта задача требует перехода от метода наблюдения, каковым мы пользовались до сих пор, к методу эксперимента.

По результатам метода наблюдения можно предположить, что использован принцип прототипов. Сейчас это наша рабочая гипотеза.


Психотерапия сотрудничества – профилактика и психотерапия зависимостей

Теория темпоральной обратной связи позволяет разработать техники предвидения будущего, техники влияния на будущее с целью изменить настоящее, техники влияния на будущее, чтобы уничтожить нежелательное настоящее. Это последнее не доступно методу запускающего образа. Здесь требуется метод блокады действующего аттрактора, а не его возбуждения. Пока в работе с зависимостями мы используем следующий подход. Условно мы называем его «метод косвенного влияния». Мы исходим из того, что если пациент сам обратился за помощью (а не по принуждению), значит у него есть желание избавиться от зависимости. Мы предположили, что ему мешает то, что он убеждён в невозможности этого. Поэтому, вся психотерапия сводится к тому, что методом запускающего образа мы формируем у пациента уверенность в том, что он может избавиться от своей аддикции, а всё остальное он сделает сам. Экспериментальная работа в этой области ведётся в специализированных клиниках и консультациях. (См.об этом: Н.А. Залыгина, В.А. Поликарпов, Я.Л. Обухов. Аддиктивное поведение молодёжи: профилактика и психотерапия зависимостей. Минск, 2003).


Исследование ятрогенных и дидактогенных расстройств. Индуцированных психозов

Это тоже очень сложная тема. Соответствующая работа начата нами в Падуанском университете в Италии при департаменте психиатрии и дала неплохие результаты. (См.: Lapproccio attivo-processuale nella psicoterapla. The italian on line psychiatric magazine. www.Pol-it.org/ital/bielo.htm). Сейчас разрабатывается программа для проведения её в отечественных условиях.


1. Физический эксперимент

Мысленный эксперимент с использованием математических моделей

Теория темпоральной обратной связи позволяет разработать техники предвидения будущего, техники влияния на будущее с целью изменить настоящее, техники влияния на будущее, чтобы уничтожить нежелательное настоящее. Это последнее мы назвали темпоральная бомба. Собственно, бомба основана на том, что наш мир, непрерывно возникает заново. Грубо говоря, каждый аттрактор отвечает за свой фрагмент. Это регулируется темпоральной обратной связью. Если её прервать, то какой-то объект просто не возникнет в следующее мгновение.

Темпоральная бомба взрывается там, где удастся пустить поток времени в обратном направлении, параллельно входящим потокам. Теория субстанциональных потоков А.П. Левича утверждает, что «существуют субстанциональные потоки на глубинных уровнях строения материи, которые порождают генеральный процесс – замены элементов, вызывающий изменения в любой системе». Не трудно понять, что эти потоки перпендикулярны к нашему миру (иначе, они бы спутались) и текут из будущего в прошлое, являясь, таким образом, субстанцией времени. Наш же мир (см.: М.Х. Шульман «Космология и метаболизм») представляет собой трёхмерную мембрану, разделяющую мир внешний – тот из которого идут субстанциональные потоки (он по Шульману четырёхмерен) и мир внутренний – тот, куда они попадают, произведя изменения в мембране. (Правда, в концепции М.Х. Шульмана, они остаются в мембране, но эти детали мы здесь опустим). Я вижу здесь механизм гравитации. Да, да, я полагаю, что теория субстанциональных потоков А.П. Левича имплицитно содержит в себе теорию гравитации. Воспользуемся аналогией. Возьмём два параллельных проводника. Пропустим по ним ток в одном направлении. Провода начнут притягиваться друг к другу. Вот так же притягиваются друг к другу субстанциональные потоки. Чем массивнее тело, тем больше в нём субстанциональных потоков, тем большей гравитацией оно обладает. А теперь продолжим нашу аналогию. По одному из проводов пустим ток в обратном направлении. Проводники начнут отталкиваться друг от друга. Возникает что-то вроде антигравитации. Прерывание темпоральной обратной связи и заставляет один из потоков течь в обратном направлении. В итоге возникают силы отталкивания, и всё в этом событии разлетается вдребезги. Поэтому я и использовал термин «бомба». В этой области мы можем позволить себе только мысленный эксперимент. Понятно, что если бы такая бомба стала реальностью (а я не сомневаюсь, что мир устроен именно так, и, значит, всё сказанное возможно), то, конечно, можно было бы, скажем, блокировать аттрактор какой-нибудь эпидемии и прекратить её, или предотвратить столкновение Земли с астероидом, но, увы, ведь возможны и другие применения. Но, раз уж она появилась в чьей-то голове, значит появится ещё и в другой. Так что, лучше держать её под нашим интеллектуальным контролем, чтобы, в случае чего, быть готовыми понять происходящее, и, может быть, противодействовать ему.


Наверх