Институт исследований
природы времени

 
Мы в соцсетях: Поиск по сайту: 
Канал youtube
Группа VK
 
 
© 2001-2024 Институт исследований природы времени. Все права защищены.
Дизайн: Валерия Сидорова

В оформлении сайта использованы элементы картины М.К.Эшера Snakes и рисунки художника А.Астрина
Феномен времени: краткий универсальный словарь. Под. ред. В.С.Чуракова
Анисов А.М. Вейник В.А. Глухарев К.А. Катющик В.Г. Мельников Г.С. Мешков В.Е. Никонов Ю.В. (Nikonov Yu.V.) Картер А. (Carter A.G.) Семиков С.А. Уфимцев Р. Чураков В.С. Шихобалов Л.С. Феномен времени: краткий универсальный словарь // под. ред. В.С. Чуракова. (Серия «Библиотека времени». Вып. 16). Ростов-на-Дону–Новочеркасск: «НОК», 2023. 574 с. 978-5-8431-0495-5

Категории: Исследование, Толковый словарь по темпорологии, Авторский указатель, Библиотека времени В.С. Чуракова
Феномен времени: краткий универсальный словарь

Феномен времени: краткий универсальный словарь
0.0/5 оценка (0 голосов)

Аннотация

Универсальный словарь содержит сведения о времени, встречающиеся в естественнонаучных и социогуманитарных науках, в научно-популярной литературе и отчасти в средствах массовой информации. Он адекватно отражает темпоральную составляющую научной картины мира, сложившуюся в первой четверти XXI века. Его спецификой является содержание математических формул и уравнений, используемых в научной литературе по времени.

Словарь предназначен, прежде всего, для читателей, интересующихся данной проблематикой, а также всем, кто интересуется устройством мира и его изучением.

Предисловие
Время – не только существенная компонента нашего внутреннего опыта и ключ к пониманию истории человечества как на уровне отдельной личности, так и на уровне общества. Время – это ключ к пониманию природы.
Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках.

Предисловие

При размышлении о времени невольно вспоминается знаменитая индийская притча о слоне и четырёх слепцах: четверо слепых захотели узнать, как выглядит слон. Погонщик «остановил слона, и все четыре слепца принялись его ощупывать. Одному под руки попался хобот, другому – нога, третьему – брюхо, четвертому – хвост.

Вот ощупали они слона, и махут погнал его дальше. А прохожие спросили слепцов:

  • Ну, знаете теперь, какой он – слон?
  • Да, знаем! – ответили те.
  • Какой же?

Слепой, что ощупал хобот, ответил:

  • Он похож на толстую змею, которая свернулась кольцом. Слепой, что ощупал ногу слона, сказал:
  • Нет, ошибаешься! Он похож на столб. Слепой, что ощупал слоновое брюхо, сказал:
  • Оба вы говорите неправду! Слон похож на громадную бочку для воды. А тот, что ощупал хвост, заявил:
  • Все вы ошибаетесь. Вовсе он не такой, как вы говорите. Слон похож на корабельный канат.

Так эти четверо слепцов, ошибаясь сами, обманывали друг друга. А ведь каждый из них говорил правду. Кто сколько узнал, тот о том и рассказал» [Индийские сказки. – М.: Гос. изд. худож. литературы, 1958., С. 18-19.].

Несомненно, что Время одно (Chronos – физическое или космическое время), но его представлений множество (т.е. имеет место полная аналогия со слоном и слепыми).

Феномен времени проявляется как соотношение формы и содержания. Без осознанного их рассмотрения в единстве мы не способны воспринимать этого единства как реальности, единой в двойственности.

Философия и физика являются различными способами теоретического отображения окружающей реальности.

  1. Поскольку наука – это теоретическое мышление, а философия занимается разъяснением того, что это такое теоретическое мышление, дает толчок к развитию различных теоретико-познавательных систем, то отсюда закономерно следует различие в подходах к изучению проблемы времени наукой и философией. Философия изучает время как категорию, а физика стала изучать время как феномен, причем именно как феномен, но не явление, поскольку в естественных науках явлением называется какая-либо перемена в вещах, но не сами вещи, в «философии же называют всякое кажущееся бытие явлением, следовательно, и вещи, если они мыслятся в том виде, как они всего лишь представляются или кажутся, а не как существуют сами по себе» [Введенский А.И. Метафизика и ее задачи. Истинное и кажущееся бытие // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. – М.,1990., 384 с.].
  2. «В нашем понятийном аппарате слово «явление» ассоциируется с понятием «сущность». Но явление, за которым стоит сущность, не может быть феноменом. Явление становится феноменом, когда оно полностью без остатка являет сущность, когда оно не просто «существенно», но не обременено какими-либо границами, отделяющими его от сущности. Отсюда не следует, что, зафиксировав феномен, мы освобождаемся от дальнейшего исследования. Напротив, феномен – всегда загадка, всегда вопрос. Явление будет феноменом только в том случае, если оно без остатка являет свою сущность. Это, однако, не значит, что оно являет всю суть бытия. Мир феноменов безграничен как вширь, так и вглубь» – разъясняет А.А.Печенкин с позиции философии различие между явлением и феноменом [Печенкин А.А. Горизонты философии науки: феноменология // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. – М., 1996, 360 с.].

Поэтому философское понимание времени обуславливает потенциальную возможность соответствующей трактовки в теоретической физике.

Понимание времени ‒ в качестве свойства (атрибута) материи или же в качестве формы существования материи ‒ имеет принципиальное значение. Ибо категориальный прообраз материи и ее атрибутов заключается в отношении вещи и ее необходимых свойств. Категориальный же прообраз материи и форм ее существования ‒ это отношение сущности и ее реального существования. Философское понимание пространства и времени диктует необходимость их рассмотрения в единстве с материей и движением. Единство пространства, времени и движения материи можно выразить гносеологически, то есть через познавательный процесс: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы неизбежно изучаем тем самым движущуюся материю.

В физике под временем понимается свойство материальных процессов иметь определенную длительность, следовать друг за другом в определенной последовательности и развиваться по этапам и стадиям. Время не может быть отделено от материи и движения. Поэтому большинство исследователей принимает время как фундаментальное понятие. Это особенно ярко выразилось в связи с введением в релятивисткой теории понятия «пространство-время». Полученное значение времени, выраженное в единицах длины, с одной стороны, кажется неожиданным, а с другой ‒ ряд исследователей и философов рассматривали время как часть пространства.

Прежде всего, будем исходить из того, что в современной теоретической физике «за пределами познанного, хотя в физике уже много сделано, остались, теория времени, квантовая космология, а также мир атомов и сверхэлементарных частиц». Это и является источником интереса «к изучению сложных комплексных моделей временных процессов» [Арсенов О.О. Физика времени. ‒ М.: Эксмо, 2010. 224 с.: ил., с.122.].

В физике время обозначается скаляром t, а скаляр ‒ это произведение двух векторов.

Вполне возможно, что если бы грамматика нашего языка была иной, то и наши представления о времени, причинности и бытии серьезно отличались бы от нынешних. Поскольку время, пространство, материя – первичные понятия, то их можно определить только тогда, когда будут ясны более первичные понятия. Но это − область физики, а не философии. А сумма накопленных знаний о времени может быть названа темпоральной эпистемологией.

Тем не менее, необходимо отметить, что примерно с последних лет ушедшего XX века формируется наука о времени, получившая название темпоралистика или темпорология. В философском словаре «Современная западная философия» о понятии «темпоральность» сказано следующее: «ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ (от англ. temporal – временные особенности) – временная сущность явлений, порожденная динамикой их собственного движения, в отличие от тех временных характеристик, которые определяются отношением движения данного явления к историческим, астрономическим, биологическим, физическим и другим временным координатам. В современную философскую культуру понятие темпоральность вошло через экзистенциалистскую традицию, в которой темпоральность человеческого бытия противопоставляется внешнему, отчужденному, бескачественному, навязываемому и подавляющему времени. В феноменологически ориентированной социологии, а также в психологии и культурологии понятие темпоральность широко используется для описания таких динамичных объектов, как личность, социальная группа, класс, общество, ценность («полные социальные явления» Д. Гурвича). Идея анализа взаимодействия движущихся социальных явлений через сопоставление их темпоральности легла в основу методологии темпорального анализа» [Современная западная философия. Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Политиздат, 1991. 414 с., С. 298].

Термины «темпоралистика» или ‹‹темпорология›› появились сравнительно недавно, и используются «в науке и философии для описания многообразия исследований времени, относящимся к разным дисциплинам и направлениям» [Любинская Л.Н., Лепилин С.В. Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. – М., 2002., с.22].

В темпорологии системообразующим ядром является физика, но хронофизики – собственно физики времени нет.

По замечанию О.В. Малюковой «достижения физики в изучении природы времени оказались очень скромными, иными словами, физика не справилась с постижением природы времени. Причинами этой неудачи являются следующие факторы:

  1. Изучение времени приводит к появлению парадоксов.
  2. Не совсем ясно, что за объект, скрывается под этим именем.
  3. К изучению времени хорошо применима теорема Гёделя о невозможности изучения объекта, средствами, существенно связанными с самим объектом» [Малюкова О.В. Логическая программа исследования свойств времени // CyberLeninka.ru›article/n…issledovaniya…vremeni].

Традиционно проблема времени является философской. Сама же философия времени представлена анализом времени в истории философии и в философии природы. Многообразие исследований времени в науке, относящееся к различным направлениям и дисциплинам, началось со второй половины прошлого века. С целью изучения времени во многих странах созданы научно-исследовательские группы и работают отдельные учёные, которые направляют свои усилия в сторону построения моделей времени. Здесь следует отметить основные ведущие группы (в хронологическом порядке): в 1935 г. в Швейцарии было организовано Международное общество по изучению биоритмов, преобразованное в 1971 г. в Общество хронобиологии в США. В 1966 г. в Нью-Йорке по инициативе известного американского ученого Д.Т. Фрейзера возникло Международное общество по изучению времени: InternationalSocietyfortheStudyofTime (ISST); (http://www.studyoftime.org/index.html).

В нашей стране значительная роль в формировании научного интереса к изучению времени принадлежит В.И. Вернадскому, в 30-е годы XX века исследовавшего вопрос об особых свойствах пространства, присущего живой природе. Эти свойства он соотносил, прежде всего, с дисимметрией пространства. В этой связи им было предложено понятие биологического времени. Изучение времени в биологии (впоследствии развившееся в новое направление – хронобиологию) было продолжено: в 70-х годах XX века прошло несколько всесоюзных конференций – во Фрунзе, Новосибирске, Владивостоке, на которых рассматривались вопросы времени в сфере биологии. В Новосибирске с по 1971 по 1983 г. работал семинар по хроногеометрии, а с 1999 г. проводятся конференции «Поиск математических закономерностей мироздания» по математическим проблемам физики пространства-времени сложных систем.

Группа М.М. Лаврентьева, Институт математики им. С.Л. Соболева, СО РАН, Новосибирск, (http://www.math.nsc.ru).

В МГУ на биофаке с 1984 г. по настоящее время работает междисциплинарный семинар по изучению феномена времени, руководимый А.П. Левичем, с лета 2016 г. Ю.А. Лебедевым, с 01.01.2019 г. руководителем утвержден И.Э. Булыженков, организован Институт исследования природы времени, МГУ, Москва; (http://www.chronos.msu.ru), в Пущино в последние десятилетия XX века проводились Всесоюзные, а впоследствии – Международные конференции «Космофизические корреляции в биологических химико-физических процессах». В МГУ параллельно с Семинаром по изучению феномена времени в Институте сложных систем МГУ работает семинар «Время, хаос и математические проблемы». С 1993 г. в Ставропольском университете ежегодно проводятся Международные конференции на тему «Циклы природы и общества». В МГТУ им. Баумана с 2003 г. регулярно проводятся Международные конференции «PHYSICALINTEPRETATIONSOFRELATIVITITHEORY (PIRT)».

То обстоятельство, что фактор времени в современной науке начинает играть роль, которой у него не было ни в классической, ни тем более в неклассической науке – связано с возникновением методологического сдвига, имеющим причину онтологизации научных инструментов, в том числе представлений о времени – было отмечено на Круглых столах журналов «Вопросы философии» и «Науковедение», состоявшемся в 2001 г. и посвященном обсуждению книги В.С.Степина «Теоретическое знание», а также «Время. Эволюция, тематизация: материалы Круглого стола. Журнал «Философские науки» №10. 2003, №1. 2004»; «Время. Вечность. Забвение: материалы Круглого стола. Журнал «Личность. Культура. Общество». Т.VII. Вып. 2, вып.3, вып.4. М., 2005». По проблеме времени регулярно печатаются статьи в журналах «Вопросы философии». По моделированию и анализу времени выходит множество публикаций в специальных изданиях, по конструкциям времени издано три сборника. Все это следует рассматривать как показатель темпорализации мышления, как рефлексию времени в современной культуре, а в качественном и количественном отношении, по числу публикаций – это один из индикаторов интеллектуального развития национальной культуры.

Каждая из вышеперечисленных организаций издаёт свои результаты исследований, в которых аккумулируются аналитические предложения и предлагаются методы и алгоритмы решения ряда проблем по выявлению латентных свойств времени. Здесь необходимо соблюдать определенную толерантность, т.к. все научные программы имеют право на существование. И, до тех пор, пока результаты опытов не докажут несостоятельность того или иного предложения, любая модель должна считаться адекватной реальному миру. Поэтому следует считать, что все исследовательские программы изучения времени в данный исторический момент направлены на раскрытие морфологии Времени, что является нетривиальная задачей, поскольку мы находимся только в начале пути, и те гипотезы, которые уже сформулированы в научной периодике, относятся пока к области теоретической науки, а до перехода на фундаментальный и прикладной уровни ещё достаточно далеко. Возвращаясь к вышеуказанным публикациям, справедливости ради необходимо акцентировать внимание на том, что в них представлены предложения, которые базируются на основе различных научных дисциплин. В частности, к ним относятся, прежде всего, философия, математика, физика, астрономия, химия, биология, геология, психология и социология.

В мире полным-полно словарей, справочников и энциклопедий по всем учебным дисциплинам, разделам знаний и по различным тематикам.

Но времени почему-то не повезло: на настоящий момент на русском языке существуют: «Толковый словарь по темпорологии» на сайте Института исследований времени http://www.chronos.msu.ru/rglossary.html, который включает в себя:

«Словарь института», «Словарь от И.А. Хасанова», «Словарь от О.С. Разумовского» и «Словарь предвосхищения от С.А. Кравченко».

В бумажной версии есть четыре словаря:

Хаснов И.А. Время как объективно-субъективный феномен: Словарь. ‒М.: Прогресс-Традиция, 2011. ‒ 328 с;

Каллендер Крэйг, Эдней Ральф. Время: графический путеводитель: пер. с англ. ‒ Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. ‒ 170 с.;

Вейник В.А. Время от А до Я. Краткий словарь. Ростов-на-Дону; Новочеркасск: Издательство НОК, 2017. 477 с., 150 Ил.;

Хасанов И.А. ВРЕМЯ: энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция. 2017.640 с.

Сюда же следует добавить:

Владимиров Ю.С. Природа пространства и времени: Апология времени. М.:ЛЕНАНд, 2015. 400 с.

Настоящее издание пополняет их количество и качество, восполняет, насколько это возможно, имеющие место пробелы.

В настоящую работу включены словарные статьи‚ предоставленные В.А. Вейником‚ не вошедшие в издание: «Вейник В.А. Время от А до Я. Краткий словарь», а также ряд статей из ранее вышедших сборников серии «Библиотека времени» и несколько статей Р.Уфимцева в популярном сегодня когнитивистском подходе.

Собранные под одной обложкой материалы о времени, конечно, не полны и не окончательны, а у критично настроенного читателя могут вызвать много вопросов, это связано, прежде всего, с тем, что в последнее время по поводу изучения времени в интернете критикуют, «поливают» всех: от Ньютона и до Эйнштейна. Понятно, что разные подходы – включая дискуссионные − допустимы для рассмотрения отдельных аспектов времени.

Настоящий универсальный словарь содержит краткое описание различных мнений о времени и о его физической и нефизической формах. Специально отмечено, что его социальная сторона к понятию времени не имеет никакого отношения, т.к. предназначена только для синхронизации разнообразной деятельности человеческого общества.

Важно также отметить, что особенностью словаря является сопровождение большинства понятий и терминов литературными и интернет-ссылками. Словарь адекватно отражает картину мира, сложившуюся на начало XXI века, включающей в себя как рациональные, так и иррациональные компоненты.

Словарь предназначен для широкого круга читателей, доступен и полезен всем, кто интересуется устроением мира.

Настоящее издание стало возможно благодаря спонсорской деятельности Γеннадия Семёновича Мельникова и Павла Давидовича Кравченко.

Научный редактор

Содержание

Предисловие – / 9 /

Абстрактная перманентноцелостная система – / 14 /

Абстрактная хроноцелостная система – / 16 /

Альтернативные концепции "нестандартного" времени – / 19 /

Анизотропность времени – / 21 /

Антиципация – / 22 /

Антропное время – / 22 /

Асинхронность – / 23 /

Аспекты времени – / 23 /

Атемпоральность – / 23 /

Атрибутивная концепция времени – / 24 /

Баллистическая теория Ритца (БТР) – / 24 /

Бергсона парадокс – / 31 /

Биологические ритмы – / 31 /

Бифуркации точка – / 32 /

Будущее – / 33 /

Векторные часы – / 34 /

Ветвящееся время – / 35 /

Вечность – / 37 /

Восприятие времени – / 38 /

Временная скорость – / 38 /

Время – / 40 /

Время в алхимии – / 51 /

Время Бергсона А – / 52 /

Время в биологии по В.В. Налимову – / 53 /

Время в виртуальных реальностях "некомпьютерной виртуальности" – / 54 /

Время в динамической модели пространства-времени – / 59 /

Время в зурванизме – / 65 /

Время в изменённых состояниях сознания – / 65 /

Время в индийской философии – / 68 /

Время в интернете и социальных сетях он-лайн (сетевое время) – / 71 /

Время в информатике – / 76 /

Время в кибернетике – / 76 /

Время в компьютерной игре – / 76 /

Время в компьютерной виртуальной реальности – / 78 /

Время в литературе – / 80 /

Время в мифе – / 90 /

Время в нарративе (нарратив) – / 96 /

Время в синергетике – / 97 /

Время физиологическое по Алюшину-Князевой – / 99 /

Время в Финслеровой геометрии – / 101 /

Время в шизотипическом дискурсе Эвереттики – / 102 /

Время в эзотерике – / 108 /

Время в "обществе спектакля" – / 110 /

Время в "семантической вселенной" В.В. Налимова – / 111 /

Время виртуальных реальностей и "антисистемы" Льва Гумилева – / 113 /

Время в P–адическом анализе / Р–адическое и адельное время (Р–адический анализ) – / 119 /

Время и простые числа – / 120 /

Время как вычислительный процесс – / 128 /

Времяподобные вычисления – / 129 /

Время как проекция – / 130 /

Время как текст – / 131 /

Время как траектория – / 141 /

Время микромира – / 142 /

Время по Джону Данну (возможная интерпретация) – / 143 /

Время социальное по Γ. Маркузе – / 148 /

Время (и пространство) по Ю.С. Владимирову – / 150 /

Время по Хайдеггеру – / 151 /

Время у даосов – / 152 /

Гетерохрония – / 153 /

Гипервремя (Hypertime) – / 153 /

Голография – / 159 /

Движение во времени – / 163 /

Динамическая концепция времени – / 164 /

Древо времени – / 165 /

Дробление времени – / 166 /

Замкнутая временная линия (петля времени) К. Гёделя – / 174 /

Измерение времени вчера и сегодня – / 182 /

Игровое время – / 185 /

Интернет-время – / 185 /

Исследовательские программы времени (возможна ли физика времени?) – / 186 /

Историческое время – / 199 /

История создания машины времени в РФ (краткий курс) – / 199 /

Квазисубстанциональная модель времени Дж. Уитроу – / 204 /

Квантовоподобные явления и процессы – / 204 /

Клиодинамика – / 205 /

Когнитивное дробление времени – / 206 /

"Колесо времени" – / 215 /

Компьютерные модели времени (проект программы исследований) – / 217 /

Концепция времени мутазилитов – / 220 /

Космические метаморфозы времени – / 221 /

Кратко о модусах времени – / 238 /

Кротовая нора – / 239 /

Лапласовский детерминизм и судьба – / 239 /

Макроквантовые явления – / 240 /

Манипулирование временем – / 242 /

Математическая модель времени – / 242 /

Машина времени – / 247 /

Мир Бартини – / 264 /

Мировая линия – / 266 /

Мир событий – / 266 /

Многомерное время Р.О. Ди Бартини – / 267 /

Модель Берковича (информационная модель физического мира) – / 270 /

Модусы времени – / 273 /

Настоящее время – / 276 /

Неархимедово время – / 280 /

Неархимедово пространство – время естественных систем – / 282 /

Негеометрический образ времени – / 297 /

Нелокальность – / 297 /

Нелокальность во времени в прозе Милорада Павича – / 304 /

Неньютоново время Майкова В.П. – / 309 /

Нон-стоп – / 312 /

Oбратимость (oбратимость физических процессов, oбратимость времени) – / 313 /

Объективное время – / 316 /

Оверта́йм – / 318 /

Опыты Шноля: причина периодического изменения скорости хода времени – / 318 /

О значении в различии технологического времени – / 325 /

О моделировании "ментальных путешествий во времени" – / 326 /

Парадокс Бергсона – / 347 /

Петля времени – / 347 /

Позиционная концепция времени – / 353 /

Полиноминальное время – / 355 /

Полная причина – / 356 /

Понимание времени в древнем Китае – / 357 /

Пояснительная записка к проекту виртуальной машины времени – / 358 /

Прайм-тайм – / 363 /

Перемещение во времени и расстройство множественной личности в фантастике – / 363 /

Предложение по математизации восприятия течения времени – / 370 /

Представления времени в искусственном интеллекте (время в ИИ) – / 371 /

Преференциальная система отсчета – / 373 /

Природа пространства–времени с т.з. современной физики – / 374 /

Причина и следствие – / 375 /

Причинная механика Н. А. Козырева – / 375 /

Причинность и время – / 380 /

Проблема времени – / 381 /

Проskопия – / 383 /

Пространство: эмпирические и теоретические представления – / 384 /

Пространство-время Минковского – / 390 /

Процесс – / 394 /

Прошлое – / 395 /

Психологическое время – / 396 /

Реальное время – / 407 /

Реликтоэкология – / 407 /

Ретардика – / 409 /

Ретрокаузальность – / 409 /

Ретропричинность – / 409 /

Референты времени – / 410 /

Ритм – / 410 /

Сверхсветовые эффекты/ Быстросвет – / 411 /

Световые часы – / 413 /

Свойства времени – / 417 /

Свойства пространства – / 434 /

Семиотическое время (концепция В.П. Руднева) – / 447 /

Синхрония – / 449 /

Синхронизация – / 457 /

Синхронизация Гюйгенса как всеобщий фундаментальный закон – / 468 /

Скорость времени в релятивисткой теории – / 472 /

События и причинность – / 475 /

Статическая концепция времени – / 486 /

Страсти Господни (темпоральный аспект) – / 486 /

Структура времени – / 487 /

Структурно-временной изоморфизм – / 491 /

Субстанция – / 499 /

Субъективное время – / 499 /

Телепортация – / 500 /

Темп времени – / 504 /

Темпоральная модель дискретного пространства-времени – / 505 /

Темпоральная модель индивидуального (собственного) времени – / 506 /

Темпоральная конвергенция – / 507 /

Темпоральная модель/ континуально - дискретного времени – / 507 /

Темпоральность по Фрейзеру – / 507 /

Темпоронавт – / 508 /

Темпорология (темпоралистика) – / 508 /

Течение времени – / 510 /

Управление временем системы – / 512 /

Характерное время – / 513 /

Хронобиология – / 513 /

Хрономедицина – / 514 /

Хронометрия – / 514 /

Хроноперцепция – / 514 /

Хронополитика – / 518 /

Четыре причины Аристотеля – / 520 /

Цикл – / 528 /

Циклическое время – / 529 /

Эмпирические и теоретические представления о времени – / 530 /

Приложения – / 542 /

Сведения об авторах – / 574 /



Наверх