Этюд о существовании
ЭТЮД О СУЩЕСТВОВАНИИ
(В помощь любознательным читателям интересующимся проблемой времени)
Для того чтобы яснее осмыслить, что представляет собой РЕАЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ, (это не то «время» которое измеряют наши часы), необходимо уяснить сущностный смысл понятия СУЩЕСТВОВАНИЕ.
Что значит существовать?
Существовать – это значит быть во взаимодействии с другим, относительно которого "идентифицируется" факт существования обоих. Если объект "А" взаимодействует с объектом "Б", то, каждый взаимодействующий объект, воспринимая действие другого, "идентифицирует" факт ВЗАИМНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ относительно друг друга и ТОЛЬКО ДРУГ ДЛЯ ДРУГА!
То есть, объект «А» «идентифицирует» факт СОБСТВЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ относительно объекта «Б» (как «осознание» себя СУБЪЕКТОМ) и факт его, («Б»), реального существования для себя, так же как и объект «Б» «идентифицирует» факт СОБСТВЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ относительно объекта «А» и факт его реального существования для себя.
При этом ДОСТОВЕРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ удостоверяется ТОЛЬКО ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫМ АКТОМ - актом НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Однако, при этом должно выполняться НЕОБХОДИМОЕ и ДОСТАТОЧНОЕ УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ – длительность распространения действия должна быть соизмерима с длительностью «идентификации», т.е. РЕАКЦИЕЙ НА ДЕЙСТВИЕ. Если длительность распространения действия ЗНАЧИТЕЛЬНО больше длительности «идентификации», то факт РЕАЛЬНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ такого объекта «идентифицирующим» СУБЪЕКТОМ СТАВИТСЯ ПОД СОМНЕНИЕ.
Примером такого рода объектов, для Познающего Субъекта, служат все КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ, для него такие объекты СУЩЕСТВУЮТ ТОЛЬКО как ВИРТУАЛЬНЫЕ.
Если объект «А» не взаимодействует с объектом «Б», то следовательно, они не существуют ДРУГ ДЛЯ ДРУГА.
И более того, если при этом, ни объект А, ни объект Б не взаимодействуют НИ С КАКИМИ ДРУГИМИ ОБЪЕКТАМИ, то они не могут «идентифицировать» и факт СОБСТВЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, (то есть не могут осознать себя СУБЪЕКТАМИ), а следовательно и нет смысла говорить о их СУЩЕСТВОВАНИИ, поскольку НИ У КОГО нет ДОСТОВЕРНЫХ свидетельств о их существовании.
СУЩЕСТВОВАНИЕ РЕАЛЬНЫХ ОБЪКТОВ МОЖЕТ БЫТЬ КАК ВРЕМЕННыМ, т.е. ЭВОЛЮЦИОННЫМ, ТАК И БЕЗВРЕМЕННыМ – НЕ ЭВОЛЮЦИОННЫМ.
Если объект "А", взаимодействуя с окружающими объектами, НЕОБРАТИМО и НЕЛИНЕЙНО, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ИЗМЕНЯЕТ СВОИ СОСТОЯНИЯ, которые накапливаясь, составляют шлейф ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИИ ОБЪЕКТА, то следовательно объект "А" ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ, т.е. СУЩЕСТВУЕТ ВО ВРЕМЕНИ.
Если объект "А" взаимодействует с окружающими его объектами за счёт ОБРАТИМОГО обмена промежуточными носителями взаимодействия, то его состояние за полный цикл НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ, а следовательно объект "А" НЕ ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ, т.е. СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ ВРЕМЕНИ!
Все эволюционирующие объекты имеют ОГРАНИЧЕННУЮ ЖИЗНЬ, тогда как не эволюционирующие объекты СУЩЕСТВУЮТ В БЕЗВРЕМЕНЬЕ, т.е. их "жзнь" НЕ ОГРАНИЧЕНА.
Примером объектов существующих в безвременье, т.е. не эволюционирующих, могут пожалуй служить фундаментальные частицы, такие как лептоны, кварки и носители взаимодействий: фотоны, глюоны, гравитоны и промежуточные бозоны. Сюда же видимо можно отнести и протон, «время жизни» которого, по порядку величины, оценивается как 10 в степени (31-32) лет, а также флуктуирующий физический вакуум.
В.К.Павлов
Комментарии
Существование - это взаимодействие без которого нет никакого существования.
К не эволюционирующим объектам видимо можно отнести лептонные нейтрино, кварки, а так же носители взаимодействий: гравитоны, глюоны, фотоны и промежуточные бозоны.
Аристотель в «Физике» показывает, что решение проблемы существования есть ключ к проблеме времени. То, что проблема времени — это проблема существования утверждают и современные исследователи.
В своё время Рене Декарт поместил в основание своей философии постулат разума, а не веры. Знаменитое «cogito ergo sum» означает, что единственно достоверным существованием обладает познающий субъект. Природа объекта при этом оставалась невыясненной. Шаг в направлении объекта сделал Дж. Локк. Он ввёл понятие опыта, поставив познание (= достоверность реальности) в зависимость от него. Уточним, что по Локку в основе опыта лежит эмпирическое познание. Однако такое решение проблемы объекта породило много вопросов. Самый каверзный из них принадлежит Дж. Беркли. Если достоверность реальности (проще говоря, знание о Мире) базируется только на опыте, то можно ли быть уверенным в том, что Мир существует, когда его никто не воспринимает? Беркли нашёл способ ответить положительно на этот вопрос. Он заявил, что даже тогда, когда Мир никто не воспринимает, он продолжает существовать, так как его всегда воспринимает Бог.
Однако другого философа, Д. Юма, такое решение проблемы не удовлетворило. Отрицая существование Бога, он оставил основной для философии своего времени вопрос нерешённым.
Аргументация Юма сохраняет свою актуальность и сегодня. В чьём восприятии существует Мир, когда его никто не воспринимает? Кто поручится за его существование? Переход от возможности знать о существовании к возможности самого существования делается как-то сам собой и без всяких усилий, хотя и вполне понятен. (Психологически во времена Юма этот вопрос означал: какой он?) Хотя надо признать, что эта вторая постановка вопроса является более сильной, несмотря на всю свою кажущуюся парадоксальность. Из ответа на этот вопрос вытекает наша субстанциональная концепция времени.
Как представить себе существование невоспринимаемого объекта? Когда? В какой момент? Для кого он существует? Это то же, что представить историческую личность. В какой момент?
Попробуйте представить себе человека, который полностью прожил свою жизнь и завершил её естественной смертью, ну, скажем, в 90 лет. Вы никогда не видели его фотографии и не имеете словесного портрета. Последнее условие я ввёл, чтобы эксперимент был абсолютно чистым (чтобы убрать помехи). Мы можем также взять для наглядности звезду, завершившую свой жизненный цикл. Мы обнаружили следы её распада, и пытаемся представить себе, какой она была?
Мы понимаем, что представлять всё явление сразу целиком, от начала до конца его существования будет неправильно. Всё явление в целом, от начала до конца, существования не попадает под категорию ЕСТЬ (существует), т.к. завершив своё существование, оно перестаёт существовать (здесь это вполне уместная тавтология).
Но мы уверены, что оно было, и спрашиваем, каким оно было? Где и как оно получило свое есть? Своё существование? Или, говоря языком Юма, для кого оно существует? Ответ таков: оно существует для самого себя благодаря настоящему.
Всякое особенное получает свою определенность в настоящем как актуально существующем моменте. Настоящее это главное условие существования. Для появления настоящего необходимо Время.
Итак, сущность Времени не в наличии будущего или прошлого, а в созидании настоящего.
Уничтожение настоящего, равносильное уничтожению существования, единичного бытия, уничтожило бы и прошлое, и будущее, т. е. Время.
Время надо искать там, где появляется настоящее – определяющее условие единичного бытия. Настоящее есть везде, где есть существование. Вот, между прочим, почему невозможно путешествие во времени. Это равносильно потере себя.
Физические объекты существуют друг для друга будучи связанными между собой физическими взаимодействиями. ПС связаны между собой и с физическими объектами с помощью восприятий и ощущений удостоверяющих их взаимное существование.
Но при этом ПС должен пребывать в состоянии активного сознания и самосознания.
Когда ПС находится в заторможенном состоянии, то он перестаёт взаимодействовать с окружающим миром, а значит для него перестаёт существовать весь мир и он сам. Но будучи живым существом, он продолжает существовать взаимодействуя с окружающем его миром. Все объекты, с которыми мы ранее взаимодействовали, но которые в данный момент находятся вне поля нашего внимания, будут существовать для нас только вероятностно, с той или иной степенью уверенности.
Во - вторых, время ничего не создаёт. Оно само "создаётся" физическими ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ, которые определяют и существование Вашего куска кварца в данный момент.
По поводу во-вторых. Ну, докажите это. Обоснуйте. Пусть это будет хотя-бы мысленный эксперимент. Вот я предлагаю Вам свой Опять те же ключи. Для простоты предположим, что ключи были изготовлены в 2000 году и тогда же я их купил. В том же году родился щенок и я купил этого щенка. В 2003 году ключи потерялись. Они лежали неподвижно под трюмо, а там так тесно, что даже пыль туда не попала, они даже не запылились. И вот через три года в 2006 году ключи нашлись. В этом году собаке 6 лет. Вопрос, сколько лет ключам? Прошу ответить.
Ответ на вопрос по поводу возраста Ваших ключей самоочевиден – шесть лет. Не важно, что три года Ваши ключи не были использованы по прямому назначению.
Металлические ключи ПРАКТИЧЕСКИ, не эволюционируют, т.е. в металле не происходят необратимые изменения. Однако, взаимодействуя с окружающими объектами в них происходят обратимые изменения - флуктуации: изменяется температура, изменяется упругая деформация. Поскольку обратимые изменения к временнЫм процессам не относятся, то следовательно, Ваши ключи СУЩЕСТВУЮТ в БЕЗВРЕМЕНЬЕ, оставаясь в своём неизменном, НАСТОЯЩЕМ, т.е. в без длительном СОСТОЯНИИ. Поскольку изменения происходят относительно ПС – та ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, то он эти изменения не замечает и считает существование ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗ ДЛИТЕЛЬНЫМ.
Понятие возраста для них теряет всякий смысл. Если же принять во внимание тот факт, что ВСЕ объекты в нашем МИРЕ, пусть очень медленно, но всё же НЕОБРАТИМО изменяются, т.е. эволюционируют, тогда собственный возраст объектов для них самих должен оцениваться по их вещественным изменениям фазовых состояний. Это доля «прожитой» объектом «жизни», (в процентном выражении), от всей статистически возможной «жизни» для объекта. Величина фазового состояния оценивается ПС – ми по их субъективным восприятиям, т.е. очень приблизительно. Учитывая всё это, возраст металлических ключей будет порядка 10 в степени ( - 9) %.
Совсем иначе определяется возраст объектов ПС – ми. ПС - ты определяют возраст по ДЛИТЕЛЬНОСТИ, которая, как относительная характеристика, для самих объектов ничего не значит, они её просто не замечают и не фиксируют. Однако, длительность, в отличие от фазовых состояний, имеет достаточно строгую количественную меру и поэтому может быть измерена практически точно. Таким образом, возраст Ваших ключей, измеренный с помощью часов, с момента их изготовления до момента, когда Вы их обнаружили, составляет 6 лет.
С уважением, Павлов В.К. 12.11.2018 г.