Институт исследований
природы времени
 
Мы в соцсетях: Поиск по сайту: 
Канал youtube
Группа VK
 
 
© 2001-2024 Институт исследований природы времени. Все права защищены.
Дизайн: Валерия Сидорова

В оформлении сайта использованы элементы картины М.К.Эшера Snakes и рисунки художника А.Астрина
Заседание семинара 31 января 2023 г.
Рябчикова Н.А. (Ryabchikova N.A.) Вероятностное прогнозирование как фактор успешности в решении проблем человеком в ситуации выбора // Российкий междисциплинарный семинар по темпорологии имени А.П. Левича. Заседание семинара 31 января 2023 г.
[последнее обновление: 07.02.2023]
Кафедра докладчика: Лаборатория-кафедра "Прогностических исследований"

Заседание семинара 31 января 2023 г. № 786
0.0/5 оценка (0 голосов)

  • 00:00 Общие вопросы семинара
  • 18:37 Представление докладчика
  • 20:41 Доклад Рябчикова Н.А. "Вероятностное прогнозирование как фактор успешности в решении проблем человеком в ситуации выбора"
  • 1:12:37 Комментарии и вопросы
  • 1:43:19 Дискуссия и критика
  • 1:59:27 Заключительное слово докладчика
  • 2:10:45 Заключительное слово ведущего
  • 2:13:06 Заключительное слово руководителя семинара

19:00-19:20 Информационный блок.

19:20-20:20 Доклад. 

Ryabchikova N.A

Вероятностное прогнозирование как фактор успешности в решении проблем человеком в ситуации выбора

Рябчикова Наталия Афанасьевна, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

д.б.н., Инновационный центр Сколково, МГУ им. М.В. Ломоносова

Любую деятельность человека можно представить как результат эволюции и общественного развития. В то же время учитывается особая форма взаимодействия с окружающей средой, где все большее значение приобретают высшие психические формы регуляции поведения.

Поведение человека имеет активный, целенаправленный характер и связано с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и правилами. Поэтому особенность поведения человека необходимо рассматривать в природно-техногенном (биологическом) и социальном (психологическом) аспектах с учетом влияния совокупной, интегральной составляющей среды на общий статус человека.

На современном этапе развития науки в области построения искусственного интеллекта возникли тенденции, связанные с попытками воспроизведения в механических системах ряда основных универсальных механизмов мышления человека.

Однако, в философском аспекте, действительно ли математические методы тождественны объективной реальности или это лишь абстрактные умозрительные построения? Часто сложные математические конструкции оказываются весьма оторванными от отображаемой ими объективной реальности и иногда подменяют сущность формой, т.е. применение сложной математики может быть уходом от содержательных задач в область только формального описания.

В реальной жизни обычно не бывает полной и достоверной информации о состоянии внешней среды и готового алгоритма для решения поставленной задачи. Может быть, «обучающаяся матрица» мозга путем прогнозирования выбирает правильные алгоритмы решения задачи. Так создается внутренняя модель внешнего мира, соответствующая реальной ситуации.

Используемые в настоящее время разные модели оценки адекватности поведения человека (Д.А. Ширяев, 1986, Л.И. Переслени, 1990, Л.А. Регуш, 1997 и др.) отражают только те, или иные психологические или нейрофизиологические параметры, которые (каждый в отдельности) не дают полной и надежной информационной значимости различных данных при прогнозировании событий.  Считается, что вероятностное прогнозирование является одной из форм интеллектуальной деятельности человека. Применение структурно-информационного подхода к анализу количественно - качественных показателей решения задачи позволяет не только изучить, но и выявить основные стратегии поведения человека в каждой конкретной ситуации.

Нами была предложена и научно обоснована концептуальная модель функциональной структуры регуляции целенаправленного поведения человека.  В рамках этой модели определялись типологические особенности и индивидуальные различия, с учетом механизмов его мозгового обеспечения, определяющие интеллектуальные возможности человека и позволяющие выбрать единственно правильный прогноз событий. Такой подход позволяет выбрать единственно правильный прогноза события, обеспечивающего успешность поведения человека в любой ситуации.

В ходе экспериментов были сформулированы четкие правила переработки мозгом информации, которые, будучи формализованы математическими методами, легли в основу компьютерной программы «Прогнозис 2.5», способной оценить уровень интеллектуальных возможностей человека при решении задач в проблемной ситуации. Суть методики «Прогнозис 2.5» заключается в использовании когнитивных тестов для осуществления прогнозирования ожидаемых событий, т.е. как предвосхищение будущего с целью оптимизации поведения. Исследуется процесс прогнозирования испытуемым одного из двух возможных стимулов, которые предъявляет программа компьютера с учетом результатов предыдущей ситуации. Эффективность вероятностного прогнозирования определялась также с помощью методики Прогнозис 2.5, по соответствующим критериям.

Анализ количественных (ошибки прогнозирования, времени выбора) и качественных (стратегии) показателей эффективности прогностической деятельности при использовании компьютерной психологической методики «Прогнозис» позволяет определить уровень развития таких психических функций, как внимание, память, восприятие, мышление, удовлетворительно коррелирующих с нейрофизиологическими маркерами работы головного мозга. Совокупность таких показателей служит основанием для определения индивидуальных различий и типов прогностической деятельности человека по соответствующим им критериям. В свою очередь, определение типов прогностической деятельности позволяет предсказать поведение человека в любой, что особенно важно, проблемной ситуации, требующей быстрого и правильного принятия решения. В итоге, по всем показателям определяется уровень интеллектуальных возможностей человека и его способность к принятию решений.

Настоящее исследование выполнено в содружестве с Государственным бюджетным Научным Центром Неврологии, Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург и поддержано международными организациями Bodiflo LLC (USA & Australia), ITAG (USA), РФФИ грант 15-04-00598, № 99-04-48299.

Публикации по теме доклада

  1. Ryabchikova N.A., Bez L.V., Chigaleichik L.A., Damyanovich E.V., Bazyan B.Kh. Saccadic eyes movements in patients with Parkinson's disease untreated // Abstracts of the X World asthma, allergy & COPD forum and the XXIII World congress on clinical medicine and immunorhebalitation (New York, USA, April 28 - May 1, 2017). International Journal on Immunorehabilitation. 2016. V. 18 №2. P. 131. (Скачать)
  2. Moskalenko Yu.E., Ryabchikova N.A. Correlation between human cognitive function and circulation processes // Abstracts of the XI World asthma, allergy and CORD forum (Barcelona, Spain, April 20-23, 2018). International Journal on Immunorehabilitation. 2018. V. 20 №2. P. 100. (Скачать)
  3. Moskalenko Y.E., Vardy T.M., Sabirov A., Kravchenko T.I., Riabchikova N.A., Uglova N.N. Quantitative analysis of intracranial volume slow-wave fluctuations // Academic Journal of Life Sciences. 2016. V. 2. №8. P. 50-60. (Скачать)
  4. Переслени Л.И., Рожкова Л.А., Рябчикова Н.А. О нейрофизиологических механизмах нарушения внимания у детей с трудностями обучения // Журн. высш. нервн. деят. 1990. Т. 40. №1. С. 37-44.
  5. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. Киев. 1997. С. 5-23.
  6. Рябчикова Н.А., Шульговский В.В., Подьячева Психофизиологические особенности испытуемых с разной эффективностью вероятностно-прогностической деятельности // Журн. высш. нервн. деят. Т.51. №5. 2001. С. 552-557.
  7. Рябчикова Н.А., Подьячева Е.В., Томиловская Е.С. Системные механизмы прогностической деятельности человека как показатель его интеллектуальных возможностей. В сб. «Системные механизмы обучения и памяти». М., 1998. С. 267-271.
  8. Рябчикова Н.А., Шульговский В.В., Аджимолаев Т.А Особенности структуры алгоритмов поведения человека в формальных средах // Научно-технический журн. «Автоматика». АН УССР. Изд. «Наумова думка». 1989. №2. С. 57-61.
  9. Рябчикова Н.А., Сычев С.М., Базиян Б.Х. Искусственный интеллект в соотношении с когнитивными функциями головного мозга человека // Нейронаука для медицины и психологии: XVIII Международный междисциплинарный конгресс. Судак, Крым; 30 мая-10 июня 2022 г.: Труды Конгресса / Под ред. Е.В. Лосевой и Н.А. Логиновой. М.: МАКС Пресс, 2022. С. 290-291. (Скачать)
  10. Рябчикова Н.А., Базиян Б.Х., Ефимова В.Л. Взаимосвязь когнитивных процессов с нейрофизиологическими особенностями головного мозга // Нейронаука для медицины и психологии: XVII Международный междисциплинарный конгресс. Судак, Крым; 30 мая-10 июня 2021 г.: Труды Конгресса / Под ред. Е.В. Лосевой, А.В. Крючковой, Н.А. Логиновой. М.: МАКС Пресс, 2021. С. 325-326. (Скачать)
  11. Ryabchikova N.A., Baziyan B.Kh., Damyanovich E.V., Chigaleichik L.A. Probabilistic prognosis in human cognitive functions on problematic situations // Allergy, Asthma, COPD, Immunophysiology & Immunorehabilitology: Innovative Technologies. Filodiritto Editore, 2019. P. 267-275. (Скачать)
  12. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М., Наука, 1978, 1-34, 112 с.
  13. Ширяев Д.А. Психофизиологические механизмы вероятностного прогнозирования. Рига. Зинятне. 1986. С. 3-110.
  14. Davidson R.J. EEG measury of cerebral asymmetry: conceptual and methodological issues // Internat. J. Neuroscience. 1988. V. 39. P. 71-89. (Скачать)
  15. Gale A., Haslum M., Penfold V. EEG correlates of stimulative expectancy and subjective estimates of alertness in vigilance-type task // Quart. J. Exp. Psychol. 1971. V. 23, №3, P. 245-254. (Скачать)
  16. Naatanen R., Lehtokoski A., Lennes MCheour M., Huotilainen M., Iivonen A. M., Alku P., Ilmoniemi R.J., Luuk A., Allik J., Sinkkonen J., Alho K. Language-specific phoneme representations revealed by electric and magne brain responses // Nature. 1997 Jan. 30. 385 (6615): 432-434. (Скачать)
  17. Raven, J., Raven, J.C. and Court, J. II. Manual for Raven`s Progressive Matrices and Vocabulary Scales. - 1995. - Section 1, General Overview. - Oxford, England: Oxford psychologists Press, Sail Antonio. - TX: The Psychological Corporation

Комментарии  

0 # Устинов Виктор 04.02.2023 18:16
Доброго времени. Посмотреть не удалось, постоянные обрывы. Когда появится запись?
Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Дмитрий Рисник 05.02.2023 17:11
Добавил запись.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Геннадий Вертегов 07.02.2023 18:12
Наталия Афанасьевна! "Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он" ► не считается с Карлом Густавом Юнгом. Вы предъявляете один и тот же стимул -математическую последовательность (о чем Вам говорили на семинаре) всем испытуемым. Юнг выделил 4 типа ведущих психологических функций (без учета вертности) определяющих решения человека. Вы полагаете что сенсорный тип реагирует на ваш стимул также как и мыслительный? Нет? Тогда 75% оставшихся изгои? А Вы не проверяли тест на Эйнштейне , Билле Гейтсе? Максиме Григорьевиче Годарев-Лозовском? Не дай Бог, дело дойдёт до практического применения теста. А на это способны академические ребята из Сколково...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Геннадий Вертегов 11.02.2023 14:44
Наталия Афанасьевна! " влияние стимульного материала. Чаще всего он ориентирован на интеллектуальные функции, выделенные Терстоуном [10]. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1. счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2. вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь;

4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5. память;

6. способность к рассуждению;

7. быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями."

Вертегов Г.И. Скорость мыслительных процессов в свете соционики. www.socionic.ru/index.php/2010-10-04-22-23-34/1401-skorost_myslitelnyh_processov_v_svete_socioniki
Так-что у Вас стимульный материал № 7.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Добавить комментарий
Просьба указывать реальные Фамилию И.О.




Наверх