Институт исследований
природы времени

 
Мы в соцсетях: Поиск по сайту: 
Канал youtube
Группа VK
 

 

Последнее обновление -
09 Апрель 2024
 
© 2001-2024 Институт исследований природы времени. Все права защищены.
Дизайн: Валерия Сидорова

В оформлении сайта использованы элементы картины М.К.Эшера Snakes и рисунки художника А.Астрина
2018-04-03

03 Апрель, Вторник

1) Доклад: Лаврентьев В. "Герар Йохан Фоссий – провозвестник исторического мышления в Новом времени".

5.0/5 оценка (1 голосов)
LavrentevОбщеизвестно, что Реформация, начавшаяся в христианстве в первой половине XVI в., перевернула прежние представления о сути человека. Драма человеческой души, её особая история, впервые входила в соприкосновения с замыслом Творца; но именно поэтому каждый поступок человека заслуживал воздаяния именно от этой высочайшей инстанции. Поэтому Реформация - не сугубо богословское преобразование, но мощный стимул для универсального развёртывания деятельности человека. В Голландии это вылилось в политическую революцию и столетнюю борьбу с испанским господством, что способствовало расцвету различных направлений идеального отношения к истории. Один из таких мыслителей, Якоб Арминий (1555 - 1605), оригинальностью своей мысли сумел на рубеже веков собрать вокруг себя круг молодых учёных, куда входили, в частности, Гуго Гроций и Герар Йохан Фоссий (1577- 1649).

В чём значение его исторической философии? Более поздние философы, в частности, Маркс с подачи Гегеля, транслировали историческую последовательность событий в будущее. Фоссий же, соединив ясное понимание сущности идеальной связи событий с превосходным знанием античности, сумел показать, что динамизм их развёртывания присутствует также в мире прошлого, который вовсе не представляет собой только «бремя наследства», но может быть использован в дальнейшей деятельности. К сожалению, официальная реформаторская Голландия не приняла этих смелых идей, и многие из последователей Арминия пострадали по политическим мотивам. Фоссия же эта участь миновала, и он продолжал свою академическую деятельность, распространяя блеск античной учёности в голландских университетах. Однако, именно трудоёмкость усвоения его блестящей латыни, возможно, затруднила понимание созданного им проекта исторического универсализма, во многом предваряющего достижения следующих веков.

Источники по теме доклада:

Лаврентьев В.С. Перевод с латыни труда Г.Й.Фоссия «Искусство историки, или сочинение о природе историки и истории…». VOX. Философский журнал. 2017, №23.  Комментировать

2) Доклад: Махортых Е.С. (Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) "Джамбаттиста Вико и "человеческое время" в историографии".

5.0/5 оценка (1 голосов)
MakhortykhФилософское осмысление истории итальянским мыслителем Джамбаттиста Вико своеобразно тем, что в своих предпосылках и базовых положениях расходится с господствующей в то время рационалистической парадигмой, рассматривавшей мировую историю как последовательное развертывание «абсолютной идеи». Вместо идеального, «обесчеловеченного» исторического времени эпохи Просвещения Дж. Вико предлагает изучать субъективное время человека, сопряженное с такими антропологическими характеристиками, как способность к языку (коммуникации) и созданию культурных артефактов, и объективируемое в процессе культурно-исторической деятельности человека.

В понимании и верификации исторического знания, по мнению Дж. Вико, важную роль играет «единичный» исторический факт, историческое событие, что во многом перекликается с античной историографией.

Историческое развитие в учении Дж. Вико описывается а рамках линеарно-циклической модели с привлечением идеи стадиальности. В данном контексте время связано, с одной стороны, с прогрессом научного знания и становлением «подлинного человека», с другой – с уничтожением созданного человеком и его собственной гибелью.

Работы Дж. Вико, можно сказать, предвосхитили многие «знаковые» для неклассической парадигмы концепции, в частности, в учении Ф. Ницше, А. Бергсона, М. Элиаде, К. Ясперса. Последнего с Дж. Вико роднит еще и понимание коммуникации как основания исторического мира и средства, служащего прояснению смысла «временности» (конечности) бытия параллельно становлению самосознания человека.

Источники по теме доклада:

Махортых Е.С. Язык как культурная универсалия в учении Джамбаттиста Вико. Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Литература и язык в современном поликультурном пространстве». Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (г. Стерлитамак, 15 мая 2017 г.) – Стерлитамак, 2017. – С. 107-114. Комментировать

Ретроспектива:

Весенний семестр 2018 г.



Наверх