Институт исследований
природы времени

 
Мы в соцсетях: Поиск по сайту: 
Канал youtube
Группа VK
 
 
© 2001-2024 Институт исследований природы времени. Все права защищены.
Дизайн: Валерия Сидорова

В оформлении сайта использованы элементы картины М.К.Эшера Snakes и рисунки художника А.Астрина
Формы и смыслы времени (философский, теоретический и практический аспекты изучения времени): сб. научн. тр.
Формы и смыслы времени (философский, теоретический и практический аспекты изучения времени): сб. научн. тр.

Формы и смыслы времени (философский, теоретический и практический аспекты изучения времени): сб. научн. тр.
5.0/5 оценка (1 голосов)

Аннотация

В тематический сборник «Формы и смыслы времени (философский, теоретический и практический аспекты изучения времени)» включены работы философов и ученых, проводящих исследования в области изучения проблемы времени в культуре, философии и науке. Сборник адресован, прежде всего, ученым и философам, работающим в данных направлениях, а также всем читателям, интересующимся современным состоянием работ по изучению проблемы времени.

Предисловие

В традиционном, уже седьмом сборнике серии «Библиотека времени», в этот раз два раздела: «Формы времени» и «Смыслы времени».

Раздел «Формы времени» включает восемь статей, а также рецензии и замечания.

Раздел открывается работой группы авторов (Л. А. Бакалейников, В. С. Баранов, М. Г. Васильев, М. Б. Винниченко, Е. Г. Головня, М. А. Иванов, А. М. Селиванов, С. В. Скворцов, А. З. Хрусталёв, Л. С. Шихобалов) «Исследование дистанционного влияния физических процессов на состояние окружающих тел». Это – экспериментальная работа по козыревской тематике, по которой не так уж и много подобного рода работ (те она, прежде всего и ценна!), выполненная ещё в 1992 году, но по ряду причин так до сих пор и не опубликованная… Но лучше уж поздно, чем никогда!

Следующие две работы – главы II и III из рукописи «Книга скорби» А.И.Вейника – не только порадуют почитателей данного автора, но и дадут пищу для размышлений людям реально мыслящим…

Статья А.В.Короткова «Группа преобразования вращения восьмимерных собственно евклидова и псевдоевклидова пространств» продолжает тему многомерности, разрабатываемую автором. Для её понимания надо владеть знаниями в объёме курса математики технического вуза или классического университета.

Пятая статья – статья А.Н.Черния «Об изотропии времени и законах сохранения» – принадлежит к научному мейнстриму. Статья посвящена исследованию количественных и топологических свойств времени. Автор доказал, что время обладает свойством изотропии, а также то, что изотропия пространства является следствием изотропии времени.

Шестая статья – это статья С.Л.Загускина «Направленность биологических процессов». Стоит ещё и ещё раз напомнить, что без хронобиологии и её реальных достижений освоение космического пространства (полёты на Марс и т.д.) невозможны в принципе. Как говорит об этом сам С.Л.Загускин, комментируя имитацию полёта на Марс: «В институте медико-биологических проблем, где проиводится эксперимент по «Марсу», работают хронобиологи А.М. Атпатов, С.И. Степанова, В.А. Галичий и др., которые, я уверен, продумали хронобиологические эксперименты и будут этим заниматься». Седьмая статья раздела «Хронобиологические причины и профилактика онкологических заболеваний, их хронодиагностика и биоуправляемая хронофизиотерапия» также принадлежит С.Л.Загускину и представляется актуальной работой, даже сверхактуальной… её должен прочитать каждый… Следующее за статьей приложение этого же автора «Возможны ли наукоемкие инновации медтехники в России?» – (сами по себе инновации темпоральны, поскольку устремлены в будущее, ближайшее будущее) доходчиво поясняет, что шаманские заклинания и камлания на тему отечественных инноваций – это не более, чем шаманские камлания и заклинания на тему отечественных инноваций (поскольку для инноваций, прежде всего, должна быть создана подходящая среда, и самое главное нужны люди, мыслящие в соответствующих категориях, и понимающие: зачем и для чего всё это надо?).

Последняя статья раздела – это статья А.В.Короткова «Товарно-денежное поле в экономике», которая, по замыслу автора «даёт математическое представление трёхмерных экономических взаимосвязей и может быть построена на базе представлений о четырёхмерном потенциале товарно-денежного поля и товарного заряда в четырёхмерном пространстве-времени (Минковского)». Статья удачно сопровождается двумя поясняющими приложениями.

Завершает раздел подраздел «Рецензии и замечания». Первой является рецензия М.Е.Герценштейна на знаменитый доклад С.Хокинга – «Рецензия на доклад С.Хокинга и размышления о нравах в фундаментальной науке», по прочтении которой невольно вспоминается (почерпнутая лет 15 назад из ресурсов сайта sfera.ru) « Сказка о сфере Шварцщильда

Давнным – давно мудрейший из мудрых Карл сын Шварцшильд из варягов нашел решение, и оное решение имело координатную особенность r=rg. Это – координатная особенность: сменил координаты и нет её – так сказать, невидимое ничто! И благодарные потомки поэтому нарекли её сферой Шварцшильда, хотя о ней писал еще Лаплас!

Много времени прошло, много воды утекло, отгремели две страшные войны. И мудрый Игорь свет Дмитриевич сын Новиков обратил свой мудрейший взор на ничто, увидел это невидимое и решил, что никак нельзя ничто оставлять без дела. И он повесил табличку: «О путник, подойди к ничто и переименуй радиус и время!» Правда, злые языки, коих в наше время достаточно, говорили, что в стиле XX века он ограничился руководящими указаниями и далее в надписи было: «Переименуй, кто сможет, ибо я сделать этого не смог!» Кроме того, он дал указания и по технике безопасности: «Не подходи, а то попадешь, в некотором смысле в другое пространство». И успокоился, но ненадолго. Он дал этому «ничто» высшее историческое (знание прошлого) и оккультное образование (знание будущего), после чего «ничто» приобрело вентильное свойство и знало кого и куда надо пущать. Он разделил ничто на два класса – тех, которые изучали историю и назубок знали прошлое, пущали только внутрь. А тех «ничто», которые после изучения оккультных наук надежно предсказывали будущее, пускали только наружу. Так воздадим должное мудрому Игорю свет Дмитриевичу за его педагогические таланты!

Мудрый бритт Хокинг – хилый телом, но могучий духом, раскалил «ничто» и приказал ему светить вокруг.

Да будет свет даже из черной дырки

Далее следует заметка В.С.Чуракова «Замечание по статье Л.С.Шихобалова «Что может дать субстанциональная концепция времени?"» – в которой Л.С.Шихобаловым ставится вопрос о «согласованности темпа течения времени в разных системах отсчета», на который, как он считает, современная наука ответа не даёт. На что в «замечании» даётся ответ в том смысле, что, в общем, с точки зрения современных теоретических представлений, всё в данной заметке изложено формально правильно. Но если копнуть глубже, то удастся ли найти согласованности между системами, не взаимодействующими друг с другом? Скорее всего, что нет. С другой стороны, мы сейчас не знаем всех полей, с помощью которых взаимодействуют системы. Естественно, что скорость взаимодействия через более тонкие поля, чем электромагнитные, должна быть во много раз больше скорости света. Концепция Н.А.Козырева, согласно которой время есть некоторая субстанция, синхронизирующая все процессы во Вселенной, является экспериментально не обоснованной.

Вполне возможно, что время – это отображение скорости процессов в конкретной системе, и измеряется оно каким-то периодическим процессом в этой же системе. А то, что можно делать пересчет параметров между различными системами в СТО и ОТО, является отражением того факта, что все эти системы не являются независимыми. Действительно, если все эти системы мы изучаем, то они взаимосвязаны, хотя бы через нас. А между любыми взаимодействующими процессами есть как синхронизация, так и зависимость. Метрика, скорее всего, реально никак не связана ни с синхронизацией, ни со временем. Хорошо известно, что в ОТО с помощью искривления метрики пытаются описать взаимодействия. То есть это некий новый геометрический или математический способ описания взаимодействий – и не более того. Таким образом, в реальности, никакой глобальной синхронизации нет. А все объекты, которые мы изучаем – бесспорно связаны (так как мы их изучаем) и следовательно, в определенной степени связаны и синхронизированы.

Объекты, которые мы не можем пока изучить, так же могут быть связаны и синхронизированы полями неизвестной природы, а может и нет.

Завершает подраздел [Анализ статьи М. Ю. Константинова «Причинные свойства некоторых классов моделей пространства-времени»], выполненный Л.С.Шихобаловым, в отношении которой, т.е. по поводу статьи Константинова, следовало бы добавить ещё вот что: прежде всего, написать метрику для горловины кротовой норы ещё никому не удавалось. Поэтому всё это рассуждения об объектах, которых в ОТО просто нет. Кроме того, при наличии замкнутой петли метрика неустойчива, и надо доказывать, что все рассуждения М.Ю.Константинова можно перенести и на нестационарные неустойчивые метрики.

Во втором разделе «Смыслы времени» – представлены работы гуманитарного содержания, поскольку только человек ищет во всём смыслы, или стремится их чему-либо приписать.

В разделе десять статей. Открывает раздел статья Вейника Е.В. «Основные категории пространства и времени». В статье представлен краткий обзор концепций пространства и времени. Автор показывает, что всё их многообразие разделяется на два принципиально отличающихся вида – категорийный и материалистический. Несомненным достоинством статьи является доступное изложение трудных вопросов.

В следующей за ней статье А.М.Заславского «Загадочное и бессмысленное. О моделях времени в естествознании» анализируется парадоксальное положение, сложившееся в отношении проблемы времени в современной науке: полно гипотез, концептуальных моделей, но – (в отношении времени) нет того, что есть в электродинамике: модели электромагнитного поля, описываемой уравнениями Максвелла, – т.е. собственно теории времени.

Третья статья раздела – это статья Т.П.Лолаева «Почему в Большом адронном коллайдере не появится «кротовая нора» – на основе разрабатываемой автором концепции функционального времени вскрываются лженаучные спекуляции, инсинуации и наукообразные бредовые мифы на тему работы БАКа, одной из которых является тема ужасной, угрожающей Мирозданию «кротовой норы».

Следующие работы раздела – три натурфилософские статьи А.Д.Мальцева – порадуют любителей данного жанра (замечу в скобках: все их недостатки перекрываются их основным достоинством: свежестью мысли, разнообразием идей, что ныне – большая редкость).

Статья Ю.В.Никонова «Квантовые статистики и время при алкогольной зависимости» – написана в междисциплинарном ключе, и, причем – на редкость удачно. Кто бы что ни говорил, но, по-моему Ю.В. Никонову удалось по-своему ухватить сущность времени, его человекоразмерную тайну Таким образом, мы в очередной убеждаемся в правоте И.Канта, считавшего, что все проблемы замыкаются на человеке, и мы сможем понять мир, только раскрыв тайну человека, изучив его автономные законы: разгадка тайны времени – в человеке. По-моему, эверреттизм неплохо описывает всякого рода мнимые миры при алкоголизме, наркомании, шизофрении и т.д. – в чём и преуспел Ю.В.Никонов. Сам Ю.В. Никонов говорит об этом так: «По сравнению с Ю.А.Лебедевым, я, конечно, скептик. Но «что-то в этом», в этом подходе есть. Хотя большинство моих статей могли обойтись и без эвереттики. Описывается виртуальная реальность психических расстройств, которую, рано или поздно смогут технически смоделировать «с полным в неё погружением», и с непредсказуемыми последствиями».

Статья В.С.Чуракова «Дальнейшие размышления о времени и его изучении» является продолжением более ранней работы. Статья начинается с размышлений о применении гироскопов в экспериментах со временем (в экспериментах по козыревской тематике). Делается вывод о том, что следует, прежде всего, изучить физику работы самого гироскопа (ввиду его особой сложности). Что же касается времени, то времени как модели (единой модели, как вышеупомянутых уравнений Максвелла для электромагнитного поля – нет). Во всех современных моделях время представляется как параметр (то есть свойство модели). Этот параметр описывает изменение объекта. Но гипотез времени много, при том, что, ни одной как рабочей гипотезы нет. Интересный факт обнаружился в многолетних исследованиях С.Э.Шноля и соавторов о создаваемой космофизическими причинами дискретности результатов измерений хода во времени процессов разной природы – в них выявлены и отмечены (в публикациях с.Э. Шноля и соавторов) зависимость числа делителей натурального ряда чисел от значения самого числа. Эта зависимость четко выявляет двенадцати тактный цикл. Число 12 – это число, которое очень широко задействовано, в частности, в музыке. Семь основных нот музыкального ряда, и пять полутонов создают двенадцати тактную систему. Т.е. равномерно темперированный строй в степенных системах музыкальных чисел сформирован благодаря двенадцати тактному циклу. В определённом это и есть та самая музыка сфер, которую слышал Пифагор.

Статья Л.А. Штомпель и Т.В.Константиновой «Время культуры и темпоральный нигилизм» посвящена исторической памяти, запечатлённой, прежде всего, в городской архитектуре, в исторических памятниках, в названиях улиц и площадей… Ключевые слова статьи: модусы времени, темпоральный нигилизм, отрицание. По прочтении работы невольно вспоминаются слова Расула Гамзатова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, то оно выстрелит в тебя из пушки».

Завершает раздел статья И.А.Яксиной «Модус настоящего и временная перспектива личности». «На примере обособления модуса настоящего рассматриваются искажения временной перспективы личности. Автором показывается, что ориентация личности на настоящее может быть представлена как в виде компетентного и грамотного отношения к данному модусу, являясь структурным компонентом гармоничной и сбалансированной временной перспективы, так и в виде «застревания» на настоящем, обособлении представленного модуса от остальных» (И.А.Яксина). Но лучше прочитать всю статью целиком: статья концептуальная и доступна студентам старших курсов.

За вторым разделом следует подраздел АРХИВ ВРЕМЕНИ, включающий пять работ. Две первые посвящены машине времени. Первая – статья И.Д.Новикова «Анализ работы машины времени», а вторая – статья В.П.Фролова «Черные дыры, «кротовые норы» и «машина времени»» (в ней меньше энтузиазма, чем в первой). Данные работы основаны на теории относительности (СТО и ОТО), полной иллюзий и парадоксов (об этом см.: Петров Ю.И. Парадоксы фундаментальных представлений физики. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 336с.), которые не дают покоя пытливым интеллектуам-теортикам, генерирующим удивительные научные фантазмы. (В прочем, польза от подобных химер всё равно есть: ведь это ни что иное как негативный образец, а в данном вопросе энтузиастам следует искать какой-то другой путь. Прежде всего, надо иметь теорию времени, или, хотя бы, рабочую гипотезу).

Если первые две статьи назвать «сеансом черной магии», то следующая статья – это сеанс её полного разоблачения – статья М.Е.Герценштейна «Машина времени и общая теория относительности» (о которой автор в рецензии на доклад С.Хокинга говорит, что она посвящается К.Торну), в которой анализируются варианты машин времени И.Д.Новикова, К.Торна – и следует принципиальная невозможность их осуществления. Из статьи также следует, что пространство и время – это не химерный гибрид одного с другим, а принципиально разные сущности, причём имеющие такие свойства, которые не позволяют за счет манипуляций с одной из них обойти другую (на примере кротовой норы: проделать короткий туннель в пространстве и обойти время). Самым удивительным образом статья М.Е.Герценштейна перекликается с христианской мифологией, согласно которой только Христос может проходить между временами: ‹‹Главная задача Христа в Аиде – провести Адама сквозь пасть дракона и обратно в Рай. Вспомним также, что после изгнания Адама из Сада Эдемского у ворот Рая был поставлен херувим с пламенным мечом «обращающимся». Лязгающие челюсти дракона и мелькающий меч – разновидности особого мифологического элемента, чьим прообразом служат Симплегады, Сталкивающиеся скалы, между которыми нужно проскочить герою. «Подвижная дверца» открывается и захлопывается с такой скоростью и внезапностью, что герою необходимо проскочить в нее быстрее мига, то есть вне времени, в застывшее мгновенье. У него есть один-единственный выход: без колебаний прыгнуть вперед, так как малейшая заминка, секундная нерешительность его погубит. Очевидно, что «подвижная дверь» – все то же «игольное ушко», «тесные врата и узкий путь», через которые в Царство Небесное попадет лишь тот, кто стал никем и ничем. Адам проникает через пасть Аида в Рай, поскольку отныне «сораспялся Христу», как Христос облекся плотью Адамовой. Адам входит в Рай как Иисус, Новый Адам; здесь смысл в том, что сквозь подвижную дверь способен пройти только Христос – Настоящий Человек, лишенный прошлого и неподвластный времени. Он живет в вечном Мгновении, и поэтому без труда проникает меж челюстями прошлого и будущего, за которыми томятся в плену все остальные.

Во многих мифах о «подвижной дверце» герой минует её, только чего-то лишившись. В европейской сказке Заяц похищает траву бессмертия у Сторожевого Пса, но оставляет в зубах собаки свой хвост. В христианском варианте за дверью остается Люцифер; здесь «заячьим хвостом» является, конечно же, то, что всегда влачится позади: воспоминания, минувшее – единственное, что может пожрать Дракон Времени. Люцифер – «мертвец», извлеченный из памяти эго. До тех пор, пока разум отождествляется с ним, Врата Небесные закрыты. Прошлое и будущее с грохотом сталкиваются в нестерпимо краткий миг настоящего, постоянно вызывая такое чувство, будто у нас ни на что «нет времени». Когда же становится ясно, что истинное Я – вовсе не то «я», которое мы помним, «Заяц» лишается «хвоста» – и был таков.

В Ветхом Завете аналогичный элемент отслеживается в переходе Моисея через Чёрмное море, воды которого расступились, чтобы пропустить «Израиль», и мгновенно сомкнулись, утопив «Египет». Церковь с полным основанием уподобляет прохождение Христа через Смерть и Преисподнюю бегству евреев за Красное море, так как при «бороновании преисподней» пасть дракона беспрепятственно выпускала тех, кто «во Христе», но плотно смыкалась перед Люцифером и его приспешниками. И за этими бурлящими волнами, опасными вратами, челюстями адовыми – за прошлым и будущим, добром и злом, жизнью и смертью и всей полнотой противоположностей, где безнадежно заточен человек-эго, простирается Воскресшая Жизнь, всегда доступная тому, кто совершает прыжок без колебаний, ловит свой Миг и не задерживается в прошлом››, – повествует Алан Уотс (См.: Уотс А. Миф и ритуал в христианстве. – К.: «София»; М.: ИД «София», 2003. – 240с. – (с.160)).

Следующей идёт работа буддийского мыслителя Васубандху «Об основном принципе школы сарвастивада (частичное исследование о возможности прошедшей и будущей действительности)», поражающее своей проработанностью и глубиной мысли. Буддийский мыслитель размышлял на тему времени не один год – и вот дошедший до нас поразительный результат…

Работа другого буддийского мыслителя – Догэна – «Бытие и время» написана за 700 лет до одноименного труда М.Хайдеггера. «Бытие и время» мастера Догэна – небольшой шедевр дальневосточной мысли, жемчужина восточного гнозиса, будет по достоинству оценена исследователями времени…

По традиции, сборник завершают «Авторефераты статей, опубликованных в сборнике» и «Сведения об авторах».

В.С.Чураков, научный редактор.



Наверх